Моя шаланда

Хачхарджи Константин
               
Красиво живётся там, где юмор блещет.
 Из моего архива «Этнические этюды»   
               
   Конечно, можно сразу, - «галопом по Европам», - никто, ведь, не запретит, не так ли? Однако, думаю, такой «Blitz» вконец может испортить весь наш кайф. Полагаю, будет  гораздо лучше, если двинем проверенной тропою, не торопясь, как бы - step by step!
Итак, в моё незабываемое, - незабываемое потому, что молод был, - советское время в 1943 году, в разгар Великой войны с немцами, кинорежиссёр Леонид Давидович Луков выпустил кинофильм «Два бойца», в котором впервые озвучена была «сердечная» песня о Косте-моряке, композитора Никиты Богословсого  на слова тогдашнего пота Владимира Агатова, точнее, - Вэлвл Исидорович  Гуревич, в исполнении Марка Бернеса. Лично ленту смотрел по многу раз. Помнится – это был такой шум, такой «шмон», что вам - не передать! Когда я влюбился, нет, не так, - когда я потерял голову, втрескавшись в учительницу русского языка и литературы Раису Константиновну, то-бишь, Рахиль Касровну, то друзья вслед мне пели ту же песенку, - «наш Костя, кажется, влюбился……».  С той поры Одесса лично для меня стала заманчивой мечтою. И она осуществилась нежданно быстро. Понятно, что без «царева жеста» высших чинов Parteigenosse, - о чём достаточно подробно сказано в статье «Из былого», - в то окаянное время было бы не так-то и легко, за что им моё запоздалое  Эфхаристо!  Так о чём это я, где «цимус»?  Чтобы разговеться, предлагаю стартовать прямо с первого куплета песни:

Шаланды полные кефали
В Одессу Костя приводил
И все бендюжники вставали
Когда в пивную он входил.

  Теперь  - ой вейзмир - сейчас я вам такое скажу, что ваши «бейцалки» отлетят! Причём, в моей шаланде будут не кефали, как у моего тёзки-моряка, а «одесские мансы»!
  Итак, в Одессе мне, - в отличие от «казённых», - была предоставлена полная свода в действиях. Ну, и пошёл я бродить по улицам, по ходу записывая все броские хохмы. Мне, ведь, не раз приходилось слышать, что одесситы отнюдь не скупы на слово. В моём архиве наверняка эти записи сохранились. Придётся заглянуть, а почему бы и нет? Агицин паровоз, - вот же, нашлись-таки! Приведу из них самые острые!

На парадной стенке большущего жилого дома, был прибит ПЛАКАТ:

-Бросая мусор НА УЛИЦЕ, не забывайте ХРЮКНУТЬ!

На заборе:

-Ув. ЖИЛЬЦЫ!!!
Имейте совесть!
Выкидывайте мусор в соседний ДВОР.

На здании театра.

Ваша  НАЦИОНАЛЬНОСТЬ:
Одессит……
А ШО ТАКОЕ?!

С окна второго этажа был спущен плакат со стрелкой, указывающий на кафе, размещённый на первом этаже, прямо под квартирой:

-УЖАС, КАКОЙ!
От этого кафе «Гоголь-Моголь»
нам нет никакой жизни!
Постоянно АРУТ и ТАНЦУЮТ
и ВАНЯЮТ своей ПИСЧЕЙ!
             ЖИЛЬЦЫ!

На лотке с помидорами на белой полоске крупно выведено –

          ПРОСЬБА:

- НЕ МАССАЖИРУЙТЕ!

Продуктовый магазин.
       Объявление.

- Лица, не требующие сдачи,
  обслуживаются вне очереди!

На пляже крупно – «шоб все знали»!

                УВАЖАЕМЫЕ!
Отдыхающие, будьте вы мне осторожны на воде,
У спасателей маленькая зарплата.
Не фиг им делать, как ВАС спасать!
                «МЧС»

В туалете на стенке был приклеен тетрадный
лист, на котором фломастером было написано:

-УВАЖАЕМЫЕ, СЕРУНЫ!
Не вставайте-таки ногами на унитаз!
Есть много других способов быть на высоте!
                АДМИНИСТРАЦИЯ.

На Дерибасовской, в подземном переходе, на стенке при входе
большими буквами, синей краской:

- «РУСЬ ЗАИБУСЬ» 

 Чуток дальше, в том же подземном переходе, на моё счастье - азохен вей - встретился мне местный бродяга-колорит, лет под 40, не старше. Впрочем, не совсем так, выглядел он моложаво, прилично был одет. Ботиночки, правда, были у него, надо сказать, далеко не первой свежести, зато виртуозно играл на гитаре и пел довольно-таки артистично. На тот момент, когда я подошёл к нему вплотную, он тянул ноту из той же, знакомой нам уже, песенки:

Фонтан черёмухой покрылся,
Бульвар Французский был в цвету.
Наш Костя, кажется, влюбился -
Кричали грузчики в порту.

  Подошёл, конечно, отнюдь не случайно!  Сам я от сохи, потому и прост на корню. Давненько внушил себе уважать людей, которые по какому-либо сакральному случаю, не выдержав ударов судьбы, свалились на дно. Они, ведь, смотрят на жизнь не сверху, а снизу, и видят то, что не замечают верхи. Потому, у них, как всегда, - если, конечно, не спились, - своя Мудрость и своя Харизма. Пожав ему руку, спросил:

-А что ещё поём, кроме Кости-моряка, кстати, это мой тёзка?
-Мой репертуар, сами понимаете, скромный, но ХОДОВОЙ!
Если угодно: «По диким степям Забайкалья», или вот эту «задиристую»:

Гоп-со-смыком - это буду я, я!
Вы, друзья, послушайте меня:
Ремеслом избрал я кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
Исправдом скучает без меня!

-Ну, молодцом! И сколько за день выходит сбору, если не секрет?
-На жизнь хватает, а больше мне, собственно, и ни к чему.
-Я возмещу потери, если ответите на парочку вопросов. Ну, что - согласны?
-Да, какие наши проблемы? Валяй!
-Есть ли у Вас на примете, какой-нибудь анекдотик классный, с одесским смаком?
-Та шоб я здох! Зачем вам эти шутки, утки, прибаутки, когда сама жизнь лучше всякого анекдота? Вот, к примеру, меня иногда так, по охотке, вечерами навещает молодуха. Однажды у нас был такой разговор:
- Почему ты возишься со мной? – спросил я её.
- Меня тянет к тебе!
- И долго так будет тянуть?
- Пока стоять будет!
Или вот недавно в подъезде слышал, как между собой общались соседки:
- Ой, Мирочка, если бы вы знали, какая была у меня бабулька, - м….м… – просто изюминка. А напарница ей вдогонку, - «Та шоб она была здорова, - Царство ей Небесное».

- У меня есть ещё несколько пикантных «бздиков»  частного характера. Продолжим?
- Конечно, коли платить собрался (с улыбкой).

- Как звать-величать тебя?
- При полном погоне  – Игорь Евгеньевич Лейба.
- Насколько мне известно, Лейба в переводе с идиша (Leiba) – это лев!
- Так точно! А мама Марийка – из украинского села Мрiя, что под Киевом.
- Образован?
- Скорее, - обучен.
- Достаточно! Тогда, как тебе «Das Kapital» Маркса?
- Это тот же Талмуд, написанный слева направо, как-то не по-еврейски.
- А как быть с Лениным?
- О, спасибо за вопрос! От Ильича я без ума за его простоту. Он ужасно корректен, вот, пожалуйста, - «Бьядяг отпустить, а помещиков – бьякнуть».

Я поблагодарил Игоря за его чудесную откровенность, отдал ему обещанную сумму, и - abgemacht!

 Концепция.

    Из всего сказанного выше напрашивается всего лишь один вывод:

                Одесу надо видеть,
                Одессу надо слышать,
                Нельзя Одессу не любить!