Она знала Пушкина. Гончарова Александра Николаевна

Ольга Балашева
Александра Николаевна Гончарова была старшей сестрой Натальи Николаевны Гончаровой, в замужестве Пушкиной. Она родилась 27 июня 1811 года и была всего на год старше своей сестры. Их предок Афанасий Абрамович Гончаров, был человеком предприимчивым и оборотистым, и жил в петровское время, он смог выделиться и скопить солидные капиталы.  В 1789 году Екатерина 2 возвела этот род в дворянское достоинство. Но уже к моменту рождения сестер Гончаровых, все их богатство было пущено по ветру их дедом  Афанасием Николаевичем.   В одном из своих писем Пушкин пишет, что этот дедушка выдает замуж уже свою третью наложницу и дает ей в приданное 10000 рублей, а своей внучке не дает ничего. Отец сестер Николай Афанасьевич психически не здоров, а иногда впадает в безумие, мать Наталья Ивановна обладает тяжелым взбалмошным характером и совершенно не умеет вести хозяйство.
В итоге в 1834 году сестры Александра и Екатерина переезжают в Петербург в дом своей замужней сестры Натальи, Пушкин не в восторге от этого события. Александра прожила вместе со своей сестрой до 1852 года, когда в 41 год вышла замуж за барона Густава Фогель фон Фризенгофа и уехала с ним за границу. Долгое время пушкинисты ничего  не знали о дальнейшей судьбе Александры Николаевны. Ходили слухи, что перед свадьбой она рассказала мужу о своем увлечении Пушкиным, и что муж был крайне недоволен этим обстоятельством и изменил свое отношение к поэту.
Только весной 1938 года известному пушкинисту Николаю Раевскому удалось получить сведенья о дальнейшей жизни Александры Николаевны. Она прожила восемьдесят лет  небольшом замке, под названием Бродяны, умерла 9 августа 1891 года и похоронена в семейной усыпальнице рядом с этим замком. У нее была дочь Наталья Густавовна, которая родилась 8 апреля 1854 года, а умерла 9 января 1938 года. Николаю Раевскому не удалось встретиться с этой почтенной дамой, но удалось посетить этот замок. Он ехал туда в надежде найти документы, касающиеся Пушкина, или найти письма сестер Гончаровых, но ничего этого он не увидел. У него сложилось впечатление, что при жизни Александры Николаевны имя Пушкина в этом доме было под запретом. В прекрасной библиотеке было даже отдельный шкаф с книгами на русском языке, но в нем не было ни одного прижизненного издания Пушкина. Зато были прекрасные альбомы с карандашными портретами Натальи Николаевны и ее детей, в замке сохранился дверной косяк, на котором отмечен рост младшей дочери Пушкина Натальи. Владельцы замка признались Раевскому, что они бережно относятся к этим вещам, но не знают ничего об их ценности. Из-за начавшейся войны Раевскому не удалось еще раз посетить замок. В 1945 году после освобождения Чехословакии замок посетил профессор московского университета Н.Н. Вильмонт, замок находился в плачевном состоянии. Хозяева перед концом войны покинули замок, оставив в нем все касающееся семьи Пушкина, затем замок заняли румынские солдаты, которые пустили на растопку часть прекрасной библиотеки. На момент посещения Вильмонтом стекла в библиотеке были выбиты, а в помещении поселились голуби… Часть экспонатов из этого замка были вывезены в Ленинград, но практически все портреты и миниатюры исчезли …