Профессор С. В. Исраилов - 1

Асламбек Гайтукаев
  Интервью С. В. Исраилова (в сокращении)             (Беседа состоялась в марте 2017 года)

   Математика занимает среди научных дисциплин особенное место. Один из ученых сказал, что математика - это язык, на котором написана книга природы. Маркушевич отметил: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».

   Известного в Чеченской Республике и за ее пределами ученого-математика, кандидата физико-математических наук, профессора Сайдахмеда Вахидовича Исраилова мы попросили ответить на наши несколько вопросов.
 
   С.В. Исраилов родился в 1936 году в селе Таузени Веденского района в многодетной чеченской семье. Он рано научился читать и писать на чеченском и арабском языках, вместе со своим народом пережил трудности и беды депортации.

   И сегодня 82-летний ученый является преподавателем Чеченского государственного университета и Чеченского государственного педагогического университета. Он - автор 150 научных статей, 4 учебных пособий, 4 монографий по краевым задачам для дифференциальных уравнений и уравнений бесконечного порядка.

   - Уважаемый Сайдахмед Вахидович! Мы Вам очень благодарны, что откликнулись на нашу просьбу! В одной из газет отмечалось: «Математика - очень честная наука. Доказал - значит, это почти абсолютная истина!» Как Вы это разъясните?!

   По этому поводу могу привести один пример. Всем известно положение школьной арифметики, где утверждается, что если сумма цифр делится на три, то это число делится на три. Многие учителя, однако, это положение учащимся не доказывают, а ограничиваются приведением нескольких примеров, где это подтверждается.

   Ну, это не является доказательством. Почему? Потому что чисел бесконечно много, их исчерпать невозможно. Поэтому надо поступить по-другому. Опытные учителя признаки делимости чисел доказывают учащимся, приводя   соответствую формулу из теории чисел. И многие учащиеся навек запоминают это.

   Доказательство в математике является определяющим моментом. Здесь - и привитие интереса и любви к математике. Вот что я могу сказать по поводу математической истины. Истину надо доказать!

   - Сайдахмед Вахидович! Когда у Вас зародился интерес к математике?

   Должен сказать, что я с пятилетнего возраста стал обучаться грамоте. У меня дядя был известным муллой в Веденском районе. Он нас привлек к изучению арабской письменности. А старший брат у меня работал учителем в школе. Это тоже сильно помогло мне.

   Во время депортации вайнахов (1944 г.) я учился в третьем классе. В Казахстане чеченцы и ингуши испытали на себе страшные болезни и голод. В 1945-1946 гг.. я  пас телят за натуральную оплату. От голодной смерти нашу семью спасли наши с братом заработки по ухаживанию за телятами местных жителей.

   И совершенно случайно в ноябре 1947 года я оказался во дворе местной казахской школы. Казахи жили отдельно, а мы отдельно в чеченской колонии жили, и я не знал о существовании этой школы. Заглянул в кабинет, а там оказывается сборный класс для учащихся 1-4 классов.
 
   Учитель меня заметил, завел в класс и посадил за парту. Предложенные устные примеры я решил, но письменные задания я плохо выполнил, потому что казахские слова писал чеченскими буквами. После проверки учитель остался особенно  довольным моими знаниями и умениями по арифметике.

   Помню, когда учитель стал задавать мне вопросы, в классе поднялся шум, дети кричали: «Неправильно, неправильно…» Но, к моему удивлению, учитель понял, в чем дело и сказал: «Все нормально». И вот с того времени - с ноября месяца 1947 года - я стал учиться в третьем классе казахской школы.

   К окончанию четвертого класса обо мне заговорили как о способном по математике ученике.  И учитель-казах сказал моему старшему брату и маме, что я должен и дальше учиться. Но пятого класса в школе не было, и я был вынужден учиться в интернате, расположенном в 15 км от нашего дома.
 
   Учеба в интернате стала для меня благодатной: я уже решал сложные задачи, заинтересовался также казахской поэзией. С пятого по седьмой класс учился на «отлично», по окончании седьмого класса мне вручили грамоту.
 
   Затем во время каникул я работал весовщиком на току. Заработал себе на одежду. И в конце августа - в начале сентября прошагал 70 километров, чтобы попасть в районный центр, где был интернат для казахских детей. Меня в этот интернат приняли с настороженностью: я был единственным учащимся-чеченцем в казахской школе.
   Школу я закончил с серебряной медалью. Я выехал для поступления на отделение математики физико-математического факультета Казахского государственного университета. Я хорошо знал казахский, киргизский, карачаевский, узбекский языки, поэтому не заметили мою национальность, когда я проходил в вузе собеседование.

   И после долгого тестирования мне объявили, что я зачислен студентом первого курса. Я поблагодарил членов комиссии. Утром следующего дня нас, медалистов, собрали и заявили, что мы должны поехать косить сено в колхозе. Я сказал декану, что для выезда из города мне необходимо разрешение комендатуры.  А тот предъявил требования, чтобы я оставил университет, так как у них "спецпереселенцы не учатся".

   Я решил отстоять свои права и обратился в Верховный Совет Казахской ССР...
 (продолжение следует)