Вспоминая былое

Светлана Соколова 3
И сегодня Варсонофий вспоминал Достоевского. Это был его любимый писатель, интеллектуальный Достоевский был ему близок. А познакомился он с писателем давно, как обычно, в шестнадцать лет. А услышал про него ещё раньше.   

Как-то закадычный друг Варсонофия Сашка взял в библиотеке книгу Ф. М. Достоевского "Преступлениеи наказание". Было это в 8-ом классе, и читать, чтобы изучать произведение и писать по нему сочинение, Сашка был не обязан. Обычно Достоевского изучали в 9-ом классе. Ну а Сашка любил почитать, в школе он читал и Аркадия Гайдара, и Жюля Верна, и Мольера. И учился он неплохо. Вот и решил Варсонофий спросить у него мнение о книге. И Сашка честно и откровенно ему сказал: 

- Да Достоевский - дурак. Не читай его, Варс, не читай!
А затем Сашка сказал, что в книге один парень убил бабку. И он всё время про это думал. Так никто не делает, это неправда.   

И Варсонофий полностью Сашке поверил. До 9-го класса он Достоевского не читал, даже не смотрел в его сторону. Ну а в 9-ом классе прочитать книгу Достоевского "Преступление и наказание" Варсонофий был просто обязан. Между прочим, Варсонофий хотел получить хорошую оценку по литературе и уклоняться от прочтения этой книги не собирался. А ещё он любил великую русскую литературу. Достоевский поразил его широтой охвата темы и смелостью мышления, для Достоевского не существовало границ и было мало запретных тем. Ну а меркантильный Сашка всегда был тесно привязан к материальному миру, такое было для него не доступно.   

И Варсонофия очень интересовал вопрос, кто такие петрашевцы. Чем они занимались? Этот вопрос интересовал не только Варсонофия, но и других людей. И интеллектуальный, глубокий, как море, Достоевский оченъ ёму нравился. А ещё Достоевский был очень демократичен, и всегда писал, очём хотел и о ком хотел. В энциклопедии Варсонофий прочитал, что Достоевский был потомственный дворянин. Но раньше он про это никогда не думал, даже не предполагал, ведь отец Достоевского был лекарем.   

А вот Набоков Достоевского не любил и в своих лекциях по русской литературе говорил, что Достоевский - писатель не великий и посредственный. Особенно же Набокову не нравились Достоевский и Чернышевский, потому что они сидели. О Чернышевском он написал в романе "Дар". Больше всего в этом романе Варсонрфия приколол рассказ о том, как Чернышевского посадили. Чернышевский работал
в журнале "Соврёменник". Он был очень радикальным литератором, и поэтому решено было его посадить. Но поаода подходящего не было. Тогда повод этот решено было создать: Владислав Костомаров написал воззвание "К барским крестьянам" и выдал его за произведение Чернышевского. 00ю 0А Чернышевский этого воззвания не писал. А Фёдор Михайлович Достоевский является великим русским писателем. Очевидно, Набоков ему завидовал, и поэтому понаписал про него всякую гадость.   ююж

А в романе "Дар" Набоков снобистски издевается над Некрасовым: "ужин ребёнку и гробик отцу". А писать о проблемах людей - это, видите ли, очень пошло. В стихотворении "Еду ли ночью по улице тёмной" Николай Алексеевич Некрасов написал : "гробик ребёнку и ужин отцу". Конечно, Некрасов, как и всякий порядочный человек, обладал множеством недостатков, но зато он никогда не отказывался писать очеловеческих проблемах. Варсонофий лично знал несколько человек, потерявших маленького ребёнка или претерпевших голод. Конечно, голод в России XXI века - это нонсенс, но зато у россиян множество других проблем. И очень неприятно, когда всякие там господа набоковы будут осуждать людей за то, что они пишут о проблемах. И в стихотворении "Элегия" Некрасов писал "я лиру посвятил народу своему".    

И даже уравновешенный, толерантный Тургенев Набокову не нравился, не нравились его стихотворения в прозе. Особенно же Набокову не нравилось стихотворение о русском языке. Так вот, многие, очень многие используют русский язык для выражения своих мыслей. И люди очень благодарны Тургеневу за это стихотворение. А этот сноб Набоков до 1940 года писал свои произведения на русском языке.   

В романе "Дар" главным героем является Годунов-Чердынцев. В нём явно прослеживается Владимир Набоков в молодости: также, как Набоков, Годунов-Чердынцев издал книгу стихов, даёт уроки, живёт в эмиграции в Европе. Короче, ничего интересного. А вот отец Годунова-Чердынцева Варсонофия заинтересовал. Набоков пишет, что он путешественник, крутой исследователь Азии уровня Семёнова-Тяньшанского или Пржевальского, но Варсонофию он напоминал Колчака. Такие люди живут по принципу "закон - тайга" и "я здесь хозяин", они требуют беспрекословного подчинения. Таковым же был и Колчак. Помнится, в молодости Колчак был полярным исследователем, он изучал Арктику. В конце концов, Колчака расстреляли, в том числе и за беспредел.   

И Варсонофия очень заинтересовал образ отца Годунова-Чердынцева. Он предположил, что прототипом отца Годунова-Чердынцева является отец писателя Владимира Набокова. И он является путешественником и исследователем новых земель уровня Семёнова-Таньшанского, Пржевальского или хотя бы Николая Гумилёва. Так вот, ничего подобного! Пошарился Варсонофий в энциклопедиях и узнал, что отец Владимира Владимировича Набокова Владимир Дмитриевич Набоков был юристом и политиком, одним из лидеров Конституционно-демократической партии.   

Вот уж напошлил Набоков, так напошлил! По-крупному напошлил. Да куда уж так напошлить Достоевскому с его убийцей и блудницей, читающими вечную книгу - Евангелие. А прототипом отца Годунова-Чердынцева, разумеется, был Колчак. А образ Сонечки Мармеладовой - это избитый штамп "проститутка с золотым сердцем". Набоков очень не рекомендовал своим американским студентам использовать такие штампы.   

И известно, что в  кружке Буташевича-Петрашевского Достоевский читал письмо Белинского к Гоголю. Это письмо очень интересное, неудивительно, что оно заинтересовало Достоевского. Варсонофий же всегда хотел знать, за что посадили Достоевского и за что петрашевцев хотели расстрелять. 

А в своём  письме к Гоголю Белинский писал, что надо воспитывать в народе чувство собственного достоинства. В письме Белинский писал, что России прежде всего нужны законы и по возможности строгое их выполнение. Но в России нет даже простого полицейского порядка, а есть только огромная корпорация воров и грабителей. И эти слова Белинского актуальны в России до сих пор. Так что нет ничего удивительного в том, что царь Николай I это письмо запретил.   

К сожалению, другие части письма хуже. Далее Белинский высказывает Гоголю своё мнение о книге "Выбранные места из переписки с друзьями". Так вот, книга Белинскому не понравилась. Ну что же, бывает, бывает. Довольно часто книга одного литератора не нравится другому литератору. А дальше Белинский совсем обнаглел и обвинил Гоголя в подхалимаже и лести самодержавию. Так вот, это личное дело Гоголя перед кем там подхалимничать и кому там льстить. Ну не идти же ему за свои писания на каторгу.   

А Буташевич-Петрашевский, когда создавал свой кружок, просто хотел поговорить о политике и искал интересных собеседников, вот и всё, не стоит его демонизировать. Данных о терактах в исполнении пеорашевцев нет, и о восстании на Сенатской площади тоже. Вот, есть данные о чтении запрещённой литературы и о праздновании дня рождения Шарля Фурье.   
гюээх7
И в кружке Буташевича-Петрашевского было много всяких там сомнительных личностей,  как-то: разночинцев, студентов и прочих. Чиновники были небольших чинов, в основном колежские ассесоры. Офицеры были небольшого звания, в основном поручики. А если попадались среди них дворяне, то были так себе, мелкопоместные. И все эти сомнительные типы рассуждали о политике. В Росии такое делать было нельзя! Поэтому царь Николай I решил петрашевцев жестоко наказать, чтобы всякой там мелочи неповадно
было в политику лезть.   

И неудивительно, что Достоевский не любил Буташевича-Петрашевского и петрашевцев, он приписывал им всякие гадости, ведь Достоевский из-за них сидел. Любимыми же строениями царя Николая I-го были казармы, как в остроге. А любимыми подданными царя Николая I-го были солдаты, позорные и бесправные, покорные и готовые на всё. Поэтому всех, кто ему не нравился, царь Николай I отправлял в солдаты. А прототипом Петра Верховенского из романа "Бесы" является царь Николай I. Ну а Достоевский про это не написал, потому что было нельзя.