Байка о толерантности

Евгений Аргатов
Жили-были два соседа.

Вроде бы и жили одинаково, ссорились из-за кличек, полученных в детстве, так, по мелочам, в соседнее село ездили вместе утверждать «statys qwo», чтоб не зазнавались…

Где-то в третьем колене назад и роднились через прадедов, и гуляли вместе,  и всё было нормально…

Но один вдруг задурил!

Съездил в какие то там заграницы, набрался ни Бог весть чего, да вернулся обратно другим, вроде как ужаленным не знамо куда.

- Вы живёте неправильно! – заявил он как-то соседу. И сами вы не такие, как нужно! А ты в этом главный!

Сосед от неожиданности сел на огузок, да прямо таки на грабли! Подскочил, чешет раненое место, да слов не находит.

Он и раньше замечал, что сосед в подпитии нет-нет, да и засифонит что-нибудь из ряда вон выходящее. Дашь по зубам - вроде бы успокоится!
 
А тут всё про прошлое бубнит - мол, помнишь, лет 25 назад мы с тобой вместе лазили по садам?

-  Ну, - говорит сосед,- помню. И что?

-  Так вот это ты меня ведь подбил на этот поступок?

-  Да как-то там само вышло, мы же не один десяток раз лазили по садам – то я позову, то сам ватагу соберёшь. Какая теперь разница?

- А такая – ты подлее меня в этом вопросе!

- Так делили-то всё поровну, как так вдруг получается, что я подлее? – сердился сосед.

-  А так – подлее и всё. По всем статьям получается! Вот и за границей то же самое про тебя говорят – хитрый ты, вот и живёшь лучше, чем я.

-  Чем лучше? Вроде бы и корова такая же, и куры, и земля, вода такая же – правда, жирность молока у коровы повыше, да куры жирнее, травы побольше накашиваю – так ты и становись рядом, кто мешает?

- Н-е-е-т, - говорит сосед. А помнишь, у реки лет 15 назад, мы островок один обкосили? Так ты всё сено забрал себе, хотя островок мы честно поделили. Но ты всё забрал себе. И теперь островок вроде бы как твой. А я не могу там косить.

- Так я ж тебе говорил тогда, сено вывозить надо, сгниёт оно. Дожди пошла, сеногнойные, там надо было ворошить его, сушить, вывозить – ты не захотел?

- Ну, так что? Сено то моё было!

- А я, как рачительный хозяин, не мог такого допустить. Вот и вывез, чтобы труд не пропал даром. Там уже другие злыдни на него да на островок посягали. Я и вывез!

- А мне ведь и клока сена не дал! Вот жлобяра!

-  И что теперь?

-  Ты мне компенсировать должен своё и моё неправильное поведение в детстве – ведь это ты же меня подучил сады шерстить. И за сено, что 15 лет назад косили!  А я теперь не могу остановиться,  руки так и тянутся к чужому! Из-за тебя меня теперь ругают!

-  Здорово живёшь!  Ты никак не можешь успокоиться, всё понимаешь, а я виноват! Молодец!

-  А как ты хотел? Если логически подойти к этому, ты меня научил нехорошему делу!

-  Да вроде бы мы вместе набеги устраивали. И было нам по 6-7 лет. А сеном – ты же его в тот раз и так потерял!? Ты это сам придумал, или кто научил?

-  Есть  добрые люди на свете! Они и подсказали,  в чём собака порылась! Так и говорят - найди в прошлом чего–нибудь  такое, за что можно предъявить претензию, вот и раскручивай эту линию!

-  А сам ты, лягушек надувал через соломинку, кошкам банки к хвостам привязывал, воробьев из рогатки стрелял – животные тебе что сделали? И опять я виноват?

-  А как же? Ты же меня плохому делу научил! С тебя и спрос!

-  А мне мать говорила, что умный сам себя винит, а дурак ищет виноватых! Ты же сам всё это делал, без моего участия. Я тебя раз пять за то колотил, да видать мало, надо было больше!

- Вот! Вот она твоя суть – ты ещё и агрессор! Бил, унижал, глушил тем самым чувство моего достоинства внутри меня!  Я, может быть, от того такой ущербный вырос! Вот теперь и плати мне за ущерб!

- Так за ущерб или за ущербность?

- А какая разница?

-  Большая! За ущербность – иди,  выбивай  в собес, там ущербным пенсии назначают. А ущерба я тебе никакого не приносил – сам всего добивался. И того, что тебя свои же кумовья иногда бьют, что в соседнем городе тоже получаешь по мордам – сам добиваешься всего. Вон, из-за границы приехал, орёшь, чего нипопадя -  «Не так», «Не правильно». Допросишься – и я тебя уму-разуму стану учить, но оглоблей, а не кулаком, как прежде.

- Не хочешь по-доброму,  я опять за границу поеду. Там я хоть и канализации прочищаю, но слово имею – пожалуюсь в их Совет, они приедут и разберутся с тобой! Они мне говорили – ты лишь начни, а мы всем Советом навалимся и заставим твоего соседа компенсировать всё плохое в тебе!

- Значит, придется ещё одну оглоблю про запас держать – теперь для приезжих. А ты вали-ка отсюда, пока я тебе холку не намылил! Не ровен час, зашибу ненароком. Придётся тебе на инвалидной коляске за границу ехать, расходы лишние нести – они-то с тебя возьмут и за коляску, как за лишнее место! У них, я слышал, не забалуешь! Дружба с ними денег стоит! Это я, глупый, стол накрываю, когда сосед приходит, у тех наоборот – сперва дай, потом получишь!

- Ну и что? Зато как встречают – одни обниматься лезут, другие целоваться, а третьи вообще с многоцветными флагами прибегают, всё вертятся, о какой-то толи рантности говорят, толи рентабельности, не запомнил.

- О толерантности, что ли?

- Во-во, о ней о самой! Это о чем, как ты думаешь?

- А ты поутру видел, как у меня петух петуха оттоптал?

- Ну, и меня такое бывает! И что?

- Вот это и есть та самая толерантность! Только они это на людей переводят, и говорят, что обращать внимание на это не стоит. Мол, не принято у них это обсуждать. И тебя, поди, к толерантности призывали?

- А то! Каждый день, да не по разу.

- Ну, так ты скоро и сам будешь, как те мои петухи, даже не реагировать на «толерантность» - отряхнешься и пошёл!

- Так это за деньги или как?

- Сперва, может, и за деньги. А как во вкус войдёшь – так сам платить начнёшь!

- За что?

- Как за что? За толерантность! В этом мире ничего уже без денег не делается. Главное – втянуть человека в дела, а там и само пойдёт, как по маслу!

-  А я вот одного бывшего зэка спросил, видел ли он в зоне этих, ну, самых,  толерастов. Он говорит, что видел. Ну, спрашиваю, что они за люди? Он говорит, что ничего, люди, как люди. Только бреховатые, и подлючие. Я, вот, говорит, вижу, один сало ест, ну и спрашиваю : «Что, сало ешь?» Тот говорит, что да. И спрашивает меня – а ты тоже хочешь? Да, говорю, очень даже хочу. Тот и говорит, мол, а давай я с тобой, ну, как бы это правильно сказать, ну,  потолеранствую, а потом сала дам шмат. Так он, говорит, подумал-подумал, и решил: да хай он скозится. Снял портки и подставился.  Как петушок твой на заре! Так тот, гад,  потолеранствовал, а сало не дал! Ну, не толераст, а?

-  Ну, так вот и тебе это ни о чем не говорит? Чуешь, об чём гундос идёт?

- А что мне это должно сказать? Надо было сначала шмат  сала брать, а потом уже действовать…

                ************

Так и живут эти два соседа. Только один старается с другим поменьше общаться. Глядишь, тот ещё какую причину найдет, чтобы что-нибудь оттяпать. Опять жаловаться побежит. 

Придётся обидеть! Тут уж не до толерантности будет…