Неодолимая сила

Николай Ганебных
 

         
      Одна из самых удивительных способностей человека -  это   умение вернуться в прошлое. Старый человек может держать в памяти  события, случившиеся  давно,  более чем полвека назад.  Память цепко держится за  то, что стало уже  семейной историей, и бывают в жизни случаи столь неправдоподобные, что приходится сомневаться, были ли они на самом деле.  Это была наша беда, наше горе или, наоборот, радость  и счастье.  Рассказываешь о них с добрым чувством,  было бы  у вас желание  слушать. Расскажешь, и  самому многое яснее становится.
       Люди – не воробьи. Не похожи они  друг на друга. Дело ведь не в том, что один брюнет, а другой рыженький,  этот  вот громкоголосый, а из другого слова не вытащишь. А в том, что есть в каждом человеке своя прыть,  свои тонкости.
       Бывает, человека не сразу разглядишь.   У каждого свой путь.   Начнет  рассказывать - жизнь вроде обыкновенная.  У одного она  связана  с кабиной вертолета, у другого –  с корабельным  кубриком. Летчик, моряк,механик, строитель.   Трудится человек. Бабушка говорила, должен каждый своим горбом на хлеб зарабатывать.   Есть в нас такие привлекательные черты,  как доброта, любовь.   
       А другой, бывает, за всю жизнь топора в руках не держал.  Дом  своими руками не построил, деток не нажил, но зато многих объегорить сумел, и этим богатство нажил. За труды неправедные приобрел палаты каменные.
       Возникает в таком человеке желание стать богатеем из богатеев.  Любым, даже самым  нечестным, способом, разбогатеть.  Желание, от которого  под одеялом не спрячешься. Такой человек доброго в жизни не  видит. Оно как пожар. Сжигает, как  огонь, душу, воспаляет мозг.  И рождаются у  него  хитрые планы.  Во всем у него расчет. А жалости нет ни капли.  Опасен  для других такой  человек. Особенно, когда дорывается до власти.   Плохо, когда  в стране богатство становится мерилом счастья.  Раздрай получается.  Нельзя так. Получается страна, потерявшая  лицо. Есть целые страны, которые лишь напоказ живут.
      
       Расскажу вам  о  деде одном. Тем более, что это неким боком касается и нашей семьи. Столько в человеке всего  намешано, что не скажешь, добрый он или злой, но видно, что обманом на свете живет.  Цены  такой человек заработанному рублю не знает, все пытается юлить да выгадывать.
         
        Чтобы дальнейшее было понятно, скажу вот о чем.  Одно время в поселке, где я рос,  стали люди  говорить про  «белых баб».   Осенними  темными ночами стали у нас на улицах появляться женщины, обернутые в белые простыни. Они проходили мимо, пугая людей до смерти своим видом. Кто они?  Зачем они ходят, людей пугают?  Вопрос без ответа. Правда ли даже, что они были,  не выдумка ли это людская? За давностью лет  утверждать не берусь, сам не видал, мал был, но помню, страх был,  многие  выходить на улицу ночью   боялись.    Похоже, у этих женщин в  белом  было не все ладно с головой, а может, причиной была простая безграмотность, тупая вера в  свою связь с миром потусторонних сил.
      Так  я думал. Вот на чем оно  основано.  Как раз к этому времени появился, стал жить  у нас  в поселке  колдун. Большой  дом сразу себе приобрел. Откуда дед взялся,  никто не знает.  Но скоро о нем узнали все. Настоящий, седой,  патлатый дед-колдун. Он ходил, прихрамывая, опираясь  на костыль. Белая борода,   лицо без морщин, черные как уголь глаза. Был он  какой-то особенный, верткий.  Опирался на костыль, но ходил быстро. Иногда, сидя  летним днем  на завалинке, собирал он вокруг себя нас, малышню, рассказывал сказки. Но со взрослыми он говорить не любил, держался обособленно,  про себя ни слова не говорил.   Видна была в нем, несмотря на возраст, сила.
       Он был и не старик вовсе. Хотя был он человек лет далеко за пятьдесят, кто  назовет такого стариком?  Только мы, малолетки.  Борода у него была видная, окладистая, белая. В общем, был у малышни  свой старик Хоттабыч.
      
      Понятно,  люди верили в его колдовскую силу.
      А колдовство  помогало ему жить.  Пенсии военной дед Рыков  не получал, медалей не заработал, но жил по тем меркам неплохо. Хорошим психологом-самоучкой был.  За денежки мог рассказать, как приворожить  человека. И что забавно, часто его советы помогали. И якобы, это  с его легкой руки, вся «хиромантия» в поселке махровым цветом расцвела. Время  было такое, когда  людей грамотных было раз-два и обчелся.  Грамотный, он бы газеты читал, книжки. Был или нет дед грамотеем, не знаю, но что был прохиндеем, это точно.  Большинство людей в поселке  были  не слишком учеными. Вот есть же шаманы у народов севера, колдуны в Африке. И у нас появился свой. И появились с ним вместе  эти "белые бабы". 
      У женщин о нем было много разговоров.  Дед помогал   колдовством устраивать разваливающуюся семейную жизнь. Дело в том, что люди  в послевоенные годы  смотрели на распри в семье весьма неодобрительно.  Жили большими  семьями. Отец, мать, женатый сын, сноха, внучата. Жилье да работник в доме - великое  дело. Что делать, когда одна изба, кухня да горница,  это похуже коммунальной квартиры. Дрязги возникают. Дети кормильца теряют.   
      Люди неохотно открывались другим, не любили выносить сор из избы. Но  каждая женщина хотела перед кем-то высказаться, найти  человека, которому можно рассказать, не таясь, про свою беду. Человека,  на которого можно положиться и полностью  раскрыться. Для этих целей дед подходил идеально. Дед никому ничего не расскажет. А советы порой он давал совсем фантастические.
     Дед Рыков  внес в однообразный быт свежую струю.  Он смог  переломить вековечные традиции  людской замкнутости. Но не за бесплатно. Простой совет, как, скажем,  сходить в лес за грибами мог сгладить назревавшую семейную драму. Надо  поверить в себя, мужа в поход заманить,или на крайний случай,обернуться в простынь да  постоять  ночью перед воротами. Чтобы силу характера иметь. И дело поправится.

       Моя бабушка у меня  была неграмотная. Но знала бабушка больше иного грамотея.  Поговорки приводила к месту и не к месту. Как я  теперь  понимаю, это  были для нее ориентиры в жизни. Есть ведь господни заповеди. А следующие в иерархии  пословицы и поговорки, кладезь народной мудрости. В подсознании у бабушки всегда жили народные образы, редкие слова.   

       Знаете ли вы, что такое   шкворень?   Шваркнуть?  Шлея,  постромки, или, скажем, просто оглобли?  Что за лошадь чалая, какая игреневая?
       Не брякай зря  языком, говорила она мне. Но не это в ней было главное. Она  всегда учила нас жить по справедливости.
       Многое  растеряли  мы в жизни, многое исчезло в русском языке. Более однообразной стала  жизнь, канули  многие слова в  небытие. Появилось страшное слово ипотека,  вновь возвратилось утерянное было  слово кабала. Мы знали гордую фразу, мы не рабы, рабы не мы. А сегодня этого ни от кого уж не  услышишь. 
   
       Муж у нее, дед мой, умер от голода в тридцатые голодные годы. Был бы он на  фронте убит, и то было бы у нас  горя меньше,  хотя бы пенсию  бабушка получала. 
       В поселке не было развлечений. И потому возникали на каждой улице посиделки. Хотелось жить интереснее. Люди  собирались посумерничать.  Радио, телевидение ныне разрушило  существовавшую в народе  «устную литературу». Такие собрания  людей сплачивали, на них каждый имел свой голос, мог поддержать беседу.   Бабушка  моя умело часами рассказывала житейские истории, с прекрасным описанием характеров, событий, она залезала в далекое прошлое, пересказывала истории, слышанные от дедов. Была моя  бабушка  душой компании.  От нее я знал о русско-турецких войнах лучше и больше, чем написано в учебниках. Она была всегда уверена, что турков мы победим.
        Конечно, до Льва Толстого она не дотягивала, но слушать ее было интересно, и по спине не раз пробегал холодок. Посему у нас длинными осенними  вечерами собирались соседки, вместе со своим задельем,  вязали носки и варежки, засиживаясь до полуночи. И обязательно перед уходом  возникал разговор о «белых бабах».

      И вот  бабушка попалась деду Рыкову что называется  под руку.  Она  его  явно побаивалась, но не тут-то было, свое  показать она  умела. Все дело в том, что однажды столкнулась она с какой-то обманутой дедом  клиенткой, и сказала той все, что она о деде думает. Заработало сарафанное радио, и дед  прикостылял к нам разбираться. 
       
      Да не тут-то было. Она сразу сказала, что зовут ее Лизавета Андреевна.  Что она  тоже не лыком шита.  Что баба, из-за которой разгорелся сыр-бор,  женщина порядочная. Часовой разговор почему-то закончился примирением и чекушкой на столе. Наверное, хитрый дед  почуял, что так можно легко  потерять клиентуру  и пошел  на попятную.  Чекушка на двоих – это сущая ерунда, безделица. 
     Бабушка  была тогда  еще настоящая русская красавица. Свою  привлекательность она  сохранила до поздних лет. И дед, как я понимаю,  воспылал к бабушке  сильным чувством. Стал забегать по-простому. Мать и   тетка перепугались не на шутку. А бабушка сказала, что тянет его к ней неодолимая сила. Возникла у обоих  душевная симпатия,  душевный резонанс. Две богатые души.  Для меня, малолетнего, это была загадка, я понять ничего не мог в силу возраста. Но ясно было, что никто  свои позиции не сдаст. Что нашла коса на камень. Бабушка была еще тот кремень. Искры сыпались. Такая пошла дружба-вражда.
      Вот так появилось у нас в семье  понятие «неодолимая сила». Возникли и непреодолимые препятствия.  И мать, и тетка оказались перед  лицом опасности привычного порядка вещей, но они были  людьми деятельными.  Недалеко от нас жила в одиночестве соседка,  женщина лет пятидесяти. И они устроили так, что дед той женщине  стал тоже рассказывать интересные истории, да так и  стали они вместе  жить.
       А моя бабушка продолжала говорить дома  про неодолимую силу и крестилась, глядя на икону. Не удалось нечистой силе ее околдовать.  Зарождавшееся чувство потихоньку угасло, пришло примирение с обстоятельствами.
       И впрямь,  бывает необъяснимая, неодолимая сила.  Что-то светлое, высокое.  И разные  непреодолимые обстоятельства. 
 
       Женщина, у которой обосновался дед Рыков, была  хоть и не подругой бабушки, но хорошей доброй знакомой.  И от нее бабушка узнала, что «белые бабы» - это часть колдовского ритуала.  Человек, чтобы взять власть над другим, должен  раскрепоститься сам.  Должен  почувствовать в себе новые возможности.  Во все века, во все времена такими людьми по складу характера были  женщины.
          
       Скажу вот о  чем. После деда Рыкова  приличные  деньги остались. Дом продали. Наследники тогда машину легковую купили, случай в поселке почти небывалый.
      А от моей бабушки осталось доброе имя. Долгое время, говоря о деде, она жалела, что  судьба не сложилась ей счастливой быть.
     Удивляло ее, а так бывает, что дед на покойного мужа лицом был сильно похож. И удивляла его способность идти во имя денег на  обман. Что было против ее устоев.
     - Бабушка, -спросил я ее однажды,- ты бы решилась от нас к деду уйти?  Взглянула она на меня: - "Да то ты, милый, ни за какие деньги! Вот был бы он другой  человек..."  Не увлекло ее дедово богатство. Вопрос для  меня так и  остался открытым. Решилась  ли бы она во имя своего счастья  бросить нас,  двоих внучат? Во имя денег - никогда! А во имя любви?

      Так  управляют человеком неодолимые силы. Есть  неодолимая сила. Любовь называется. Но и ее, оказывается,  одолеть можно.