Лик Моше
И. Штейнберг
1. Лик Моше
Перевод: Дан Берг
1
Это случилось в давние-давние времена. Моше, великий предводитель народа израильского, вел людей по пустыне долгих сорок лет. И вот Бог сказал Моше: “Пред тобою высятся горы. Взойди на одну из них, на гору Нево. Ты увидишь с вершины землю Канаанскую. Эту землю я даю народу твоему во владение. И нет на всем свете места, прекраснее этой земли!”
И добавил Бог суровые слова: “Моше, народ твой войдет в чудную Канаанскую страну, а ты останешься на горе и умрешь на ней! Помнишь ли, как не поверил мне, Богу твоему, как усомнился в воле моей заставить скалу напоить людей? Прими теперь наказание за грех!”
Моше беззаветно любил свой народ, и потому обязан был следовать слову Бога и умереть на вершине горы Нево, ведь без этого людям не перейти реку Иордан и не вступить в землю Канаанскую, где цветут инжир и гранаты. Без этого детям не войти в обещанную им прекрасную страну, и будут они расти, стариться и умирать, так и не придя в благословенный край. “Смертью своею добуду жизнь народу моему!” – сказал Моше.
И вот, Моше взошел на гору Нево. Настала великая минута. Стихли ветры, угомонились птицы, смолкли их песни. Хозяин пустыни леопард замер с разинутой пастью, не в силах разорвать жертву. Олененок в когтях его остановил свой предсмертный стон. Орел распростер крылья и недвижимо повис меж небом и землей.
Горы Нево, Синай и Хермон глядели в изумлении друг на друга, перешептывались в непривычной тишине.
- Неужели Бог спустится с небес на землю? – испугалась гора Синай.
- Неужели Бог заберет у народа Израиля Тору, что даровал ему? – удивилась гора Хермон.
- Неужели Бог отдаст Тору другому народу? – спросила далекая гора Арарат.
- Я знаю, что значит святая эта минута! – сказала гора Нево.
Лик великого Моше отразился в зеркале Красного моря. Жар дневной нагрел воду, и пар, сохранив отражение, поднялся в небо, превратился в белое облако и запечатлел на нем лик Моше. Солнце узрело чудную картину на море и на облаке, и послало лучи свои, и они вернули благородные черты, и лик Моше засиял на солнце. Звезды со всего небосвода примчались, чтоб взглянуть на прекрасный образ, и повели хоровод вокруг дневного светила. И везде, куда глядело солнце, совершая свой путь – на моря, на реки, на озера, на водопады, в колодцы – везде оставляло оно печать лика Моше. С тех пор говорят: “Лик Моше – солнца лик!”
Не слышал больше народ Израиля своего предводителя Моше, ибо Бог взял его у народа. Люди опечалились великой печалью. Но, взглянув на небо и на воду, увидали любимый облик и вскричали: “Вот наш пророк, летит на облаке, скользит по воде, сияет на солнце! Он не оставил нас, он смотрит на нас с любовью! Радуйтесь, дети – нам обещаны розы и чудные плоды в земле изобильной!”
Воцарилась благодать в мире. Прозрели слепые, услыхали пение птиц глухие, сильные не обижали слабых, исчез обман и утвердилась честность. Люди забыли ссоры и войны.
Не видно более зла средь людей, но не исчезло оно, а затаилось в темных норах земли.
2
А теперь, дети, побеседуем о зле. В самом дальнем уголке человеческого сердца прячется злое начало. Оно таится, как червь в яблоке. Если это сердце мальчика или девочки, оно подстрекает ребенка к дурному: обидеть учителя, огорчить отца с матерью, сказать несправедливое слово о товарище, да мало ли еще что придумает злое начало – оно мастер на выдумки!
Бывает, человек уступит соблазну, а злому началу того и надо! Радуясь успеху, оно съест частичку сердца. Если продолжит грешник творить дурные дела, оно выест его сердце изнутри, словно червь – яблоко. Почему говорят, что сердце грешника легковесно? Потому, что зло опустошило его!
Злое начало имеет обыкновение менять имя и делает это несколько раз на своем пути. Расправившись с сердцем грешника, оно улетит на небо, поменяет имя и станет называться Дьяволом. А коварный Дьявол поспешит донести в небесный суд на совращенного им человека. Суд вынесет смертный приговор. Тогда Дьявол сменит прозвание и назовет себя Ангелом смерти. Довольный содеянным, Ангел смерти заберет душу осужденного и отправит ее в ад.
3
Теперь вернемся к рассказу о тех давних временах, когда, озаренные светлым ликом Моше, люди зажили праведно, и творили добро и забыли о зле. Очень не нравилось Дьяволу, что люди перестали слушаться его. Даже петли в воротах ада заржавели от долгого бездействия: незачем было открывать их, ведь люди стали праведниками, и души их улетали в рай.
Дьявол думал думу, и, наконец, недобрая мысль осенила его. Из-за ржавых петель ворота ада не открывались, но Дьявол нашел щель и протиснулся наружу. Натянул поверх своей мохнатой шкуры одежду путника и пошел к людям. Постучался в дом к простому человеку и завел с ним разговор.
- Ты праведник, и Бог наградил тебя – в колодце твоем лик Моше! – воскликнул Дьявол.
- Этот же лик ты увидишь в колодцах моих соседей, ведь и они праведники! – прозвучал ответ.
- Как прекрасна скромность твоя, добрый человек!
- Как приятна похвала твоя, путник!
- Однако, в твоем колодце лик яркий, а в соседских – бледный, ведь соседи украли его у тебя!
Сказавши так, Дьявол шел к другому человеку, к третьему и так далее. И каждому льстил и всем говорил худые слова о соседях. Сладкая лесть делала свое коварное дело, и люди верили переодетому Дьяволу.
Возникли меж людьми раздоры. Каждый хвалил свой колодец и высмеивал колодец соседа. И каждый повторял слова Дьявола, мол, только в его колодце истинный лик Моше, а в соседнем – краденый.
Люди поначалу бранились, а потом пошли в ход кулаки. Никто не хотел уступать. Друзья стали врагами, принялись убивать друг друга. Кровь пролилась и окрасила реки, и пропал на темной воде лик Моше. А реки текли в море, и замутили его, и на море тоже исчез лик Моше. От дневного жара испарились слезы людские. Пар, поднявшись ввысь, превратился в тучи, а они закрыли собой солнце и стерли с него образ пророка.
Прозревшие вновь ослепли, а глухие не слыхали более пения птиц. Сильные подчинили слабых, вернулся обман, и забылась честность. Люди вспомнили забытые обиды, и вновь разгорелись войны, и праздновал победу Дьявол.
Вот что случилось в давние-давние времена. И в нынешнее время такое случается, и во все времена так будет. Если умеют люди видеть пред собой чистый лик пророка – смягчается их душа, и утверждается добро. А если дать волю злому началу, и станет оно выедать изнутри сердца людей – погаснет светлый образ, и восторжествует зло, что таится в темных норах земли.
Полностью сборник сказок И. Штейнберга опубликован здесь:
http://s.berkovich-zametki.com/2017-nomer3-ishtejnberg/
и здесь:
http://port-folio.us/ архив, январь 2018, выпуск 253
© Copyright:
Дан Берг, 2018
Свидетельство о публикации №218062900848