Паломничество

Иван Савельевич Скробов
           Паломничество – посещение святых мест России оказывает благотворное влияние на духовное состояние. Паломнической деятельностью я занимаюсь около 30 лет. Мои излюбленные места: монастыри и церкви Москвы, Владимира и Суздаля. Часто бываю у церкви Покрова на Нерли под Владимиром, в Сергиевом Посаде, где покоятся мощи Сергия Радонежского и в женских монастырях в Дивеево и Оптиной пустыни (мощи Серафима Саровского и Амвросия). Трижды бывал на Валааме и в других местах. Очень полезно искупаться в святых родниках Радонежа, Дивеева, Оптиной пустыни и др.
            При посещении святых мест, иногда происходят удивительные случаи, подтверждающие наличие и содействие Небесных покровителей. Приведу два из них. Так, в июне 1995 года я в течение двух недель впервые трудился паломником в Дивеево. В последний день, было воскресенье, решил поехать искупаться в двух родниках Серафима Саровского на реке Сатис, расположенных от Дивеево километрах в двадцати. Собрался ехать автобусом после обеда. Нужно было торопиться, но какая-то внутренняя сила в течение часа меня не выпускала из монастыря. Я не мог понять, в чем дело. Ноги не идут из монастыря, и все тут! Наконец оттуда вышел, забрал чемоданчик в гостинице и решил пойти на автобусную остановку. По дороге захотелось в последний раз искупаться в роднике Казанской Богоматери, расположенном по пути следования. Обычно он безлюден, а тут, как нарочно, полно народу. Думаю, опять не повезло, придется задержаться. Сел на скамеечку, жду, пока женщины освободят родник. Подсел мужчина, разговорились. Оказывается, что это его жена и родственница купаются в роднике. Они приехали на машине из г. Тольятти  и сейчас следуют на те же родники Серафима Саровского, куда собрался и я. Он предложил поехать вместе с ними… Тут то я и понял, что мне в монастыре чинились всякие препятствия в течение целого часа, чтобы я встретил этих людей у родника, в котором они купались в течение лишь 7 – 10 минут. Кто это сделал, приходится лишь догадываться.
           С тех пор я стал чаще прислушиваться к внутреннему своему состоянию. Если что-то хочу сделать, но "душа не лежит", или куда-то пойти, но "ноги не идут", то этого не делаю, а иду лишь тогда, когда на душе легко и ноги "сами бегут". Таким образом, идет помощь и подсказка Небесных покровителей. И "разговаривают" они с нами, опять же, по интуитивному каналу. Есть он! И есть у каждого человека, но либо к нему мало прислушиваемся, либо он недостаточно развит.
           В июне 2012 г. после посещения Боголюбово, Мурома и Дивеева, я отправился в деревню Окунево,  которая расположена в 250 км северо-восточнее г. Омска. Это всемирно известное место, прославившееся своей необычной историей, аномальными явлениями и пятью целебными озерами. Там  прожил почти месяц. Искупался во всех пяти озерах. Часто посещал Омкар – холм, у которого обнаружено древнее капище.  Постоянно молился там в православной часовенке.  Чистоту и порядок в данной часовенке обычно поддерживают сами паломники.
           Так, однажды, когда я тоже прибрал и помыл пол в ней, набрав воду из реки Тара, протекающей рядом, очень пожалел, что нет возможности зажечь свечи, которые в Окунево не продавались. На следующее утро, когда я, как обычно, завтракал в кафе в самой деревне, вдруг  увидел, что официантка вместе с завтраком принесла на подносе спички (которые, как она потом скажет, –  на поднос попали случайно, и она их не заметила) и быстро удалилась. Я не стал звать официантку, спички взял с собой, решив их вернуть во время обеда. По дороге на Омкар догнал группу паломников, которые попросили  следовать с ними, поскольку дорогу они точно не знали. После прихода в часовенку, вдруг одна из женщин вынимает из сумки три свечи и подает мне, сказав, что эти свечи привезены из Иерусалима…  Я зажег их, имеющимися  спичками, поняв, что это очередное проявление Божьего Промысла.  (Проявление очень четкое: человек сделал богоугодное дело – помыл часовенку и при этом сожалел, что не может зажечь свечу, поскольку ее и спичек у него не было. На завтра у него оказываются не только спички, но и свечи, привезенные с Иерусалима... )  Так что, радость моя, Небесные покровители есть, и они нам иногда преподносят радостные моменты в жизни. Желаю и Вам нечто подобное испытать.
          Мои мысли, чувства и познания, связанные с паломнической деятельностью, нашли отражение в песне "Паломник".

 Ясной зорькой, ясной зорькой               
 Красно солнышко встает.
 У обители паломник
 Над молитвой слезы льет.
 В ясном взоре человека
 Вместе радость и печаль.
 Прожил на земле полвека,
 За плечами синя даль.

Вот стоит теперь с котомкой
У порога святых мест.
И в своей мольбе негромкой
Смотрит на распятый Крест.
Боже, боже, боже, боже!
Я прошу меня простить.
Жил порою я не гоже…
Как грехи мне отмолить?

Столько я в тебя не верил!
Думал – нет у нас души,
Что исход всем уготовлен,..
Хоть греши, иль не греши.
Здесь у врат стою, поверив,
Что бессмертная душа.
Твой Завет во всем усвоив,
Чтобы жить, не так греша.
 
         Песню "Паломник" написал в августе 2001 г., после прикосновения к святыне православной церкви – нерукотворному Кресту, хранящемуся в церкви деревни Гаденово, Ярославской области. В середине 13-го века в лучах ослепительного света над болотом в окрестностях данной деревни он был явлен пастухам. При этом они услышали глас, чтобы на этом месте была воздвигнута церковь. Крест с распятием в человеческий рост. При нем  до сих пор наблюдается много чудесных исцелений. Паломники едут к нему с разных концов света. При посещении этого святого места мне пришлось пройти пешком около десяти километров с паломницами из Западной Украины. По выводам ученых Крест исполнен из материалов, не встречающихся на земле. Если у Вас, появится такая возможность, то непременно посетите данное место.