Ассоциативная память

Любовь Мехтиева
     Ассоциативная память.

     Интересно, но моя память кака-то не така... я давно заметила это. Людей я рисовала, порой удавалось выписать самые характерные черты, но вместе с тем я самих людей запоминала по образам. То есть, относила разных людей к тому или иному образу. Не запоминались у меня конкретные детали, но держался в памяти какой-то образ, который вростал в мою память. Так я порой ошибалась при встрече с людьми, которых не очень близко знала, что здоровалась с незнакомыми, но вписывавшимися в тот образ, или наоборот - не узнавала тех, кто в этот образ не попадал. Приведу примеры.

     Первый, что запомнился мне, это когда я в середине 70-х лежала в больнице с острым воспалением. От нечего делать, после кризисного состояния я лежала в койке и рисовала разные рисунки. Старшая медсестра обратила на это внимние и спросила - не могла ли я помочь бы им в оформлении стенгазеты. Я согласилась с радостью. У себя на работе в детском комбинате я уже несколько лет оформляла стенную газету, а постепенно сделалась и её редактором. Вопрос о составе редколлегии отпал сам собой. Я и статейки помещала, и рисунки лепила, даже стишки такие рифмованные туда вставляла... и, конечно же, главное оформление обеспечивала. Мне та работа была в радость. И в больнице я с удовольствием занялась этим.
     Газета была выпущена как раз к 8 марта. Разумеется, не обошлось без самой плотной связи с старшей медсестрой отделения, от которой я получала нужные данные для публикации. Пришло время, меня выписали из больницы, а даже старшая медсестра в качестве презента выделила мне медицинские перевязочные материалы - бинты, вату и ещё что-то, сейчас забыла.
     Прошло около месяца. Иду в городе мимо кинотеатра. Навстречу женщина идёт, смотрит на меня как-то по-доброму и ещё неожиданно поздоровалась. Я в удивлении - извините, мол, не помню вас?
Она мне в ответ: Любовь Михайловна, у вас всё хорошо? И тут я узнаю в ней эту старшую медсестру того отделения, где лечилась. Извинилась, конечно, поздоровалась сердечно. А сама думаю - почему я не узнала её...
Дальше было нечто подобное. Уже в Крыму. Первой моей работой была должность заведующей клубом в одной из усадьб совхоза миллионера. Там я как-то сразу завелась создать свой эстрадный оркестр. А в ведомстве усадьбы был автобус, который возил по всяким нуждам. Вот и мне пришлось ехать этим автобусом. Водитель, молодой, примерно моего возраста, мужчина, отчасти мужик, но уже приспособленный, повёз меня выбирать сентизатор в город. В магазине выбрали, а в бухгалтерии оформить покупку оказался перерыв. Время свободное, он повёз меня на море. Приехали на берег, он спрашивает: Ну что, мол, сухаря?". Я и не поняла, какого сухаря. Переспросила его - какого сухаря? Он понял - не в курсе я, что здесь так называют сухое вино. Клеиться, видно, попытался, да тут и отказался. Махнул рукой и больше не заводил таких разговоров.
Оформили мы документы на сентизатор, потом в магазин и взяли там, привезли его в клуб усадьбы.
Начались репетиции. Каждый день мы с группой ребят местных, кто хоть как-то
      разбирался в музыке и стремился к этому, разучивали репертуар. Однажды стоим на сцене, репетируем. В клуб время от времени заходят люди, мы не обращаем на них внимания. Вот и ещё входит мужчина, садится на первый ряд и в упор смотрит на нас, больше на меня. Видно, что ему интересно это. А я вдруг узнаю в нём что-то виденное, только не могу понять... кто это? Играю сама, а глазами упёрлась в него и пытаюсь вспомнить... где же я его могла видеть? Потом не выдержала и говорю:
- Извините, не могу припомнить, где я вас могла видеть?
Вот тут он и расхохотался... да так, что едва с сидения не падал.

     -Ну, Люба, - говорит, хохоча, - ты и даёшь... !
    

     Только тогда дошло до меня, что это Володя - водитель автобуса нашего! Сколько раз ездила с ним в автобусе, а в другом месте не узнала. К слову сказать - там, в Крыму оказалось для меня весьма неожиданным, что по большей степени все друг к другу на "ты", порой несмотря на образование, звания и регалии... Мне на таокй стиль общения было очень сложно переходить. Мы даже с подругами на нашем севере обращались по имени отчеству, если работали в одном учреждении.
    
     Ну и на закуску. Пресную, конечно, но как подтверждение. У нас возле дома в курином киоске (яйца продаёт) женщина одна, уже более десяти лет она там работает и мы всегда здороваемся. Я так и вижу её лицо в окошечке киоска. Только однажды встречаю её в городе, далеко от дома, она здоровается, а я ей тот свой извечный вопрос: Не помню, где я вас видела?
     Вот так, дорогие друзья. И таких случаев было немало. Что же это за память!?! Сама не пойму. Но надо с этим жить и учитывать.