Традиция

Дмитрий Леднев
  Есть у нас одна очень хорошая традиция. Навещая усопших родственников, оставлять на могиле всякую снедь, ну и грамм 100-150. Дабы, различный нищий люд, выпивая, да закусывая, как бы тоже поминал усопшего.

  Я живу не богато, мягко говоря. И никогда не брезговал данной традицией. А что такого, кому-то можно, а я чем хуже! Тем более, что это не мой родной город, сюда я приехал несколько лет назад. И меня, всё равно, мало кто знает.

  Так вот, как-то на Радоницу, после обеда, пошёл я на кладбище. А кладбище у нас огромное, с дороги кажется не очень большое, а туда дальше... Да и спасибо жизни нашей, пополняется регулярно.

  Иду я, значит, тут помяну кого-то, там... А погода пасмурная, темнеет быстро. Завернул я за очередную оградку, помянул душу грешную и думаю, дай сяду, покурю.

 - Ну, здорово!
 
  Я чуть вздрогнул от неожиданности, родственники, думаю. Сейчас, наверняка, будут ругаться, что курю здесь.

 - Ты чё молчишь, не отвечаешь, не здоровоешься?!

  В одну сторону голова повернулась, в другую... Нет никого!

 - Здрасте,- говорю. А у самого мурашки побежали.

 - Да-а! Не вежливый ты какой-то!
 
 - Я извиняюсь, а вы где?

 - Во дурак! Ты спроси ещё, как зовут!

 - Э-э-э, как?

 - Тьфу! Идиот! Там же написано всё!

 - Где написано?!

 - Слушай, ты чего реально придурок или только сейчас притворяешься?

  Тут-то я глаза свои на памятник скосил, Пётр Иванович Столбов, дата одна, дата другая, одним словом, 63 года.

 - Ну, дошло наконец-то?!

 - Вы, простите, Пётр Иванович?

 -Нет, блин! Марфа Поликарповна! Конечно, Пётр Иванович! Кто же ещё! Ты ж на моей могиле уселся!

 - Но вы же, вроде как, умерли! Как это возможно, что вы со мной разговариваете?!

 - Как-как, если очень хочется, то и мы можем поговорить. А ты мне показался неплохим парнем. Может только туповатым, но неплохим.

  А я про себя думаю, ну всё Димон, допоминался! С покойниками разговаривать начал! А может, это грызун пушистый, что грибы, да орехи на зиму в дупла заготавливает!

 - Да уж,- отвечаю,- туповатым, а вы бы как себя чувствовали, если бы с вами покойник заговорил! Да и не тупой я, испугался!

 - А чего испугался-то? Я ж к тебе не встаю.

 - А что можете?

 - Да нет уже! Сам должен понимать - время! И не выкай мне! Зови просто, дядя Петя. А тебя как звать-то?

 - Меня? Димон. Дядь Петь, я всё равно, не пойму, как так получается, что мы с тобой разговариваем?

 - Да я, Дим, толком и сам не знаю! Я хоть и покойник, но всё прекрасно вижу, слышу, говорить могу. Раньше, пока ноги не сгнили, и ходить мог.
  Да только толку-то!
  Пришёл я раз к своим, ну на третий день, как закопали. Ты б, Дим, видел, что там началось! Старуха моя сразу в обморок свалилась, сын с невесткой друг за дружку прячутся, орут чего-то, крестятся. Ладно, хоть, внука не было!
  На следующий день, попа привели, что б освятил дом-то. П тот прохиндей ещё тот. Кадилом помахал, водичкой углы сбрызнул, да по стенам налепил чего-то. Деньги забрал и был таков.
  Это мне наши потом рассказали.
  Я-то, думал ещё разок попробовать сходить, но теперь уж, куда там! Пусть думают, что батюшка помог.

 - Дядь Петь, а ты зачем вообще пошёл? Ведь знал же, что испугаются!

 - Зачем, зачем! Соскучился! Думал, поговорим, успокою их, что не так уж плохо здесь. Да и внучка уж больно хотелось повидать!

 - Так это ж, что же получается, покойники, совсем и не покойники, а как тогда?...

  - Дим, ты всё равно, пока не поймёшь. Просто, поверь тому, что происходит.

 - Да рад бы, но как-то...

 - Да что как-то! Ты со мной разговариваешь или как! Вот и поверь!

  - Да стараюсь я! Дядь Петь, а правда рай и ад есть, ну как говорят? Ты ж теперь должен знать!

 - Я-то знаю. Но тебе рано пока! Вы живые, всё равно, не поймёте, что такое есть рай, и что такое есть ад. Вот ложись рядом и всё узнаешь!

 - Не, спасибо! Рано мне ещё, пожить хочу!

 - Так и знал! Все хотят подольше, а зачем! Вот, скажи мне, ты живёшь, а зачем? Какая от тебя польза? Ладно, ты б учёным великим был или, я не знаю, музыкантом, художником! Людям радость бы доставлял! Польза от тебя какая-никакая была б. А то, только зря небо коптишь! Ты кто есть? Голытьба, блин! Выпить, и то на кладбище ходишь. Потому что, ни денег, ни друзей. Никого у тебя нет, никому ты не нужен!

 - Да чего ты ругаешься, дядь Петь? Это ж вполне нормальное, человеческое желание.

 - Да вот потому и ругаюсь! Вы все так думаете, а не так всё это! Димка, пойми правильно, не могу я тебе всего рассказывать! Рай, ад, всё есть. Да только без облаков и огня!

 - Ничего не понимаю, а как тогда?

 - Да говорю ж, не могу я! И так уже много сказал! Только вот спроси меня, хочу ли я обратно, да хрен тебе! Хватит пожили уже!

 - Если есть рай-ад, значит, есть и Бог и Дьявол?! И что в Библии написано правда?!

 - Эх, Димка, Димка! Попробую объяснить, хоть и нельзя нам ничего рассказывать! Да только понравился ты мне. Сам не пойму почему!
  Попробую попроще, чтоб понятно было.
  Так вот, Дим, у нас в вечности нет такого строгого разделения: хорошее-плохое, чёрное-белое, добро-зло. Есть одна Вселенская Сила, если хочешь, Вселенский Разум. Он и определяет, в зависимости от ситуации, что добро, что зло.
  По-вашему, что-то типа, Бог и Дьявол - это одно целое. Понял?

 - Честно говоря, не очень.

 - Так, ладно. Такой пример, вот допустим, убили человека. Это плохо, так? Так. А если, он маньяк, и сам убил несколько. Да не просто убил, а ещё и издевался. Я думаю, многие скажут, так и поделом ему. Согласен? Вот и получается, что нельзя однозначно говорить, добро-зло, плохо-хорошо.
  Ты хоть чего-нибудь понял?

 - Дядь Петь, ну как так? Добро - это добро, зло - зло. Как может быть, чтоб это одно целое было?!

 - Я так и думал, что не поймёшь ты! Ну ничего, это пока не понятно. Погоди,  придёт время, узнаешь ответы. А то, что не понял, это хорошо, мне меньше влетит, за этот разговор. Вот опять тебе пример! Ты ничего не понял - плохо, но мне не попадёт за тебя - хорошо!

 - А как быть с Библией? Что ж там всё неправда, ничего не было из того, что написано?

 - Ну почему, сразу не было, неправда?! Просто понимаешь, Библию писали обычные люди, а людям свойственно приукрасить, додумать, да и приврать маленько могут. Ты повнимательней читай, вдумывайся, тогда всё понятно будет, где правда, а где вымысел.

 - Да-а, дядь Петь, дела-а! Знаешь, я вот сейчас подумал, может я это..., сам с собой разговариваю! Всё равно, в голове не укладывается, что с покойником разговаривать можно, да он ещё и в могиле!

 - Не верится, значит? Ну ладно, докажу! Ты, Димка, хороший человек, только, как мне показалось, выпиваешь крепко. Так вот, с завтрашнего дня, ты больше алкоголь употреблять не будешь. Никакой. Надеюсь, поверишь потом в наш разговор!

 - Да ладно, чего сразу, крепко выпиваешь! Как все!

 - Все по кладбищам не ходят!

 - Так, традиция такая!

 - Эх, Дим, традиция для нищих, настоящих нищих! Сейчас таких уже нет. Остались либо пьяницы, либо, кто живёт этим!
  Ладно, Димка, пора уже, заговорились мы. Надо и мне отдохнуть! Да и ты ступай, поздно уже!

 - Да пожалуй! Пойду. Ну, дядь Петь, пока! Будь здоров!
Ой, так наверное нельзя говорить тебе?!

 - Да ладно, если от чистого сердца, всё нормально! Бывай, Димка! Будет время, заходи!

--------------------------------

  Прошло чуть больше двух лет. Я вернулся в родной город. Как и сказал дядя Петя, я перестал пить. И тот разговор, стал по-немногу забываться.
  И вот, на Радоницу пошёл я на кладбище, отца проведать.
  И подходя уже, взгляд мой упал на один памятник.
  Ничего особенного, стандартный памятник, только...

         Пётр Иванович
            Столбов
           19**-20**
            63 года