Лик Моше

Дан Берг
               

                И. Штейнберг


                1. Лик Моше

               
                Перевод: Дан Берг
               
                1

 
Это случилось в давние-давние времена. Моше, великий предводитель народа израильского, вел людей по пустыне долгих сорок лет. И вот Бог сказал Моше: “Пред тобою высятся горы. Взойди на одну из них, на гору Нево. Ты увидишь с вершины землю Канаанскую. Эту землю я даю народу твоему во владение. И нет на всем свете места, прекраснее этой земли!”

И добавил Бог суровые слова: “Моше, народ твой войдет в чудную Канаанскую страну, а ты останешься на горе и умрешь на ней! Помнишь ли, как не поверил мне, Богу твоему, как усомнился в воле моей заставить скалу напоить людей? Прими теперь наказание за грех!”

Моше беззаветно любил свой народ, и потому обязан был следовать слову Бога и умереть на вершине горы Нево, ведь без этого людям не перейти реку Иордан и не вступить в землю Канаанскую, где цветут инжир и гранаты. Без этого детям не войти в обещанную им прекрасную страну, и будут они расти, стариться и умирать, так и не придя в благословенный край. “Смертью своею добуду жизнь народу моему!” – сказал Моше. 

И вот, Моше взошел на гору Нево. Настала великая минута. Стихли ветры, угомонились птицы, смолкли их песни. Хозяин пустыни леопард замер с разинутой пастью, не в силах разорвать жертву. Олененок в когтях его остановил свой предсмертный стон. Орел распростер крылья и недвижимо повис меж небом и землей.

Горы Нево, Синай и Хермон глядели в изумлении друг на друга, перешептывались в непривычной тишине.

 - Неужели Бог спустится с небес на землю? – испугалась гора Синай.
 - Неужели Бог заберет у народа Израиля Тору, что даровал ему? – удивилась гора Хермон.
 - Неужели Бог отдаст Тору другому народу? – спросила далекая гора Арарат.
 - Я знаю, что значит святая эта минута! – сказала гора Нево.

Лик великого Моше отразился в зеркале Красного моря. Жар дневной нагрел воду, и пар, сохранив отражение, поднялся в небо, превратился в белое облако и запечатлел на нем лик Моше. Солнце узрело чудную картину на море и на облаке, и послало лучи свои, и они вернули благородные черты, и лик Моше засиял на солнце. Звезды со всего небосвода примчались, чтоб взглянуть на прекрасный образ, и повели хоровод вокруг дневного светила. И везде, куда глядело солнце, совершая свой путь – на моря, на реки, на озера, на водопады, в колодцы – везде оставляло оно печать лика Моше. С тех пор говорят: “Лик Моше – солнца лик!”

Не слышал больше народ Израиля своего предводителя Моше, ибо Бог взял его у народа. Люди опечалились великой печалью. Но, взглянув на небо и на воду, увидали любимый облик и вскричали: “Вот наш пророк, летит на облаке, скользит по воде, сияет на солнце! Он не оставил нас, он смотрит на нас с любовью! Радуйтесь, дети – нам обещаны розы и чудные плоды в земле изобильной!”

Воцарилась благодать в мире. Прозрели слепые, услыхали пение птиц глухие, сильные не обижали слабых, исчез обман и утвердилась честность. Люди забыли ссоры и войны.

Не видно более зла средь людей, но не исчезло оно, а затаилось в темных норах земли.

                2

А теперь, дети, побеседуем о зле. В самом дальнем уголке человеческого сердца прячется злое начало. Оно таится, как червь в яблоке. Если это сердце мальчика или девочки, оно подстрекает ребенка к дурному: обидеть учителя, огорчить отца с матерью, сказать несправедливое слово о товарище, да мало ли еще что придумает злое начало – оно мастер на выдумки!

Бывает, человек уступит соблазну, а злому началу того и надо! Радуясь успеху, оно съест частичку сердца. Если продолжит грешник творить дурные дела, оно выест его сердце изнутри, словно червь – яблоко. Почему говорят, что сердце грешника легковесно? Потому, что зло опустошило его!

Злое начало имеет обыкновение менять имя и делает это несколько раз на своем пути. Расправившись с сердцем грешника, оно улетит на небо, поменяет имя и станет называться Дьяволом. А коварный Дьявол поспешит донести в небесный суд на совращенного им человека. Суд вынесет смертный приговор. Тогда Дьявол сменит прозвание и назовет себя Ангелом смерти. Довольный содеянным, Ангел смерти заберет душу осужденного и отправит ее в ад.

                3

Теперь вернемся к рассказу о тех давних временах, когда, озаренные светлым ликом Моше, люди зажили праведно, и творили добро и забыли о зле. Очень не нравилось Дьяволу, что люди перестали слушаться его. Даже петли в воротах ада заржавели от долгого бездействия: незачем было открывать их, ведь люди стали праведниками, и души их улетали в рай.

Дьявол думал думу, и, наконец, недобрая мысль осенила его. Из-за ржавых петель ворота ада не открывались, но Дьявол нашел щель и протиснулся наружу. Натянул поверх своей мохнатой шкуры одежду путника и пошел к людям. Постучался в дом к простому человеку и завел с ним  разговор.

 - Ты праведник, и Бог наградил тебя – в колодце твоем лик Моше! – воскликнул Дьявол.
 - Этот же лик ты увидишь в колодцах моих соседей, ведь и они праведники! – прозвучал ответ.
 - Как прекрасна скромность твоя, добрый человек!
 - Как приятна похвала твоя, путник!
 - Однако, в твоем колодце лик яркий, а в соседских – бледный, ведь соседи украли его у тебя!

Сказавши так, Дьявол шел к другому человеку, к третьему и так далее. И каждому льстил и всем говорил худые слова о соседях. Сладкая лесть делала свое коварное дело, и люди верили переодетому Дьяволу.

Возникли меж людьми раздоры. Каждый хвалил свой колодец и высмеивал колодец соседа. И каждый повторял слова Дьявола, мол, только в его колодце истинный лик Моше, а в соседнем – краденый.

Люди поначалу бранились, а потом пошли в ход кулаки. Никто не хотел уступать. Друзья стали врагами, принялись убивать друг друга. Кровь пролилась и окрасила реки, и пропал на темной воде лик Моше. А реки текли в море, и замутили его, и на море тоже исчез лик Моше. От дневного жара испарились слезы людские. Пар, поднявшись ввысь, превратился в тучи, а они закрыли собой солнце и стерли с него образ пророка. 

Прозревшие вновь ослепли, а глухие не слыхали более пения птиц. Сильные подчинили слабых, вернулся обман, и забылась честность. Люди вспомнили забытые обиды, и вновь разгорелись войны, и праздновал победу Дьявол.

Вот что случилось в давние-давние времена. И в нынешнее время такое случается, и во все времена так будет. Если умеют люди видеть пред собой чистый лик пророка – смягчается их душа, и утверждается добро. А если дать волю злому началу, и станет оно выедать изнутри сердца людей – погаснет светлый образ, и восторжествует зло, что таится в темных норах земли.


Полностью сборник сказок И. Штейнберга опубликован здесь:

http://s.berkovich-zametki.com/2017-nomer3-ishtejnberg/

и здесь:

http://port-folio.us/  архив, январь 2018, выпуск  253