От духа его великолепие неба Крестный путь Иисуса

Аида Нейтенс
Пересматривала свои репродукции картин с изображением Иисуса Христа. Нашла среди них одну, задевающую душу. Картина называется «Крестный путь Иисуса Христа» (Гент, Музей Изящных искусств). Очень примечательны выражения лиц персонажей.

На картине – люди. Злобная толпа и смирившийся со своей смертью Христос. Христос бесстрастен и непоколебим. Внизу справа – нераскаявшийся разбойник. Смотрит на своих мучителей с ненавистью. Вверху – раскаявшийся разбойник. Здесь проступают человеческие черты, но видим страх перед предстоящей смертью. Покаяние меняет его. Фарисей справа указывает ему на совершенный грех. Скалит зубы, гримасничает. Первосвященник, что слева, смотрит на разбойника, чванливые губы выдают его страсти. Слева – святая Вероника с платом, на котором проступает лик Иисуса. Симон Киринеянин опрокинулся назад от тяжести Креста.

Лица на темном фоне – калейдоскоп злобных физиономий. Иероним Босх придал лицам гротескно-уродливые черты. Злоба искривляет лица грешных людей. Каждый участник этой сцены поглощен своими мыслями и страстями. Глаза Христа и святой Вероники закрыты, они словно не хотят видеть беззакония.

В этой картине нашла подтверждение всех мыслей, которые мне встречались раньше.
Мысль такова от такой картины. Прочитала в книге святого Луки Крымского «Дух, душа и тело». «Велико и глубоко важно соотношение между духом и формой. В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. Дух творит формы. Дух находит выражение в формах человеческого тела. Форма тела, движения соответствует душе, духу его. Дух грубый и жестокий имеет грубые отталкивающие формы. Дух чистый и кроткий творит полное красоты и нежности жилище».

Если внутри нет божественного духа, то и вовне, то есть на лице, его не может быть.

В своей книге он приводит примеры: Рафаэль "Мадонна" и "Джоконда" Леонардо да Винчи. Можно здесь привести огромное количество примеров. Для меня – это также картины М. Нестерова М. Он – художник православной души, которая христианка по натуре (Тертуллиан). Дух творит себе формы, повторяет Осипов А. И. Мне вспомнились слова Чехова А. П. Чехова: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...".

Есть один термин в античной философии, малоизвестный. Калокагатия – совокупность или гармоничное сочетание достоинств, совершенство телесного сложения и духовно-нравственного склада, внешняя и внутренняя гармония. Слово произошло от двух греческих слов: kalos и аgathos, что значит прекрасный и добрый. Эсть два условия красоты человека: красота тела и красота духа.

Калокагатия, писал Аристотель, - цельность человеческой личности и величие души. Она есть у всех людей, но в разной степени. Есть, конечно, исключения. Уродливый звонарь с Собора Парижской Богоматери Квазимодо - образец духовной красоты. Он обладает добрым сердцем.

Еще один момент! Все вы знаете, что такое физиогномика. Согласно этому псевдоучению, можно определить тип личности, исходя из внешних черт лица и его выражения. Не знаю, знал ли Иероним Босх физиогномику. Возможно. Трудно сказать, кто ему позировал. Или это выдуманные лица.

Но в 1605 г. библиотекарь Эскориала Фрей Иосиф Сигуэнца писал, что Босх хотел изобразить человека изнутри, в то время как другие художники изображали человека таким, каким он выглядел внешне.

Да, и еще, чем хотела с вами поделиться. Прочитала у схиигумена Саввы, старца Псково-Печерской обители, о лицах грешников. «Святые отцы замечают, что кто завидует, у того лицо зеленеет; кто осуждает, у того чернеет; кто злобится, у того желтеет. Лицо праведного, благочестивого светло и радостно». Как точно Босх передал оттенки на лицах. Словно, сам знал об этом.