Мои велосипеды III. Не было у бабы хлопот

Designer
Не было у бабы хлопот, да купила порося!

Вот уж не думал, покупая новый спортивный велосипед, что это совсем другой, непохожий на те, на которых мне доводилось ездить раньше!
И это несмотря на то, что прежде, чем принять решение купить именно «Старт-шоссе», я тщательно изучил вопрос. На деле же многое оказалось весьма непривычным и неожиданным.

Начну с непривычной посадки. Седло велосипеда должно быть установлено достаточно высоко, так, чтобы при вращении педалей в максимально удалённой точке нога полностью выпрямлялась. Ноги велосипедиста, сидящего на седле, установленном на правильной высоте, не должны доставать до земли.
У спортсменов низкого седла вы никогда не увидите, зато у катающихся по улицам – такое наблюдается сплошь и рядом. Едет такой довольный собой ездок, задирая коленки, да ещё и теоретически обосновывает такую посадку тем, что, мол, при падении нога быстрее до земли достанет…
Не самом же деле на велосипед садятся для езды, а не падений, а если дело дошло до этого, то низкая посадка вам уже никак не поможет. Полностью выпрямляющиеся ноги – залог рационального расхода энергии, да и устают они так меньше.
При этом законы аэродинамики требуют, чтобы при скоростной езде тело велосипедиста находилось в горизонтальном положении, отсюда низко расположенный руль и гораздо больший его вылет по отношению к рулевой колонке. Руль становится более чутким, нежели на дорожных велосипедах, и на руки приходится намного большая нагрузка. Правда, «рогатая», двухъярусная форма руля позволяет при медленной езде управлять велосипедом в более привычной позе.
Кстати, велосипеды спортивной линейки ХВЗ, насколько я знаю, выпускались с рамами трёх размеров каждый, для велосипедистов разного роста.

Отдельным сюрпризом оказались «однотрубки». На «гражданских» велосипедах они практически не встречались, тогда как на спортивных с точностью наоборот.
Что такое «однотрубки», в чём их преимущества, в чём недостатки и вообще, что это за зверь такой?

Однотрубка представляет из себя эдакий кольцевой шланг из нерастягивающейся ткани, внутри которого находится камера, а внешняя сторона кроме прилегающей к ободу части покрыта резиной, с нанесённым протектором. Протектор бывает разным. Диаметр однотрубок, во всяком случае тех, которые я видел, от 10 мм на трековых велосипедах до 35 на шоссейных.
Как их изготовляют – понятия не имею, но навскидку очевидно одно явное преимущество перед покрышками – они гораздо легче покрышки с камерой. Покрышке вес прибавляют жесткие закраины, удерживающие её на ободе, и достаточно высокий протектор.
Кроме того, в случае прокола, заменить однотрубки можно реально быстрее, правда если не сажать на клей. Правда и в том, что не наклеенные однотрубки как быстро надеваются, так же шустро и слетают, а то ещё быстрее. На практике, на гонках предпочитают заменять целиком колесо, благо их запас всегда имеется в машине сопровождения. Это ещё проще и быстрее.
Выходит, как ни крути, а главное преимущество однотрубок перед шинами с камерой - это малый вес и не более того.

Чем меньше точка соприкосновения колеса с твёрдой поверхностью, тем меньше сопротивление качению и именно поэтому самые тонкие однотрубки используются на трековых велосипедах, где поверхность трека близка к идеальной. Давление в таких трубках огромное, по амортизационным способностям и жесткости они сравнимы с цельнолитыми, а то и жестче, но несравнимо легче последних. На шоссейных гонках дорожное покрытие гораздо хуже и диаметр однотрубок может доходить до 35 мм. Естественно, что давление в них ниже, а проколоустойчивость и амортизационные свойства - выше.

И, наконец, туклипсы.
Туклипсы – это такие ремешки, которые фиксируют ногу на педали. Это нужно для «спортивного педалирования», когда нога не просто давит на педаль, а участвует во всех фазах вращения. Это позволяет увеличить скорость, но и увеличивает нагрузку на ноги. Вне спортивных соревнований в этом нет необходимости, тем более, что такое педалирование возможно и без них.
Более того, это может стать причиной дополнительного травматизма при падении.
В настоящее время туклипсы вообще являются анахронизмом, поскольку в велоспорте сейчас используется иной способ фиксации ноги на педали.

Но тогда, покупая себе новую игрушку с названием «Старт - шоссе», я ничего этого ещё не знал. Всему пришлось учиться на собственном опыте.

Если раньше на велосипедах я только катался, то тут стал учиться на велосипеде ездить.
Вы уж простите, с тех пор прошло больше сорока лет, и я только сейчас вспомнил, что в комплекте с инструментами всё же была некая ёмкость с клеем для наклейки однотрубок. Правда, этот клей на тот момент, успел раза три пережить срок годности и превратился в какую-то резиноподобную массу, совершенно не способную что-то к чему-то приклеить.
Сейчас я посмотрел, что пишут в чатах насчёт однотрубок. Господствует мысль, что их можно не наклеивать.
Если вы купили велосипед с однотрубками, – то не поддавайтесь на провокацию! Ненакленные однотрубки подведут вас в самом неподходящем случае!

Как-то я стою на перекрёстке с проспектом Шаумяна, жду зелёного света, чтоб ехать прямо. Почти все автомобили на этом перекрёстке сворачивают направо или налево по проспекту, поэтому мне открыт путь без препятствий. Широкая ровная улица с отличным асфальтом по три полосы в каждую сторону и полное отсутствие машин. Метров через двести поворот направо под углом в 90 градусов.
С места разгоняюсь до максимума и, не снижая скорости, закладываю поворот…
Я успел только поднять по-собачьи левую ногу и остался стоять на проезжей части, тогда как мой велосипед улетел через все три встречные полосы, через бордюр на тротуар. Свидетелей моего позора не было. Велосипед практически не пострадал, но колёса представляли собой что-то страшное. Обе однотрубки слетели! Собственно это и оказалось причиной бегства велика из-под меня. Ниппеля привинчены к ободу, и если на одном однотрубка ещё висела на, то на втором оторвалось полностью. Произошло это недалеко от дворца торжеств, который потом выкупил для себя, под резиденцию, сподвижник Березовского миллиардер Бадри Патаркацишвили - сын маленького человека (так переводится эта фамилия с грузинского).
Пришлось взять велосипед на плечо и тихонечко пешочком… Благо, весил всего чуть больше 10 кг.

Езда по дорогам общественного пользования на однотрубках – сродни мазохизму. Бывало, но редко, что на одной и сто километров проедешь, а на другой метров пятьсот, и рад, что не успел от дома далеко уехать – нести недалеко.

Тогда лучшим клеем для наклейки считался так называемый 88-й клей, который в магазинах не продавался, его доставали у несунов с оборонных предприятий. В Тбилиси его источником являлся 31 авиационный завод имени Дмитрова.
Помню, как рассказывал о знакомстве с этим клеем один приятель.
В то время в СССР был популярен польский пивной шампунь цвета тёмного пива с перламутром. Это соответствовало цвету клея, только что он был без перламутра, но кто смотрит на мелочи, когда «правильный» шампунь в «правильной» бутылочке?
Так вот, решил парниша помыть голову. Залез в ванну, вылил на руку порцию «пивного шампуня» и «намылил» волосы…
Руку под кран, - а шампунь не смывается!
Откуда ему было знать, что счастливый папа, накануне достал себе в хозяйство нужный 88-й, да ещё в красивой небьющейся пластиковой бутылочке от любимого шампуня!
В общем, навернув на голову полотенце, отправился наш «брахман» в ближайшую парикмахерскую. Там поначалу посмеялись, но потом было уже не до смеха, когда пришлось силами трёх мастеров удалять всю эту красоту вместе с шевелюрой.

Через несколько лет в продаже появился знаменитый огромный тюбик хейнкелевского клея «Момент 1». Стоил он, по сравнению с другими клеями, очень дорого – аж рубль! Этим клеем с не меньшим успехом можно наклеивать однотрубки. Даже намного удобнее, поскольку имеется носик и не надо искать что-то, чем можно было бы клей намазать.

27 июня 2018 г.
Салоники

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/07/11/107