Как я танк из винтовки подбил

Павел Соболевский
(из воспоминаний фронтовика)

Помню, случилось это осенью сорок второго... 

Наша рота развернула оборонительные позиции невдалеке от деревни Никифоровка, на фронтовом участке, удерживать который нам было доверено командованием дивизии. В тот день нашему ротному пришло донесение из штаба полка с предупреждением о готовящемся наступлении немцев.

Рота окопалась на высотке, невдалеке от деревни. А я забрался на самую высокую из сосен, чтобы осмотреть окружающую местность. Прихватил бинокль, ну и, разумеется, свою верную боевую подругу – снайперскую винтовку.

Изучив окрестности в оптику, я увидел пешую колонну фрицев. Она двигалась в нашу сторону по просёлочной дороге, тянувшейся вдоль берега реки.

Наш взводный – молодой, но уже пообтёртый в сражениях лейтенант – поджидал меня под сосной.

– Ну, что там видно, Поливанов? – крикнул он, задрав голову и придерживая фуражку, которую силился сорвать с его головы порывистый ветер.

– Колонна фрицев в нашу сторону по дороге топает, – крикнул я. – Роты две-три, а может и целый полк, товарищ лейтенант.

– С пехотой мы справимся! – бодро выкрикнул лейтенант. Он деловито мерил шагами землю возле сосны, переполненный до краёв кипучей энергией и необузданным желанием бить фашистов.

Но тут, в клубах дорожной пыли, я разглядел...

– Танк!

– Что? – переспросил лейтенант.

– Танк! – крикнул я громче. – Не скажу точно, но кажется "Тигр". Не разглядеть как следует, в клубах дорожной пыли плохо видно.

Взводный не вытерпел и полез ко мне на сосну. Захотел поглядеть на танк собственными глазами. Через пару минут он пристроился на широкой ветке рядом со мной и со встревоженным видом рассматривал в бинокль шагающих по дороге фрицев и танк.

– Ну что, Кирюха? Сможешь "Тигр" из винтовки подбить?

Я почесал затылок и промямлил с сомнением:

– Постараюсь, конечно...

– Считай, что получил приказ!

Лейтенант хлопнул меня по плечу, в качестве командирского напутствия, и торопливо полез по сосне вниз. А спустившись на землю, быстро-быстро побежал в направлении наших позиций, поддерживая одной рукой непокорную фуражку, срываемую с головы настырным ветром. Он должен был доложить об увиденном ротному.

Я прикинул расстояние до цели и угол стрельбы. Затем подготовил винтовку и спустился по стволу на пару метров ниже – на соседнюю ветку. Там устроился поудобней. Нашёл опору для приклада и стал выжидать подходящий момент для прицельного выстрела.

Через пять минут прибежал взводный и снова забрался ко мне на сосну.

– Вся надежда на тебя, снайпер! – подбодрил он. – Твоя задача танк из винтовки подбить. Приказ командира роты. Обязан и баста!

Высунувшегося из люка немца, того, что устроился на башне за пулемётом, я снял аккуратно и быстро, первым же выстрелом. Он плавно осел на броню, словно вдруг, ни с того ни с сего, прилёг вздремнуть. Среди пехотинцев, шагавших следом за танком, его поведение не вызвало подозрений.

Следующим выстрелом я надеялся остановить танк. Но, чтобы добиться этого, выстрел должен был выйти исключительно филигранным и безукоризненно точным. Мне нужно было подловить тот самый, неуловимый и единственный миг, неотрывно глядя в прицельную оптику и прижимая палец к спусковому крючку. Но задачка эта очень уж заковыриста – снять водителя через смотровую щель и к тому же на почтительном расстоянии ой-как непросто! 

Спустя десяток секунд такой миг представился. На краткую долю мгновенья я увидел лицо водителя сквозь узкую смотровую щель. Поймал в прицел, представил, как наяву, единственно верную траекторию полёта пули и спустил курок.

– Ну что, попал? – ёрзая от нетерпения спросил лейтенант.

Я промолчал, не зная, что ответить. Танк продолжал двигаться в прежнем направлении с неизменной скоростью.

– Эх, ты! – лейтенант махнул рукой от досады. – Мазила!

Но дальше танк повёл себя странно. Вместо того чтобы повернуть и ехать по дороге попутно со всей колонной, он продолжал двигаться по прямой, съехал со склона к реке и бултыхнулся в воду. Остановился он только тогда, когда упёрся пушкой в речное дно.

Ротный, увидев, что случилось с танком, отдал приказ роте немедленно идти в атаку. Бойцы поднялись из окопов и с криком "За Родину!" ринулись на врага.

Справится с фрицами, растерянными настолько внезапным и неприятным для них поворотом событий, труда нашим доблестным красноармейцам не составило. Перетрусившая немчура дружно сдавалась, бросая оружие и вытягивая руки вверх.

Мы с лейтенантом, меж тем, покинули нашу позицию на сосне, спустились вниз и пошли посмотреть на танк.

Поспевшие туда раньше нас бойцы успели залезть на "Тигр", наполовину утонувший в реке, и расхаживали по броне с хозяйским видом в поисках возможности проникнуть внутрь. Скинув в воду дохлого немецкого танкиста, распластавшегося на башне за пулемётом, они взломали штыками люк и полезли внутрь.

Вслед за этим из танка показались двое испуганных фрицев. Они выкарабкались наружу с поднятыми рукам и спрыгнули в воду. За их спинами показались двое наших. Увидев заинтересованного происходящими здесь событиями лейтенанта, они подвели фрицев к нему, подпирая их дулами автоматов в спину.

– Это заряжающий и наводчик, товарищ лейтенант, – доложил один из бойцов.

– А где водитель? – удивился ротный, который подошёл к месту событий вслед за нами. Ему тоже не терпелось узнать причину, по которой немецкий танк ни с того ни с сего бултыхнулся в реку.

– Водитель на рычагах лежит, с дыркой во лбу, – усмехнулся боец.

Я кхекнул, довольный собой, и глянул с улыбкой на лейтенанта. Тот наморщил лоб и пристыженно покраснел. Он держался неловко и старательно отворачивался, чтобы не смотреть мне в глаза.

– Ты это, Кирюха, извини за "мазилу"! – примирительно буркнул он.