Иное пространство

Александр Землинский
ИНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Встречаю своего старинного приятеля. Поздняя осень, пасмурная погода, а он плотно загорелый, весёлый и какой-то загадочный. Вижу сумашедчинку в его глазах и некоторую отчужденность от реальности нашей суматошной жизни. Спрашиваю:
– Как дела? Что это с тобой?
– А, ничего! Всё хорошо. Вот, побывал в райских кущах. – И загадочно умолк.
– Это где же сейчас райские кущи? – интересуюсь я.
– Черногория, старик. Монтенегро! – отвечает он, и взгляд абсолютно отсутствующий. Он ещё там.
– Вот как! А я ведь там бывал, – отвечаю ему, и он уже с интересом взирает на меня.
– Тогда ты понимаешь, о чём это я! Согласись.
Мы делаем паузу, вспоминая многое. Особенно я. Боже, подумалось. Вот уже пролетело больше нескольких десятков лет, а всё помнится свежо. И главное, необычность этих балканских каникул. То, далёкое эхо настигает снова меня, напоминая многое. Мы, те советские люди, оторванные от мира, его материальной культуры, тех правил и возможностей жизни, были не только наивны, но и боялись нарушить предложенные нам правила. А если кто-то нарушал, то становился изгоем. Наш менталитет был примитивным и архаичным. Вспоминаю яркую прогулку по той, уже не существующей стране – Югославии…
Время почти развитого социализма. Путёвку в те края ждал полгода. Пас, как тогда говорилось. А появилась она неожиданно. Среди забот, случаев, неприятностей – вдруг подарок. Югославия, почти капстрана. Позади несколько комиссий, анкет, смотрин и явных потерь надежды на выезд и вдруг: собирайтесь, группа едет через два дня, вы включены. Всё!

И всё закрутилось-завертелось! Вперёд, вперёд.
Сбор группы у «Метрополя» под сенью памятника Свердлову. Точно по времени солидные люди, мужчины почти все при галстуках и шляпах, бронзовые лица, некоторые с фотоаппаратами, уже фотографирует начало. Женщин мало, человек восемь. Удивлён! Вообще, в те времена соотношение было другим. Как обычно группа женская, а вот мужчин не более десятка. Знакомимся, выбираем себе соседа по будущему совместному номеру так, чисто визуально. Мне повезло. Сразу выбрали друг друга и не ошиблись. А дальше объявился староста, потом появился автобус, и мы помчались во Внуково. Самолёт, лёгкое возбуждение необычностью положения, более близкое знакомство с попутчиками и отличное настроение. Впереди Югославия! Заграница, да ещё необычная. В Югославии нас ждёт загадочная турфирма «Монтенегро». Звучит как песня.
Белград! Апрель в самом начале, но вокруг всё цветёт. А запахи, просто не надышаться. Балдеем, после нашей слякоти. Европейская весна! Наши мужчины сбросили свои пальто, спрятали шляпы и разбрелись по этому прекрасному городу. Староста потерял покой. А ведь предупреждали, что от группы не разбредаться. Но, как тут выдержать. К обеду все на месте. И настроение у всех мужчин радостное. Хотя наши дамы несколько озадачены. Но гид, знает всё наперед. Он проводит короткую планёрку со старостой, тот сразу более серьёзную с нами. Совершено случайно я узнаю состав нашей группы и удивляюсь до недоумения. Вот эти в элегантных одеждах, при галстуках, при шляпах – передовики производства, получившие поездки как подарок, бульдозеристы и шофера строительного треста, рабочий класс. А вот их начальник, главный технолог треста, мой сосед по номеру. Да! Вот так новость. Мы-то интеллигенты едем за своим, кровные… А они… Интересно!
А дальше- больше и ещё интересней. Дамы наши оказались жёнами больших руководителей строительного комплекса. Это один я был довеском в этой оригинальной группе. Очень интересно! А вот староста сразу выбрал меня своим помощником. Ещё более интересно! К чему бы это?
Вспоминаю, вспоминаю…

Красавец Белград. Европейский город полный необычного очарования. Наши мужчины, как выпущенные на свободу, потеряли ощущения времени и пространства. Не сговариваясь, отоварились в соседних магазинах виньяком, благо на наши деньги пересчёт просто смешной. И всё стало в розовом свете. Ну, а дамы наоборот: озадачены, шепчутся между собой, полны раздумий. И понятно! Выбор вещей в модных магазинах – фантастический! Как вписать своё желание иметь всё это за эти гроши, обмененные сто наших рублей. Но и это целое состояние, так что есть о чём задуматься.
Но европейская весна и красавец Белград возвращают нас к радостям жизни. Всё нам необычно: газетные киоски, облепленные журналами с обнажёнными красавицами, витрины магазинов с вожделенными вещами, атмосфера свободы, а главное – ни одного лозунга о партии и правительстве, так знакомых нам дома. Посещаем мемориальные места города, знакомимся обзорно с его жизнью и, после короткого знакомства, спешим дальше по маршруту.
А дальше фантастический калейдоскоп видов этой земли, сказочно красивой, радостной и необычной. Совершенно иной ракурс!
Город Мостр. Герцеговина флор. Знаменитые плантации табака, да именно того. Вид с холма будто нарисован радостным художником, размечтавшимся о райских просторах. Остановка у очередного кафе. Ну, понятно! Размяться после длинного переезда, заглянуть куда следует, пройтись и подышать этим сладким воздухом свободы. Наш гид и водитель демонстративно за столиком открывают по бутылке пива и наслаждаются не только прекрасным видом вокруг.

– Смотри, – замечает мой сосед, – вот что значит свобода!
– Ты о чём, Марк? – удивляюсь я.
– Водитель пьёт пиво. Вот здорово! У нас это невозможно, если ты за рулём. Европа!
– Да, ты прав, – в задумчивости отвечаю ему.
Озадаченные, занимаем места в автобусе. Спрашиваю гида, сколько бутылок пива можно выпить у вас по правилам, перед поездкой?
– Сколько влезет! – отвечает он весело.
Наступает пауза. Гид, понимая суть моего вопроса, продолжает с улыбкой:
– Да это ведь безалкогольное пиво, друг! Не волнуйся, всё будет хорошо!
Тут смущаюсь я. Какой пробел в моих знаниях!
Грандиозный каньон реки Неретвы. Автобус пробирается по узкой дороге, повисшей над рекой. Внизу мчится поток, вверху стены каньона закрыли пол неба. Ощущение необычное! Далее каньон расширяется, теряя свою высоту, и мы видим разрушенный мост поперёк реки.
– Вот это знаменитое место, – объявляет гид. Здесь партизаны во главе с Тито дали бой и победили. Молчим. Минута памяти о великих событиях тех далёких и трудных лет.
Сараево. Спустился вечер. Только что разместились в номерах гостиницы. Лёгкий ужин, отдых в рекреации и обозрение афиш. Здесь обосновался модный стриптиз, сеанс которого начинался ближе к полночи. Красотки калиброваны, ну а бандерша – просто класс. Цена билета неподъёмная. Поняли, что это не для нас. Ну и ладно. Прошлись по уже ночному городу вокруг отеля. Жизнь бьёт ключом. Вернулись в номер со своим попутчиком. Завтра обзорная экскурсия, увидим всё. Покрутили ручку телевизора, любопытно, но не на нашем языке. Понятно, но не всё. Решили идти ко сну. Легли. Вдруг заголосил телефон. Марк почему-то шепчет:
– Возьми трубку, может …

Беру и слышу русскую речь:
– Девочки нужны? Пауза. А мальчики? Да?
– Господа, вы ошиблись номером, – бросаю в трубку.
– Ладно, а валюта? – продолжает голос.
– Слушай, парень, сгинь, – отвечаю уже с раздражением. Телефон умолк.
– Что там? – спрашивает Марк.
– Предложили девочек и валюту, – отвечаю ему.
– Ты что! Зачем нам эти проблемы. Ну, их! – и Марк, укрывшись с головой, затих.
Только сон сморил меня, снова звонок. Хватаю телефон с желанием матюгнуться, может тогда поймут. Но он молчит. Это звонок в дверь.
– Кто это! Ничего не надо, – кричу я. Но звонок продолжался. Встаю, вот так в трусах и иду к двери. Пошлю-ка их подальше, думаю я. Спать не дают. Вот дела! Открываю дверь и тотчас балдею, сон прошёл совершенно. Передо мной староста в окружении  трёх наших дам, в полном параде, с улыбкой на лице. Я же в трусах. Вот так вид, думаю я, пытаясь прикрыть дверь. Но, нет. Никто из них не обращает внимание на мой вид, а староста, чуть заикаясь, говорит:
– Дима! У нас к вам просьба. Не могли бы вы составить нам компанию?
– Куда? – спрашиваю я.
– Видите ли, дамы попросили меня, просить вас сопровождать их на некоторое мероприятие.
– Вы что, совсем потеряли чувство времени. Сейчас ведь ночь. А? – спрашиваю компанию. И слышу тяжёлый шёпот Марка:
– Дима! Хочу спать! Соглашайся
– Вот! – подхватил староста, мудрое предложение. Мы ждём вас Дима внизу, в рекреации отеля, – и дверь захлопнулась.
Быстро одевшись, спускаюсь. Меня встречают с улыбками все женщины и очень озадаченный староста.

– Друзья! – говорит он. Вот адрес и описание, как туда проехать. Трамвай за углом. А я буду вас ждать здесь. Вручаю вам, Дима, дам и надеюсь, что всё будет хорошо.
Попался! Подумал я, но отступать было поздно. Мы с дамами поспешили к трамваю. Странно, подумал я, ночь, а трамваи ходят. Через минут сорок с большим трудом нашли этот дом, поднялись на четвёртый этаж. Молодая девушка оббилетила нас и …
Небольшой зал, длинные деревянные скамейки, полно народа. Пробираемся на свободные места. Усаживаемся. Рядом со мной оказалась молодая женщина и ребёнок лет семи. Импровизированный занавес раздвинулся, свет погас и тотчас высветился экран. Как я понял из титров, фильм был итальянский. А потом! На широком экране, в публичном зале, крутой эротический фильм, комедия положений, изысканных дам с обнажёнными грудями, откровенных интимных сцен в шикарных интерьерах спален, бассейнов, массажных и даже автомобилей. Признаться, я опешил. Смотрю на моих дам, а они всё там, все активные участницы сценарного действа. Только бедный ребёнок рядом со мной мучился, прося маму уйти домой. Но оторвать и её было выше его сил. Зал замирал. Пошли титры, дали свет. Признаться, было несколько стыдно смотреть на соседей. Мои дамы не могли поднять глаз. Такое для них, видимо, было впервые. Я тоже смущался смотреть им в глаза. Молчали всю дорогу. Староста был буквально рад при нашем появлении. Но на его вопросы мы дружно молчали.
–Что это с вами? – удивлялся и удивлялся он.
Наша необычная тайна сплотила нас, и далее мы были одной семьёй с моими дамами, которые не скрывали от меня почти ничего.
Но это в этот вечер было не всё, как оказалось позже.
Обзорная экскурсия по экзотическому городу, посещение самой большой мечети на Балканах, удивительные строки истории древнего города, узкие улочки, широкие проспекты, национальный колорит, всё, всё волновало нас. Все были в радостном возбуждении. Впрочем, кроме моего соседа слева. Главный экономист треста, седовласый интеллигент в роговых очках, элегантный джентльмен и очень воспитанный человек, грустил.

– Иван Иванович! – обратился я к нему во время обеда в отеле. – Что с вами?
Он помолчал, затем посмотрел на меня грустным взглядом и промолвил:
– Понимаете, Дмитрий! Я совершил большую глупость вчера!
– Это же когда вы успели, Иван Иванович? – удивился я. Вчера почти не было. Только поздний вечер, – продолжил я.
– О, не скажите. Вот вы ведь успели со своими дамами побывать где-то, так? – Я опешил и сбавил интерес. Он всё знает, подумал я и сник.
– Да будет вам, Дмитрий. Я не в курсе ваших дел, да и они меня не интересуют, – признался Иван Иванович.
– Тогда скажите, чем я мог бы помочь вам? – спросил я его.
– О! Вы во многом. Ведь вы дружите со старостой.
– А причём здесь он? – удивился я.
– Он не причём. Но от него много зависит, – пояснил мой собеседник. – О! Если он узнает об этом, я буду вечно не выездным! Понимаете?
– Иван Иванович! – воскликнул я. У нас скоро очередное мероприятие, времени мало. Что я могу сделать? – Уже с нетерпением спрашиваю я, – бросьте ваши интеллигентные прибамбасы, говорите. Помогу вам.
– Вот! Понял вас. Слушайте, – решился он.
Его рассказ был весьма живописен.
– Понимаете, Дмитрий. Я пожилой человек, всю жизнь у меня ритм – работа-дом. Эту поездку получил, как приз. Хотел с женой, но не пустили. Семейную пару в капстрану не пускают, как вы знаете. Жена настояла на этой поездки. Вот вчера, когда поселились в отель, увидел я рекламу стриптиза. И чёрт меня дёрнул, не сдержался! Как дурак, не мог удержаться. Взял и купил билет. Когда увижу это ещё, подумал так. Ну и что, что билет съел половину моих денег! Пустое! Дождался часа ночи и спустился в бар. Замечу, что видел вас с дамами, когда вы выходили из отеля. Но забыл, всё забыл. Продолжаю. По глупости или неведенью нюансов занял близкий к сцене столик. Кайфую. Всё в диковинку. Публика солидная. Наших, конечно, нет, странно было бы увидеть их здесь, расслабился. Началось представление. О, боже! Какие девочки выпорхнули на сцену, какая  бандерша! – Иван Иванович закатил глаза и умолк.

– Ну и что? А дальше? – не выдержал я.
– А дальше один позор! Да, да! Позор, смех, унижение и …
– Так что же? – я ждал уже с нетерпением.
– Понимаете! Нас советских, узнают сразу. Это просто! На нас какая-то печать. Вот и солистка, как я понял по сценарию, выбрала меня. Боже, что она со мной делала. Такое тело я не держал в руках никогда. Она садилась мне на колени, давала целовать свои груди, а как удержаться! Публика просто стонала. Я был в прострации, блестящей, радостной, необычной. Боже, боже, сколько же лет сбросил я! А какие дивы вокруг. Нет! Позор и только. А когда она сняла с меня брюки, и я танцевал со всеми в семейных трусах. Надо было видеть, что творилось тогда в зале! Но когда она запустила мою руку к себе в блестящие трусики?! Нет! Это за гранью моего понимания… Но, как это всё прекрасно! Расскажу жене, не поверит!
– Так что вы жалеете об этом? – удивился я.
– Я не жалею! Я боюсь, Дмитрий. Если это станет достоянием старосты, меня уничтожат! – он умолк. Там же всё снимали. И меня тоже!
– Я понял вас, Иван Иванович! Узнаю всё. Деликатно. Думаю, что вы преувеличиваете опасность. Ваше участие в местном стриптизе, да ещё инкогнито, поверьте мне, великолепно! – успокоил я его. Иван Иванович повеселел и поблагодарил меня за солидарность.
– Завидую вам, – бросил я ему, чтобы закрепить его спокойствие.
– А как я завидую себе! – уже с широкой улыбкой воскликнул Иван Иванович, блеснув стёклами своих очков.
Как мне потом удалось узнать, староста, да и никто из наших не ведали о этом вечере стриптиза.
Городок Котор. Адриатическое побережье, Фиорд и стройная яхта у причала. Чудесный старинный городок, средневековые стены, дома, мощёные улицы, ну просто декорации оперетты. Апрель, всё в цвету. Сидим на лоджии, обозревая округу, послеобеденный отдых.

– Ты был у сапожника? – спрашивает меня Марк.
– Марк! Что за вопрос? Зачем мне сапожник? – с удивлением спрашиваю его.
– Ну не сам он, а его дом, где он чинит подмётки, – отвечает Марк.
– А что за дом? Вроде я видел почти всё, – отвечаю.
– А внутри? – Марк умолк.
Возвращаемся на городскую площадь. Смотрю в одном из домов открыто высокое окно. За ним сидит старик и стучит молотком. А, это и есть сапожник, подумал я. Подхожу ближе, всматриваюсь в глубину огромной залы и замираю от удивления. Все стены оклеены огромными плакатами обнажённых красавиц. Старик улыбается эффекту. И я теперь понимаю, что значит быть у сапожника. Нам подобная откровенная эротика стыдлива. Хотя почему стыдиться красивого женского тела? Что это? Пробелы эстетического воспитания? Бескультурье? Странно и обидно.
Мимо меня проносятся наши женщины с большими коробками. На мой безмолвный вопрос одна из них с улыбкой замечает:
–Мадонна! – и проносится мимо.
Марк поясняет мне, что наши рациональные женщины нашли магазинчик, где сервиз этот стоит баснословно дёшево. Ну как было удержаться от сумасшедшего ажиотажа, и мы с Марком сдаёмся и возвращаемся в отель с коробками чайной Мадонны. Знай наших!  Женщины с пониманием улыбаются нам.
Прощаемся с этим городом, унося приятные воспоминания об средневековье в наши дни.
Дубровник. Потрясающий по своей красоте и средневековому духу город-крепость. Ухоженные улочки, полные того далёкого очарования, когда горожане в своих живописных одеждах заполнили площади, прогуливаясь среди знакомой обстановки, когда все знали друг друга. Ушедший навсегда мир неторопливости и спокойствия. Мир, покорённый толпами туристов со всего света.

Гуляем, наслаждаясь домами, улочками порой шириной в два локтя, соборами и непривычной атмосферой спокойного величия. Выходим, наконец, полные впечатлений через верхние ворота и у стен этой крепости ждёт наш автобус. Вдруг замечаю стоящее подле дерево с висящими на нём апельсинами, как оранжевыми фонариками. И это в апреле! И тут же на площади машины, машины. Присмотрелся, да это же такси! Степенные водители подле них в нарядах подобных тем, в которых мы ходим в театр. Да! Вот она Европа! Да и машины блеск! «Мерседес», отлично смотрятся здесь, у этих исторических стен. Ну, просто декорации к современному фильму.
Остановка среди равнинных полей. Ночь! Автобус подкатил к шикарному отелю, в огнях, среди сплошного мрака. Семнадцатиэтажный отель, весь в стекле, с номерами в два этажа, шик и блеск. Поселяемся с Марком на одиннадцатом этаже. Поздно. Находим на втором этаже номера спальню. Засыпаем сразу.
Просыпаемся утром. Я отдёрнул штору окна и обалдел от неожиданности. Огромный витраж от пола до потолка. Стою над пропастью, где-то там внизу море крыш старинного села и динамичные, стремящиеся к небесам минареты, минареты, минареты! Да! Очень колоритная картина. Огромное мусульманское поселение.
Спускаемся на первый этаж, в ресторан на завтрак. В вестибюле идёт бойкая торговая жизнь. Наши мужчины ведут обмен с местными коммерсантами. В дело идёт всё. Фотоаппараты, значки, штативы фотоаппаратов, шарфы, всё! Деньги ведь кончились! Затем наши бегут напротив. Замечаю куда. Это аптека. Что, думаю, случилось? Не заболел ли кто? Иду туда же, любопытно. Наблюдаю картину:
Бульдозерист Николай и шофёр Стас просят провизора дать им вот тот пузырёк. Тот, поняв их просьбу, даёт. Они показывают, что необходимо ещё. Провизор добавляет ещё один. Тогда Стас показывает ему свои десять пальцев.
 – Фарштейн? – улыбается он.
Провизор в растерянности. Зачем десять?

– Ты, брат, давай, – торопит его Николай. И уже не сдерживаясь, срывает колпачок с пузырька и опрокидывает тут же его содержимое себе в рот. Провизор в ужасе. Он пытается сказать, что это жидкость для наружного употребления, но наши смеются.
– Чистый спирт! – и следующий пузырь раскурочен и употреблён. Провизор схватился за голову и скрылся за перегородкой. Наши довольные уносят свою добычу. А стоит она им пустяки. Это ведь жидкость для растирания.
Поездка наша идёт к своему завершению. Сидим за прощальным столом. Староста произнёс краткую речь, благодаря гида, фирму «Монтенегро» за доставленное удовольствие, за красивую страну, её добрых людей, за всё хорошее. Все выглядят радостными, с лёгкой поволокой грусти расставания.
Вещи уже собраны. Их много, разные, но у всех есть один общий дефицит: Это жевательная резинка для наших детей. У нас её не достать. Молчим, думая каждый о своём. Вдруг, Степан Гаврилович, который всю дорогу не расставался со своим термосом, в котором он каждое утро заваривал лечебный чай и пил его три раза в день, заметил:
– А вот у меня вещей нет! Я, правда, купил жене святой крест в Цетинье. Пусть носит. А вещей нет. Думаю, ей будет приятно носить его.
– А куда вы дели свои деньги? – поинтересовался староста.
– А денег тоже уже нет! – весело ответил Степан Гаврилович.
– Ты, Гаврилыч, не темни, – вмешался бульдозерист Николай.
– Так что темнить! Я их пропил, – улыбнулся он.
– Как? Где? – раздались голоса. – А как же язва, чай?
– Господи! Ты послал мне такую блажь! Жены рядом нет, коньяку вокруг завались, вот, я и наполнял им свой термос. Эх! Хороша поездка! Воля и только! И здоровье подлечил. А всё это я и в книжках прочитать мог. И прочитаю, – добавил он с улыбкой.

По-разному бывает понимание хорошего отдыха. Мы ещё долго обсуждали поступок Гавриловича. Староста благодарил меня за помощь, мои дамы узкого круга уверяли, что соберёмся по приезду домой в нашем составе. Тайна ночи в Сараево сблизила нас. Лёгкая грусть расставания с этой прекрасной страной витала над нами. Но впечатления от поездки были великолепными!
Память хранит до сих пор эту поездку в необычную страну Югославию. Как быстро бежит время. Вот и у нас сейчас не хуже, чем в Европе. Что раньше нельзя был, сейчас можно всё. И у нас всё, как у них. Жаль только, что страны, в которой я путешествовал, уже нет. Да и наша страна стала другой, а старой уже тоже нет. Новое время приносит не только радость, но и проблемы. А о них мы знаем очень хорошо. Но тот восторг от страны, людей, тех мест и впечатлений остался в моей памяти навсегда. И те казусы, случившиеся с нами, наведавшими ещё тогда этой европейской жизни, с её коллизиями и странностями тоже.
Иное пространство…