Нижний Мир 49. Мудрость мира

Инга Риис
  Глава 49. Мудрость мира.

  И я не сразу поняла, что гигантское темное тело, усеянное бесчисленными полуприкрытыми глазами, излучающими золотистый свет, уже находится в одной со мной реальности. И стремительно приближается к нам. То есть, мы к нему. А вернее будет сказать, что мы с Дзирри просто падали на огромного Змея, лениво покачивающегося на волнах раскаленной лавы!

   К счастью, принц и Зеркало Сновидений осознали изменившуюся обстановку чуть раньше меня. Едва я поняла, что кожу мою сжигает уже не только воздействие порождения Паучьей Королевы, но и совершенно реальные волны жара, поднимающиеся от океана раскаленного вещества, в котором плавал Бойтата, как меня окутало знакомое золотисто-зеленое сияние. Зеркало пыталось защитить мое тело от уничтожения. А вот, на Дзирри его сил уже, видимо, не хватало, так как кожа тела моего учителя начала покрываться пузырями ожогов.
   Но тут глаза принца вспыхнули ярко-лиловым, а рука метнулась к моей шее и вцепилась в ошейник, «подаренный» его матерью. В следующее мгновение вокруг тела Дзирри-Тимура замерцала багровая сеть.
- Верь мне! И попроси Зеркало Сновидений не мешать моим действиям, – прозвучало у меня в мозгу.
- Верю! – даже собственная мысль показалась мне какой-то слабой, но ответный звон Зеркала доказал, что элементаль услышал и согласился с моим решением.

  Золотистое сияние начало слабеть, стягиваясь к кисти в привычную форму браслета, тогда как сияние багровой паутины стало ярче, потом переползло с тела Тимура и на меня, защищая тело от испепеляющего воздействия раскаленной магмы. А затем принц вскинул руку, и от нее вверх понеслась тонкая багровая нить. Проследив за ней, я с удивлением отметила, что эта странная нить достигла краев узкой расщелины в потолке громадной пещеры, вокруг которой клубились плотные облака пара, и зацепилась за нее, затормозив наше падение. Мне оставалось только гадать, какая субстанция могла выдерживать подобные температуры и усилия. Но голос Дзирри отвлек меня от досужих размышлений:
- Сосредоточься, Яна! У нас не очень много времени на то, чтобы пообщаться с Бойтатой. Задавай вопросы, пока я буду защищать нас от этого ада.

  Я вновь обратила свой взгляд в сторону многочисленных мерцающих глаз и попыталась поймать взгляд хоть одного из них. Это оказалось не так-то просто! Глаза смотрели сквозь меня, наблюдая нечто иное, отдаленное во времени и пространстве. Мы с Дзирри были столь незначительной песчинкой в водовороте времен и событий, что я испугалась, как бы наша ничтожность не помешала привлечь внимание могущественного существа. А затем страх породил уже привычную вспышку гнева. Если Ракшасу  удалось достучаться до этого равнодушного монстра, то и я не имею права отступать! Мой друг пошел на риск ради нашей общей цели и угодил в какую-то ловушку. И простодушная юная Леди-Змей последовала за ним по моей просьбе! Перед моим внутренним взором возникли обиженные глаза драконессы, когда она возвращала мне мое тело, похищенное сыновьями Паучьей Королевы.

  А в следующее мгновение снизу в мою сторону ударил столб золотистого пламени, вырвавшийся из-под распахнувшегося века. Коснувшись багровой сети, окружившей нас с принцем, оно превратилось в сияющий экран, на котором проступило изображение двух Нагов, танцующих друг против друга, раскачиваясь на кончиках хвостов. У одного из них под капюшоном гигантской кобры оказалось семь голов, имеющих отдаленное сходство с мужчиной, а у другого – шесть женских. Я поняла, что это - Ракшас и Леди-Змей.

- Что ты с ними сделал?! – возмущенно воскликнула я. – Ракшас доверился тебе, а Леди –Змей последовала за ним! И где они теперь?
- Ракшас просил знания и получил его! – в ответе не чувствовалось эмоций, только равнодушная сила.
- И что же это за знание, которое заставляет наплевать на судьбы друзей, идущих с тобой к общей цели? – ответ Бойтаты потряс меня до глубины души.
- Если цель действительно важна, то любые средства достижения ее – оправданны, - заявление прозвучало так, словно неразумному младенцу объясняют совершенно очевидную истину, вроде той, что вода – мокрая, а пламя – горячее.

  Однако эта избитая сентенция, столь часто повторяемая моими соплеменниками, прозвучавшая из уст древнего, и  предположительно мудрого, Змея, окончательно вывела меня из себя:
- Вот уж, не ожидала этого и от тебя услышать! Такими словами люди любят оправдывать свои самые низкие и злые поступки! И глядя на нашу историю, могу сказать, что цель теряет свой смысл по мере того, как верящие в ее правильность устилают свой путь к ней трупами, как противников, так и соратников! И я не верю, что тебе удалось убедить в своей правоте Ракшаса настолько, что он совсем позабыл о нас, позабыл о своих чувствах и чести! А если это, все же, произошло, то просвети и меня этим знанием, быть может, тогда мне проще будет смириться с предательством того, кого я посчитала своим другом!

- Не каждый разум готов принять великое знание! – мне показалось, что в словах Змея проступило легкое раздражение.
  Испугавшись, что Бойтате надоест разговор, и он просто разорвет общение, я предприняла отчаянную попытку удержать его внимание, даже если этим вызову его гнев:
- А у нас, в Верхнем Мире, говорят, что если ученый муж не в состоянии разъяснить свою теорию несведущему человеку, то либо ученый недостаточно умен, либо теория неверна! Путешествуя по Нижнему Миру, я уже со столькими концепциями мироздания познакомилась, что вполне готова услышать и твою версию. Полагаю, я уже достаточно многим рискнула, чтобы заслужить твое внимание. Да, и какой смысл знать истину, если не делиться ею с другими? В чем же тогда ценность знания и смысл твоего существования, как его источника?
- Равновесие – превыше всего! – прозвучавший ответ ничего не разъяснил, а только еще больше разозлил меня.
- С того момента, как  перешла грань в Нижний Мир, я только об этом и слышу! – взорвалась я. – А на деле, каждый тянет одеяло в свою сторону. Или пытается отсидеться в тихом омуте! И абсолютно всем значимым игрокам наплевать на великое множество разумных существ, не обладающих достаточной силой, чтобы защитить свое право на независимое существование. Но ведь, каждый из них тоже познает окружающий мир, мыслит и чувствует! А Равновесие и есть взаимодействие множества частиц между собой, а вовсе не какая-то абстрактно существующая величина! И если считать, что мнение одного гораздо значимее множества других, то и к существованию разумной сущности подход похожий. А это значит, что ты ничуть не лучше Лиррсс или любого другого деспота из Верхнего Мира! И Ракшаса с моей подругой ты обманул, а не убедил принять правильную сторону в противостиянии! А я так верила в возможность, найти в тебе настоящую мудрость!

- Мотылек-однодневка пытается учить того, кто видел начало и конец четырех великих циклов развития планеты? – мне показалось, что в словах появилась нотка удивления. – И ты считаешь себя способной изменить предначертанный конец пятой эпохи развития разума в Верхнем Мире?
- Не знаю, на что именно я способна, но не собираюсь равнодушно смотреть на приближающуюся катастрофу, ни в Верхнем, ни в Нижнем мирах!  – твердо заявила я. – Делай все, что от тебя зависит, и  выкладывайся, на сколько хватает твоих сил, а все остальное – трусливые отговорки! Именно так поступал мой учитель и все, кого я уважала. И Ракшас поступал точно так же, по крайней мере, тогда, когда существовал в симбиозе с человеком. Хотя, такой путь неизмеримо сложнее, чем простое потакание своим прихотям. Зачем иметь безграничную силу, если не использовать ее на благо окружающему миру? Это также скучно, как, если бы сидеть на горе вкусной еды и охранять ее от других, пока она не протухнет и завоняет!
   Говоря это, я ярко представила себе тощего пса на куче протухших костей, огрызающегося на крыс и кошек, подбирающихся с разных сторон.

- Твои мысли и чувства ярки, а образы – забавны! -  пришедшая мысль была расцвечена искорками веселья, как праздничный торт пятнышками конфетти, похоже, что Бойтату не разозлило, а позабавило мое сравнение. - И вера в друзей достойна похвалы, хотя, она не всегда имеет под собой достойное основание.
- Я верю в Ракшаса и Леди-Змей! –  упрямо заявила я. – И в то, что изменяя себя в лучшую сторону, можно и мир изменить!
- Кецалькоатль тоже пытался следовать подобным установкам, а в итоге становился карающей дланью для своей паствы, надеясь, что на следующем витке развития мира разумные существа оправдают его ожидания. Четыре эры, четыре попытки созидания новых форм разумной жизни, достойных влиться в общий узор Разумной Вселенной. Но даже его сил и упорства не хватило, чтобы завершить пятый цикл. Он уснул, и «комета возмездия» прошла мимо, чтобы вернуться в неурочный час и нанести несравненно больший урон! А ты пытаешься верить, что гораздо более слабым существам хватит упорства, пройти намеченный путь до конца!

- Бойтата говорит и обо мне! –  мысль, неожиданно ворвавшаяся в наш диалог, принадлежала Дзирри.
- О чем ты? – недоуменно поинтересовалась я, вернув к нему свой взгляд.
  И увидела, что на лице Тимура пылали алым глаза темного альва. А в следующий миг почувствовала, как его рука сдавила мое горло, уже свободное от ошейника.  Возникло ощущение, что Паутина Лиррсс, вместо того, чтобы защищать, вновь сжимает на мне свои жгучие объятия.
- Чтобы победить врага, надо его понять! – а вот, эта мысль снова принадлежала Бойтате. – Если не можешь остановить прилив – стань водой! Не суди по внешности – пойми суть!

  Воспринимать его слова становилось все труднее, сильные пальцы моего тренера сжимали горло, перекрывая доступ крови к мозгу, сознание помутилось. На его границе возник тревожный звон Зеркала Сновидений, но его знакомое сияние не могло пробиться сквозь облепившую нас с Дзирри багровую паутину. Понять врага! Паутина была частью Лиррсс, Дзирри был частью разумной сущности своей матери, которую она облекла в тело принца. Алыми глазами на меня смотрела торжествующая Лиррсс, а за ней мерцала багровая сеть Паутины замка Паучьей Королевы.
   Что-то я упускала! Лиррсс стала Паучьей Королевой, управляющей значительной частью Нижнего Мира, при помощи Пруда Двух Лун, а кем она была до того? Яркой вспышкой мелькнуло воспоминание о первой встрече, багровая Паутина на стене замка, а в центре нее - сменяющиеся образы женщины и паука. И Сисиутль говорил об арахнидах! Что там мой тренер  говорил о связующей нити во всех перевоплощениях разумной сущности? Память, именно она объединяет их все! Я поймала взгляд женщины- паука и потянулась к ее воспоминаниям, давним и счастливым. У каждого есть такие, даже если они погребены под невероятным грузом иных мыслей и чувств.

  Ярко-голубое небо проступает в промежутках между резными зелеными листьями гигантских папортников. В его недоступной высоте носятся громадные стрекозы с радужными крыльями. Отчаянное желание последовать за ними, любой ценой. Но рожденный ползать по земле никогда не взлетит в небо, он может только уничтожать неосторожных летунов в своей паутине. И отчаянно завидовать тем, кто однажды, в отличие от тебя, выходит из своего кокона крылатым. Пытаться понять, в чем источник подобной несправедливости. Безуспешно.
  Попытка уйти из несправедливого мира света в темноту подземных коридоров, трепетание силовых линий, рождающее отклик в твоем теле, умение ждать, наблюдать и изменять себя. Разум, запертый в клетку несовершенного тела, копит силы, а потом ломает свое вместилище. Все в мире взаимосвязано, во всем можно отыскать частицу себя самого, а  в себе – кого-то другого.

- Не только ты влияла на Пруд двух Лун, но и он на тебя! – уверенно заявляю я, глядя в алые глаза. – Создав сына и дав ему возможность свободно развиваться, ты уже не сможешь уничтожить его окончательно! Оболочка сменяется, а разумная составляющая продолжает жить, пока верит в свое существование. Дзирри сейчас рядом с тобой, тебе его не уничтожить! Я верю в него! Личность не зависит от внешней оболочки, а только от чувств и жизненного опыта. И не важно, кем ты появился на свет: человеком, пауком или Радужным Змеем! Ты, сам - творец своего я, и только от тебя зависит, кем тебя будут воспринимать окружающие!

  Глаза рядом с моим лицом снова становятся лиловыми, пальцы на горле разжимаются.
- Ты права, но иногда груз прошлого слишком тяжел, чтобы нести его в одиночку! И слишком опасен, чтобы разделять его с другом, – я понимаю, что сейчас со мной говорит именно Дзирри. – Я должен сделать то, что необходимо, чтобы иметь возможность уйти на следующий виток! А у Изменяющего свой путь, и я не хочу быть тормозом или помехой! Как только я стяну Паутину на себя, вызывай Дзен и перемещайся отсюда!
- Но куда? Я не хочу бросать в беде ни тебя, ни Ракшаса, а уж тем более Леди-Змей! -  в отчаянии воскликнула я.
- Бойтата подскажет! – коротко усмехнувшись растрескавшимися губами Тимура, ответил Дзирри.

   А в следующее мгновение я почувствовала, как жгучая сеть отпрянула от моего тела, стягиваясь вокруг Дзирри подобием сверкающего багрово-красного кокона. И мы с принцем стремительно полетели вниз, к испепеляющему жару океана магмы. На какие-то доли секунды Зеркалу Сновидений удалось притормозить меня, укрыв золотисто-зеленым коконом, но затем его сияние начало так стремительно бледнеть, что я поняла – нам с ним долго не продержаться.
- Дзен! – сгорая от горечи, стыда и нестерпимого жара, пробормотала я, успев увидеть, как тело моего учителя вспыхивает от соприкосновения с лавой, а на его месте появляется светящееся облако, отдаленно напоминающее огромного паука. – Я не хочу предавать друзей!
- Для Изменяющего, важнее всего его Пророк и их совместный путь на полотне Судьбы! – мощная мысль Бойтаты затопила сознание, обрывая связь с друзьями.
- Где ты, Яна? – отчаянный голосок Локки ворвался в сознание и потянул к себе.