Байки деда Митяя

Марина Рыжанкова
  Добрые люди столько не живут, сколько я на этом свете. Ага, навидался, наслушался. Былей-небылей за каждую вещь могу рассказать...
          Раньше в деревнях люди жили малообразованные, да неграмотные.  И верили слову   брошенному, заговорам, наветам разным. Гадалок да колдунов велось в ту пору не меньше, чем сейчас.  Знахарка да повитуха почитай в каждой избе. И твоя бабка владела многими знаниями, да не всеми, слава богу, пользовалась. Цыгане вовсе считались черными людьми, сеющими зло да напасть. Бывало, цыганка бабу обругает, проклянет, что баба на корню сохнет. Потому и связываться с этим племенем не предпочитали. Коли охота тебе, слухай...
       Пара молодых задумала жениться, да и поехали в четверг  сваты в соседнюю деревню. Обратно едут на повозке, песни поют, колокольчики на лошади звенят,  гармошка тянет.  Доехать бы сватам до деревни как  дорогу цыганский табор  преградил. Цыганки в пляс пустились, цыганята  окружили, дергают  лошадей, сватов за пояса, да  сапоги, денег  просят.
-Дяденька, дай на хлебушек!
-Эй, ромалэ, убери кибитку с дороги, видишь, с новостями  о свадьбе домой  торопимся!
-Не спеши, мужик,  есть нечто  важнее свадьбы,- с этими словами  из кибитки  вылезла старая сгорбленная цыганка. Всю правду скажу, если не обидишь!
-Правда, в том, что мой сын в жены славную хозяюшку нашел! Лучше пожелай им  детишек да здоровья!,- весело крикнул хозяин повозки.
А цыганка за своё: «Слазь, родимый, шепну тебе на ушко».
Отец жениха, смеясь, подошел к цыганке, и наклонился:
- Счастья желают громко, мать!
Цыганка тихо сказала:
-Береги сына от колодца.
Мужик отскочил и громко крикнул:
-Убирайся прочь,  ведьма! Ни слова не верю, слышишь?
   Перекрестясь, побежал к  повозке:
-Сгинь, нечистая. Сгинь, юродивая.
   Мужик всю дорогу пел песни да свое кумекал. По приезду шасть в горницу к жене: «Слышь, мать, такое дело сурьезное, не знай верить ли?»          
     Вроде  дело божье на себя цыганка приняла, да слово брошено в душу доверчивую и не избавиться. Порешали не портить праздник сватам и сыну. Не мешало бы  в церкву сходить, помолиться за сына и молодую семью. Дом молодых освятить. Колодец, что вблизи дома под замок иль заколотить? Не допущать сына к колодцу-то?
     Батюшка сказал, бесовских слов не  слушать и успокоиться. На всё воля божья. Молиться. Молиться не забывать. А пока надобно подготовкой заняться, чтоб никто в глаза не плюнул и не упрекнул за свадьбу не хлебосольную. Успокоения в душе нет, да жизнь своё берёт.
    Сама знаешь, деревенская свадьба осенью идёт неделю. Гуляет вся деревня почитай от старых до малых. Раньше радоваться умели за счастье соседей.
Третий день свадьбы заканчивался. Смеркалось. Не заметили гости как из-за стола свадебного, от  теплого плеча невесты Параскевьи, исчез жених Данила.  Родители кинулись во двор.
-Данилушкаааа…
   Глядь, Данила, на колодец, навалившись, сидит.
          Данила тот -внук Сарафановский. Помнишь, поди, жили через три дома. Жаль парнишку. Ох, и шуму тогда было. Цыгане проезжать мимо деревни, боялись, что местные им бока намнут. Так и незнамо, от чего Данила ушел. Божья воля или милость, не иначе