2 часть

Владислав Карчевский
НЕ  ПОНЯЛ










VLADISLAV
KAR


















© Vladislav Kar, 2018
II
“Наша голова должна касаться звезд»
(К. Малевич)


А Л Л Ю И З М
(аллюзия — намек)


Это настоящий инсайт — взгляд на мир изнутри. Проникновение. Смысл. Намек присутствует везде и всюду. Человек как-бы не замечает его, - проходит мимо, не останавливается: это как притяжение земли, как-будто и нет его. Тем не менее аллюзия всегда есть — это кровеносные сосуды жизни. Намек видно в басне, карикатуре, - везде, где есть смысл, главное — увидеть его и понять — он едва заметен. Многое бессмысленно, не потому, что оно плохое — там есть искусство пятна, линии, цвета — это мотив, композиция и только, - это чисто внешнее видение. Мне особенно нравится, когда некоторые усиленно мажут под авангард: это, конечно, весело, но не актуально. Меня же занимает внутреннее содержание, оно вспыхивает вдруг, как некий намек — мысли, идеи возникают из размышлений, приходит озарение. Сегодня, на мой взгляд, картина должна быть одноактная, она стремится к плакатности, избегает карикатуры. Моментальная реальность, отображение мира предельно обобщено, наполнено фантазией. Все имеет свою душу, истинную сущность, глубину, - важно это найти, а остальное — вчерашний день. Когда-то думали, что художник отображает бессознательное — сейчас он сначала пытается осознать действительность, потом обобщить, затем создать универсальный символ, и вот появляется сущность, смысл, а с ним и намек. Прорыв к будущему! Это некая аксиома, по которой можно определить относительную истину, ценность произведения его, так сказать, вес, что что оно стоит в конце концов. Смысл, намек позволяют вырваться на простор, преодолевая личные тупики своей ограниченности, - часто человеку кажется, что он плывет, а его уносит поток. Аллюзия, тонкий аромат бытия, то, что украшает нашу жизнь, приносит удовольствие. В самом деле, стоит нам только слезть с дерева, и мы уже на земле — собираем плоды и другие злаки, а над нами звездное небо и то, что внутри нас. Мы в каком-то эксперименте: нам дано дыхание, а мы должны добыть себе пищу и продолжить свой род. Вот и все.  Такое у нас задание на земле, смысл нашей жизни. Думаю, что каждый из нас еще обладает каким-то даром в меру способностей: мы создатели, но часто не знаем об этом, как-бы спим. Пробуждение — это и есть наша самость, неповторимость. Творческое живет и произрастает в человеке, как дерево, питающееся соками земли. Открываешь заново мир, замечаешь вечность, видишь все другими глазами, и появляется божественный дух как ветер, который дышит где хочет, - лови его! Картина одета в сюжет, форму, цвет… - за ними скрыт смысл, намек на сущность, - это некая тайна, чтобы узнать ее надо превратить субъективное в объективное, конкретное в условное, абсолютное в относительное, то есть необходимо осмыслить, найти общий знаменатель, придать значение, и вдруг мы обнаруживаем гармонию разума и сердца:

«В одном мгновенье видел вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо в чашечке цветка» - (У. Блейк).

Это мистический реализм, это нечто внутреннее, основа мысли, что-то неизъяснимое, возникающее неизвестно откуда, спонтанно и в то же время все очень просто. Много вопросов, на которые нет ответов, и мы всю жизнь пытаемся их найти, что нереально, - но движение согревает нас, дает энергию. И я предлагаю смысл.

Все дело в нем: он светильник в ночи, причина жизни, заповедь, суть, ткань. В мире есть основание (время и пространство) и смысл. Он всегда присутствует, - причина и  следствие, инстинкты, мотивы: «В чем жизни смысл — того мне не понять». Мы просто слепы или спим: «Слово — одежда. Смысл — скрывающаяся под ней тайна». Человек и предназначен для выполнения своих возможностей в мире смысла — в силу необходимости, долга, талантов. Переверни страницу, сотри прошлое, открой дверь, не бойся своего мнения, начни с начала:  в конце кроется и цель, и результат — неудача стимулирует победу:«Я понять хочу, смысла я ищу». Трудно уловить смысл и не затеряться в ночи: В битве со своей посредственностью, глупостью «разум открывает смысл и значение человеческой жизни», рождается талант, гений. Талант совершает известное с успехом, а гений — неизвестное — это идеальная объективность. «Гений тот, кто делает меня гениальным». Почувствуй свое превосходство: «Не отметай героя в своей душе». «Ты вечности заложник у времени в плену. С начала самого в долгу, которого не возвратить».
Смысл жизни зависит от возраста, знаний, понятий, психики, - он там, где есть свершения — твоя трепещущая тень, спаситель, гуру. Смысл обнаруживается, а не придумывается — его надо найти, создать, увидеть, и он проявляется не поверхности нашего бытия как потрясающая красота, праздник, рай. Обретение смысла — это и самообман, защита, камень, семя. Смысл спасает — его стяг реет вовеки: «Смысл того, что было, больше нас: «Будущее славит воедино дальний космос и души глубины». Но не удержать идею в пределах смысла — это некая птица, мелькающая во времени, исчезающая в пространстве — проблеск, резонанс, эхо, стезя, отдушина, жребий. Между сердцем и головой вечная борьба, спор, непонимание — мы стремимся за пределы, придумываем себя, находим прибежище. Интересы формируют понятия, где есть родственные души, подобие, любовь. Создаются союзы, а иначе люди одиноки, несчастны. Только обретая какой-то смысл они находят себя, цель, и пребывают в иллюзии, полны эйфории, парения… Человек создает культ присутствия и окружает себя, родненького, вещами, людьми, животными. Вакуум смысла разрушает кокон счастья и поглощает нас ветер времени. История полна смысла — догмы, законы, формулы, ритуалы, но лишена будущего: «Потерял смысл — потерял жизнь». Намек сопровождает смысл: он тонкая интерпретация, штрих, посредник. Оракул не говорил прямо — он намекал.

«Не всегда уверены они в том, что же именно делают они здесь. Они проводят ночи без сна, страдая от того, что жизнь их лишена смысла» - (Коэльо). «Воины света».

Зеркало сознания видит действительность согласно своим представлениям, возможностям, обстоятельствам, образованию: «Что на зеркало пенять, коли рожа крива». У каждого свой взгляд на вещи и они окружают нас — владеют нами. Мир — это красочная ширма, скрывающая ад. Принцип удовольствия присущ молодым, могущество определяет людей сильных, богатых, а зрелые предпочитают смысл. Они озабочены сохранением внутреннего равновесия между сущим и должным, ищут гармонии на поле брани, испытывают постоянное напряжение (предельное переживание). Все наполнено содержанием, смыслом, намеком и это оболочка факта: «Смысл жизни есть вечный и единственно не ложный маяк во мраке, огонь во тьме позорных заблуждений» - (М. Горький). А если его нет, то и жить незачем — она ненужна, напрасна, потеряна: «Жутко человеческое существование и к тому же всегда лишено смысла». «Горе тем, кто не знает смысла своей жизни». «По ком звонит колокол? Он звонит по тебе». 
Каждый творит во имя свое и он посредник между землей и небом — проводник смысла. В живописи наглядно, зримо мы должны увидеть суть, аллюзию, голос вопиющий, происходящее за кадром «ибо даль, уменьшающая предметы для глаза, увеличивает их для мысли». 


«Всякий, кто правду умом своим постигает
И не желает стать на путь заблуждений,
Должен в себя погрузить взор свой пытливый» - (Боэций).

---

«Содержание скрытое видимых тел
В суть явлений глазами ума загляни:
Лишь для них проницаема жизни кора,
То,  что скрыто от наших телесных очей» - (Хисроу).

«Всему,  что зримо,  прообраз есть,  основа есть вне нас -
Она бессмертна, а умрет лишь то,  что видит глаз» - (Д. Руми).

Созерцая внешнее,  мы видим ошеломляющее зрелище,  которое озаряет и становится основой, источником,  стержнем — драгоценностью души. Появляется красота,  истина,  смысл и овладевает,  покоряет,  уносит. Око,  вектор,  путь. «Достаточно того,  чтобы произведение выражало смысл». Художники наблюдатели,  они мыслят визуально и отображают образы — сначала предметы,  потом впечатление от них,  затем свое представление - фантазируя,  обобщая, синтезируя. «Живописец должен изображать не то,  что он видит, а то, что будет увидено» - то,  что понял: «искусство есть способность видеть невидимое, осязать неозримое и рисовать то, что не имеет облика» - (Ж. Жубер). «Глаза — окна души». «Все, что видим мы — видимость только одна».

«Пусть сердце станет глазом.
Ибо тайная сущность вещей не видна» - (О. Хайам).

Это итог видимого и невидимого. Тайну рисуют мозгами.
Форма понимания заполнена вереницей представлений, загадок, вдохновений и т. д. Каждый миг своей жизни мы пребываем в своем абсолюте: мы всегда в этих силках. Что-бы создать пустоту, забыть все прежнее,  уйти от стереотипов и заполнить голову новым, другим содержанием,  надо быть избранным, просветленным, оно просачивается, поглощает пустоту и обретает мысль. «Нам остается искусство, чтобы не погибнуть перед истиной». «Умей творить из самых малых крох».

«Природы внутреннюю суть
Познать бессилен род людской.
Он счастлив, если видит путь
К знакомству с внешней скорлупой» - (Геллер).

Человек противится прозрению,  ведь тогда рушится конструкция мира, накопленная годами,  и он просто исчезнет,  как некое «Я»,  сломается,  погибнет. Мы заблуждаемся относительно себя, и эта благодатная иллюзия держит нас на плаву - мы, безусловно, предубеждены. Враг человека — необходимость: он всячески сторонится, избегает обязанностей, оправдывает подлости и не понимает, что везде должен и нет ему покоя. Человека преследует долг, но не всегда догоняет — он в отдаче, а если нет, то это воровство. В погоне за удачей мы игнорируем себе подобных — мы их в упор не видим и не понимаем, и днись и пристно и во веки веков: «понятия без ощущений пусты».
«Душа предчувствием томима,
А дни несут одно и тоже
И жизнь моя проходит мимо,
Как мимо нищего — прохожий» - (И. Губерман).

Вскрой обертку и ты увидишь, как бьется , полыхает мысль - одинокая,  трепетная,  непонятная:
«Таинственно струится мысль». Способность сознания к чувству, анализу,  откровению придают смысл всему, и в итоге мы делаем выбор между правильным и ошибочным4 важным и незначительным; истинным и ложным; действием и покоем; присутствием и отсутствием; добром и злом… Есть значимое, ценное, определяющее — это рука на моем плече, поводырь души. Прикосновение разума к чаше бытия:

«И если подлинно поется
И полной грудью, наконец
Все исчезает, остается
Пространство, звезды и певец» - (О. Мандельштам).

Все, что происходит сейчас, определяется прошлым: оно диктует настоящее,  способствует справедливости, расставляет приоритеты,  строит границы. Прошлое - причина, следствие,  признак вечности,  - там заблуждения, ошибки, глупости, которыми мы гордимся. Это как фотографии — знаки радости, символы счастья, претензии на бессмертие. Повернись к позитиву, не упивайся пошлостью, не дай себе засохнуть — пусть все течет плавно, словно молоко. Радостное состояние души преодолевает время и наполняет восторгом, гармонией, ритмом, куражом.  Твое лицо — иероглиф породы, идеи, мысли, души. «Онемела мысль перед пространством твоим!» «На крыльях времени уносится печаль». Каждый видит лишь то, что ему присуще: он изначально субъективен, индивидуален, неповторим. Трудно выйти за объект, быть всеобъемлющим, проникнуть в суть, увидеть сердцем, созерцать умом, услышать голос разума, - быть богом. «Созерцание видимого открывает сокровенное». Условное приближается к художеству,  - умозрительное к истине: «Все до капли поглотил зрачок». «Глаза поили душу красотой» - она есть во всем, но не для всех.

«Откуда мы пришли?
Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл?
Он нам непостижим» - (О. Хайам).

Только человек обладает способностью говорить на языке символов и понимать его — они открывают сокровенное,  тайное, мистическое. Слова,  буквы — символы мысли, продукт ума, а от сердца происходят чувства — между ними гармония. Символ - связь, отношение — конкретная система знаков, задевающая мозги и принуждающая их к действию. Ядро, стержень, пароль, флаг. Не путать с аллегорией, - видимое — образ, невидимое — символ. Только светило — око, эмблема, символ жизни — да еще пейзаж — символ природы. «Все непреходящее есть только символ». «Творец говорит только символами». Символ выражает идею, обретает причину, пребывает вечно — он отражение, фиксация мысли. «Новый символ может создать только страстное желание высоко развитого разума». - (К. Юнг). Круг- символ бесконечной полноты и всеобщей суеты — символ жизни и смерти. Должен быть какой-то ключ, открывающий дверь познания, где красота снисходит на произведение, как благодать, импульс, эманация. Она рождается и правит миром — власть ее бесконечна: «Голос красоты говорит тихо: он вкрадывается только в самые чуткие души». Прекрасное отражается в чистом сознании, ликует среди хаоса, взывает к радости. Красота — идеальное воплощение, а другое мы называем уродством, хотя это одно и тоже. Все зависит от восприятия — небо и земля; высокое и низкое; внешнее и внутреннее, форма и содержание: «Я больше не живу в себе самом, я часть того, что вижу». «Я писал молчание, я запечатлевал необъяснимое». «Музеи заполнены трупами красоты». «Язык универсальных символов и есть единственный язык созданных человеком» (Франкл). Символ подменяет реальность и делает ее пустой.
Изображение параллельно мысли, оно прямое ее продолжение, - порой мимо нас, - призрачно, тень, туман, пар, дым. Оттиск восприятия, плод воображения. Бывает, что художник, добиваясь впечатления, нагромождает мифы,крайности, пытается уничтожить реальность, превращая ее в карикатуру, катастрофу, пшик. Забывая, что мысль — начало, свет, путь, а потом уже соприкосновение, линия, точка. Иначе зритель сбит с толку, застигнут врасплох, лишен контакта, теряет равновесие, раздавлен дисгармонией. Ни окна, ни прозрачности. Пачкотня, шелуха, муть, и просто жуть: «Хорошее исчезает, когда властвует плохое». «Где темен стиль, там царит заблуждение». «Что им красота и море, и убранство павлина?» «Там кто-то представлен всей земле, повсюду ночь, уснуло все вокруг». «Содеял мрак своим покровом».
Произведение искусства прежде всего психологический объект и он окрашен в чувство, но с помощью разума мы придаем ему значение — делаем его равносильным, удобным, понятным. Это попытка сотворения мира, где мысль — инструмент, ложно то, что не имеет основания». А мнение определяет цель , сознание, чем его больше, тем оно настойчиво и становится законом, а есть еще бессознательное — наша тень, дебри, загадка, причина, что-то.
Я смотрю на картину и думаю, что это значит? И когда замечаю мысль, то все оживает, брызжет… Аромат подлинности. «Ботинки» - В. Ван Гога, - «Крик» - Э. Мунка, - «Дорога» - И. Левитана, - «Волна» - Ф. Рушица - «Жертвенник» - М. Чюрлениса - «Дерево» - Г. Климта - «Могила» - Р. Магритта - «Раковина» - М. Врубеля - «Ужас» - Л. Бакста…

«Часто картины в тебе гостят:
Те - мимо бредут одиноко:
Внутрь иные вошли, словно в сад» - (Р. Рильке).

Идеи продолжаются, их всполохи появляются снова и снова — ходят по улицам, паркам… Известно, что картина отражается в сознании и остается там: она плод, средоточие, слияние, обобщение, фантазия. А если нет, то грош ей цена — она бесплодна, запутана, - не волнует. Надо чтобы человек остановился, услышал звучание мира, понял бы основу бытия, чтобы его преследовала и не давала покоя мысль, - предчувствие, постижение, видение. Когда день склоняется к вечеру и сердце пылает надеждой, - уходит печаль, окутывают причудливые фантазии и наполняется все чарующим вдохновением. «Ясность — это правильное распределение света и теней». Все  легко и прозрачно для понимания. «Неподвижно внемлю». «Созидать — это великое избавление от страданий и облегчение жизни».

«Есть в литографиях старинных мастеров               
Неизъяснимое, но явное дыхание:
Напев далеких волн, и шорохи дубрав,
И разноцветных птиц на ветках колыханье» - (Г. Иванов).

В эксперименте, поиске весь художник. А иначе он ремесленник, зеркало, штамп,  подражатель. Творчество там, где есть разум: «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а богу». Чувство — дрова, мысль — огонь, вместе костер. Пылающее сознание:
«Сшито сном пространство между душой и телом». Художник стремится к согласию, - он формирует свой мир, свою гармонию: он приятель бога. А когда происходит равновесие, то картина звучит, она живая — полна поэзии, радости — луч света:
«Ищите, да обрящете».

---


«Мне все открыто в этом мире -
И ночи тень, и солнца свет,
И в в торжествующем эфире
Мерцанье ласковых планет» - (Н. Гумилев).

Господствует холст, - его нужно преодолеть: залить красками, наполнить идеями, преобразить…Чувство и мысли — это две силы, которые двигают, созидают, - там присутствует красота, брезжит истина: «Тот, кто сумеет убрать ладонь от своих глаз, узрит яркий свет внутреннего мира и постигнет таинственность». И тайное становится явным. Картина — деяние души, мысли — важна креативность. Художник не цель, а средство, - он спорит с действительностью, ломает, клевещет: он ее терпеть не может: «Глаз предпочитает обмылок, чем пену». Им движет любопытство к пустым местам, беспредметным ландшафтам, неведомым горизонтам и он зримо отвечает на призыв сверху: «Звезды склоняют, но не велят». Рождение и есть творчество — содержание, отношение, импульс…
Если перед нами белое пространство, точка на нем — изображение, она приближаясь становится предметной и она предтеча, причина, повод. Предметы в орбите нашей иллюзии — они окружают нас, заполнены плоскостями и диктуют форму. Существует связь, нить между внешним и внутренним, ее слепец не видит, - на фибральном уровне мы чувствуем ее, но не всегда понимаем: она как мираж, привидение, пузырь… Преодолевая свои заблуждения достигаем понятий, смысла, аллюзий: «Я сладко усыплен своим воображением». Дух вечно мыслит, а когда -то он был раем. Гении, демоны — это некие боги, как бы побочные дети от нимф — внутренний мир человека, второе «Я».

«Бог создал мир из ничего,
Учись художник у него, -
И если твой талант крупица,   
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам как сказочная птица
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой» - (К. Бальмонт).

Художники вдруг увидели, что в результате обобщения предметы приобрели геометрические черты. Кандинский нажал на клавишу и пошла вибрация прямо в душу, разрушила реальность и возвратилась к истокам (дегенеративное искусство). И хотя он показал, с чего начинается родина, - а сам упорно искал внутренний смысл, а его не может быть в абстракции (отвлечение от сущности): - особенно если его там нет: «Сюжет отвлекает от цвета, он тоскует по чему-то, возникает таинственно, загадочно, мистически». Форма распинает содержание. Это попытка уйти от правды, свести с ней счеты, лишить смысла. Наркотик во плоти. Неизмеримая печаль накрыла его и проглотила: «В этой жизни слишком темной». «Искусство — ноша на плечах».

«Да, часто лучшие творенья
Встречают мало поклоненья
А большинство наоборот
Дурное славным назовет» - (Геллер).

Природа подчиняется законам мировой энергии, внутренняя гармония бытия. Эта истина присутствует у мистика Флуда и первая его гравюра была — черный квадрат — символ хаоса, возникающая энергия, начало всего. И Малевич уже свой квадрат назвал беспредельным чувством  и не заметил, что там таится мысль — закрой глаза и ты увидишь ее. Это портрет небытия, икона ада: мы всегда стоим на пороге конца, черное, сопрягается со смертью. Метод лежит за пределами видимости, по ту сторону, - он только ступень и шагнул за нуль, в другую реальность. Малевич пытался преодолеть натуру, боролся с ней, - сложное предчувствие сопровождало его. Кто-то тогда еще сказал: «Малевич все искусство загнал в гроб и повесил над ним черный квадрат». «Это битва негров в полной темноте». Победа над солнцем. Сегодня черный квадрат — это символ эпохи (экран, теле, комп).
Классика минимализма.
«Черный остается хмурым, унылым и зловещим цветом. Он должен напоминать нам о смерти и, в лучшем случае, об отказе от радостей жизни, монашестве. Его воздействие сводится к мрачным эмоциям — скорбь, печаль, меланхолия.
Черный цвет внутренне звучит как ничто без возможностей, как мертвое ничто после угасания солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежды. Черный цвет есть нечто угасшее, вроде выгоревшего костра, нечто неподвижное, как труп, ко всему происходящему безучастный и ничего не приемлющий. Это как бы безмолвие тела после смерти, после прекращения жизни. Черный цвет является символом смерти. Скорбь.
Белый цвет — символ вселенной, действует на психику, как великое безмолвие, которое абсолютно. Это безмолвие не мертво, оно полно возможностей. Белый цвет звучит, как молчание» - (В. Кандинский).
Цвет — это энергия нашего эго, состояние, настроение, окраска. Он становится ярким представителем мира и сопровождает нас всю жизнь. Цвет всегда востребован и функционирует — переливается, блестит, кричит…Свет — особое, единственное действующее начало всего сущего. Природа его космична. 

«Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель,
Вечно носились они над землей, незримые оку…
Много в пространстве невидимых форм и неслышных звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать, и мыслить» -
(П. Флоренский).

Художник преодолевает чувственную видимость, лишает ее коры — открывает, организует, обобщает, фантазирует, творит. Это даймон, миссия, голос — судно, на котором ты плывешь — счастливое достижение души. Созидание бывает позитивное — плюс, или негативное — минус, но важно добро это, или зло — цветы весной или снег зимой или только ветер. Это отрезок жизни, отмеренный судьбой, то, что проходит, уносится прочь, все, что было. «Кажется,  немного и ты поймешь — зачем живешь и почему.   

«Где луна падает навзничь в лужу,
Полную нечистот сознания,
Где стена во всю ширь души,
Как наваждение, преткновение, стимул» - (Б. Кар).

Люди сначала принимали новое в штыки, а потом как-то пообвыкли, смирились и теперь смотрят круглым, пустым взором, - со слезами на глазах, что-то там созерцают в прострации. Их голова полна тяжким, пламенным недугом (мигрень) с неадекватным мышлением и отключенной думалкой. Эксперименты, изыскания, опыты зачастую дрова, мусор, хлам: «Если око твое худо, то и все тело будет темно, и душа». «Имеющий глаза, да увидит».
«Мир запутан и таинственен, в нем смутно и темно, ни тоски, ни любви, ни печали, ни тревоги, ни боли в груди» - (Ф. Тютчев).
Живописец избавился от контроля разума и ударился в буйную фантазию, дал волю полету воображения и утонул в реке грез. Он пытается спрятать мысль, себя, - за частоколом точек и линий — передает на холст свои галлюцинации, бредни, шизу — всякую чушь. Эти жалкие потуги он выдает за нечто значительное, эпохальное — там недомыслие и нет обретения. Это искалеченные понятия — путаница, экстремизм, хаос… Игра в чепуху. Он видит лишь черное — бледная, грустная картина. Любой эпатаж сваливается в карикатуру и там вольготно себя чувствует — наглеет, всячески издевается над формой, смыслом. Его трудно удержать в рамках понятий, оградить от банальности. Таких — легион. Трюкачи, жулики, фокусники. «Надо увидеть доколь этой серой, мутной пелене лежать перед глазами». Серое таит в себе серые мысли, плоское — плоские, пошлое — пошлые. Убегая от чувства и разумения, утрачивая их, делают либо бессмыслицу, либо впадают в субъективизм.
Когда вы будете слушать идиотов, непременно станете идиотом. «Урод над красотой смеется, тупой над гением творца».
Вот что сразу приходит в голову от лицезрения такого полотна. Это осень (конец жизни) много цветных коротких линий (фразы) — яркие всполохи мятущегося сознания: «О чем ты так сетуешь безумно? О чем ты воешь?»  Когда думаешь дальше, то видишь суждение усталых: кризис души, рану сердца, - там разлито отчаяние, смятение, поражение, бедность — никакой эрекции. Приторный оскал природы. Это шаг в преисподнюю, предел, потолок — тотальная дегуманизация. «Я издали глядел на мерзость бытия». «Один на ветке обнаженной трепещет запоздалый лист».

«На ветви увядшего дерева
Ворон сидит -
Этой осени предвестник» - (М. Басе).

Это постмодерн — безделка, пустышка, ничто, но основательно запутывающее мозги — его можно увидеть при сильно травмированной голове — увечье века. Пересекли границы, засыпали рвы, затоптали разум и превратили все в абсурд. Некий персонаж стращал погаными бабами и упивался известностью,  вместе с другими великими и непревзойденными. В Ротко бродят какие-то тени, полосы, сочетание — пытаясь преодолеть нашу ограниченность, окутать паутиной. Критики пишут, что там выражена судьба, еще чего-то. Во как! Понятно, что его настигло вдохновение и опрокинуло — тупые этого даже не замечают. Ослепление пустяками, заведомая ложь, эпатаж, хамство...Не каждый рыбак, кто ловит рыбу: «Сон разума рождает чудовищ». «Во сне он слышал, как в теплой чистой траве бежит, бежит, бежит кролик» - (Р. Брэдбери). «Мне снилось, что я вижу неведомый город».
Известно, что художника делают галеристы, - им это выгодно. Как-то владелец такой увидел лихорадочные глаза Пикассо, некую одержимость и пошел за ним в мастерскую и пошло поехало удивление. А Дали, выдумщика и рисовальщика, сделали миллионеры и подняли на щит и несут до сих пор: «когда ваше имя ценится дороже, чем ваша работа». Шагал вообще хотел покинуть Париж в отчаянии, но знакомый журналист раскрутил его  и т. д. и т. п. Хотя там и свое описание - «Я люблю землю» - говорит он, а все отрывается, разлагается — черные люди шастают по небу, яко ангелы. Страх витает повсюду. Внешнее условно, а внутри тень воспоминаний, блуждание во снах, задор мысли при плохой живописи. Взгляни и мимо проходи: «Безумству храбрых поем мы славу». Главное — удивить и сделать себе имя. «Все стремится парить. Мы лишь, как косные грузы, весом ложимся на все, восхищаясь собой» - (Р. Рильке).

«Все рушится и связь времен пропала,
Все относительным отныне стало»  - (Д. Донн).

«Как лед без холодов — без цели, без звезды,
Как будто бы ладонь без линии судьбы...» - (В. Асовский).

Бессмысленные вещи просто не нужны: они пусты и бестолковы, пытаются скрыть свое ничто — они уязвимы. Здравый смысл им только мешает:
«Они не видят и не слышат / Живут в сем мире, как в потьмах».   Эти полотна душе ничего не говорят, мимо нее: «кисть не коснулась души». «Пусть будешь ты разумен, ибо разум увидит то, что не увидишь глазом». Конечно, чем меньше понимают, тем больше ценят: «Большинство предпочитают то, что не понимают».
«На черном подносе приклеена дохлая крыса, вокруг нее разбросаны горелые спички. Называется - «Сумерки насущного» - (А. Аверченко). 
Предметы, обладающие твердостью и конечной формой, оказались обманчивой видимостью и невдомек, что позади них живет мысль: у каждой вещи есть изнанка, скорлупа, зерно: «Пришел ты и не увидел, не нашел». Новое — забытое старое: мы на привязи своей памяти и ветер перемен не изменит неизменную участь: «Точка, всегда обозримей в конце прямой». У каждого свой мир, звезды, потолок, там обитает дух, - он притаился и ждет своего часа. Глаза прозрели от пелены неведенья и все наполнилось содержанием, - где мера, порядок, гармония, польза, разум, добро, - а там истоки, вехи, скрижали. Где чисто и светло: «несказанное, синее, нежное». 

«Нам открывает знанье путь прозренья
Наш разум проникает в суть явлений».

«Познай, что перед тобой и скрытое, невидимое откроется тебе».
«Чего не видно, того как-будто и не существует».
«Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, это жить».
Блажен, кто дышит, видит, слышит, мыслит, понимает. Современная живопись дает толчок мысли, повод,  пищу для ума.
«Все что происходит, находится в голове, оно должно ощущаться здесь в кониках пальцев, оно должно полностью сконцентрироваться в них» -  (П. Пикассо).
Перед нами время и пространство — закон основания, образ вечности, концентрация смысла. Некто сотворил мир и нам велел действовать, созидать, строить… Это великая идея, вечная тайна, матрица истины. Мысль постоянно пытаются ограничить рамками, загнать в тупик понятий, определить, запугать: «одеть в лохмотья старых истин». Искусство погибает от стереотипов, лекал пользы и цветет от спонтанности, наивности, свежести. Если что-то непонятно, то проходит время и развевает сумрак тайн: «Вдруг стало видно далеко, во все концы света! «Я — в будущем пожар во тьме вселенной». И хотя говорят что -то о культуре (культура — степень выражения) — ее оседлали, овладели и она остается холодной, стерильной. Культура гасит проявления бунта: жажда свободы направлена против нее: «Ведь после Освенцима вся культура — мусор». «Все уходит прочь, когда приходит ночь». Интуиция на страже, она тенью следует за нами и вдруг озаряет истинной, режет правду-матку, - руководит, диктует. Острота мышления кроется в понимании. Культура — запрет, заповедь, защита: в ней отражается вечность, в цивилизации — только будущее. 

«Стремится к преобразованиям,
Найти вдохновение в пламени
Где, полная перемен, вещь ускользает от тебя, -
Где исчезает предмет и, обновляясь поет...» - (Р. Рильке).

На всем лежит голубовато-зеленый флер — мы окружены лазурью. Прищурив очи вы увидите, что яркие цвета померкнут, уйдет острота и зыбкость окутает вас. Глаза загораются, зрачок блестит и вот и смысловой резонанс, нюансы мысли, эстетическое переживание.
«Искусство не может подлежать сущему — оно должно создавать новые ценности: оно не может следовать вслед за существующим, а должно идти нехоженной тропой, не может быть, как свечка в углу, а должно быть как солнце, приносящее новый свет» - (С. Чюрленене).
Преобладает активное, чувственное начало, а мозги присутствуют, шевелятся, блестят. Везде живое, творческое отношение к миру, достаточно, только проспаться:

«К прозрачности они торили путь,
Постигнув красоты закон и суть» - (Д. Руми).

---

«Так исчезают заблужденья
С измученной души моей
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней» - (А. Пушкин). 

Квадрат несет образ божественной природы — символ, знак, цель: «Зародыши возможностей. Создай пустоту в себе, забудь прежнее, представь ничто, оставь сомнения, зри в корень, воспылай: «Еще не умер ты, еще ты не один». Любой может изобразить мысль, если она есть, - часто она за пределами нашего понимания — вдалеке, в туне :
«Ты видеть должен то что скрыто». Мир — это художественное произведение и кто-то его рисует, а иные проникают внутрь и познают неуловимые состояния, бесконечные изменения, постоянное возрождение, глубокую реальность. Способность понять помогает постигнуть закон мира — он в истине, красоте, гармонии, добре, тишине. Хлопок, взмах, дыхание. Осознание существования другого мира, за рамками чувств, - где дымка придает форме мягкость, пленяет цветом и насыщает нас изумлением, восторгом, триумфом — пронизывает лучами смысла. Преодолевая свое невежество, мы достигаем истины. Совершенное слияние формы и содержания — абсолют. «Эпоха еще неясна в своей сущности, поэтому — не понятная ни себе, ни ситуации — люди борются, быть может, против подлинного смысла» - (К. Ясперс).

«Так, то, что мы постичь не в силах, настигает
Нас в полноте свершенья, как обвал» - (Р. Рильке).          

«Длятся часы, мировое несущее.
Ширятся звуки, движение, свет.
Прошлое страстно глядится в грядущее.
Нет настоящего. Жалкого нет.» - (А. Блок).
---

«Кто меня враждебной властью, из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью; ум сомненьем взволновал.»

---

Время постмодернизма — идеи, тенденции современного мира. Эклектика, гибрид, рацио. Сплав факта и вымысла, игра смысла и абсурда, анархия, парадокс, ирония, коллаж. Помо  стирает все границы, все различия. Цитирование, заимствование, фрагментарность. Пристальное внимание к негативу, проблемам, грязи. Нас ждет смутная участь — крушение, облом, лажа: «Как все обернется?» Мы в сфере влияния интернета, мы попали во всемирную сеть — мы невольники информации. ИНФОРМИЗМ — повсюду, все ему подлежит. Четкая градация значения, незыблемая роль интеллекта. Говори просто, ясно — не засоряй пространства. Информизм — это суперфункция, смысл, истина, красота.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром».

«Внешним пламенем согрета
И внутри полна огня,
Красота посредством света
Чем-то мудрости родня» - (И. Губерман).

- «Вот, зима уже прошла, дождь миновал, перестал;
Цветы показались на земле; время песен настало» и
ночь завершилась, брезжит рассвет.  Good morning!
„Выхожу один я на дорогу» - тащу весть и замечаю, что звезды говорят. 

«В мире самые лучшие вещи ничего не стоят, если никто не представляет их».

Вот ты стоишь на перекрестке, - ищешь направление, выбираешь дорогу. Куда идти? - Kur eiti? – Quo vadis? – Камо грядеши? Жизнь — это поток — кто-то уходит в глубину, кто-то барахтается на поверхности, а кто-то нашел золотую середину и пребывает в гармонии. А если человек вылез на берег, определился, то он как бы умер — словно рыба на земле - лишился русла. Свойство счастья мимолетно: «Все, что замедлило бег, навеки становится косным». «Они проводили жизнь в вечных сумерках,  словно опираясь на тонкий меч со сломанным лезвием» - (Рюноскэ). «Вот снова день исчез, как ветра легкий сон».
Вокруг нас пустота,  ничто и мы заполняем это пространство своими химерами, фобиями, иллюзиями… Мы тащим на себя одеяло судьбы: «Над домом только что взошел,  в мертвом молчании, полный месяц; он остановился круглым огненным шаром над плоской крышей,  как вор над чужой собственностью». Человек находится в ожидании — лучшей доли,  дивидендов,  наследства,  - он еще на что-то надеется,  тоскует,  взывает. Надежда умирает последней и,  конечно,  же обманет: - мы авторы своей жизни и в ответе за нее. Кто поймал ветер в пригоршни свои — он веет где хочет: над нами неведение, - кем велено тебе быть?
«Жизнь - вокзал,  скоро уеду,  куда — не скажу». 

У меня есть мечта — умереть вовремя и хорошо, без мучений, счастливым. «Войти в сад радости в мире печали». «Жизнь только миг между прошлым и будущим».
«Жил я впервые на этой земле».
Как прекрасен этот мир - посмотри,  он и есть рай.     
“Кто знает мрак души людской,
Ее восторги и печали?!
Они эмалью голубой
От нас сокрытые скрижали» - (Н. Гумилев).
Побеждает тот,  кто добивается, поймет тот,  кому нужно,  прозябает тот,  кто неизвестен.
Время бессмыслицы присутствуют везде, захлестывают, утомляют — ведут к сумеркам:
«Для разума нет более задачи сложной,  чем понять современность изнутри». Люди страдают от бессмысленности — она ложна,   суетна,  глупа… Только смысл может привести к равновесию,  гармонии — это путеводная звезда, позитив, плюс — отблески идей,  видений, образов, рожденных чувством и мыслью: «Это круто налившийся свист».
«Слышишь? Как тихо переговариваются звезды».
«Мы никогда не понимали того, что стоило понять».
«Сорву ль непонимания печать?».
Узнал истину и вернись в иллюзию, а когда сбросишь маску, то придет некто и молча сотрет твое имя, и ты перестанешь притворяться живым, и уже не успеешь выпить свою таблетку. «И тебя не минует внезапная тьма». Интересно - «Что в имени тебе моем?» «Зачем я жил, страдал и сгинул отчего?» «Всех ожидает одна и та же ночь». «Предназначенное расставанье не обещает встречу впереди».

«Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь» - (Ф. Тютчев).

---

«Что такое судьба? Только то, что познал и постиг.
Неизменны лишь горечь, а счастье уйдет без возврата,
Ни единой отрады судьба не дает безвозмездно
Безысходная скорбь — за мгновенную радость расплата,
Лучше было б не жить, лучше было б на свет не рождаться, -
Так мы думаем часто, увидев багрянец заката.
Все, что радостно было, исчезло, прошло, миновало.
Под конец эта жизнь лишь тревогой и скорбью богата.
Безнадежны надежды, дальнейшая жизнь бесполезна,
Сердце страхом предчувствия, грустью о прошлом объята.
Оказалась лишь звуком пустым, лишь туманным видением
Все, что жизнью своей называл ты, безумец, когда-то» - (Ибн Хазм).




- «Я пишу, чтобы понять, что я думаю».
Тело и дух.
«Эссе — литературное исследование. Обо всем и ни о чем, «для всех и ни для кого» . Дидактическая поэма — стремление понять происходящее, сделать какие-то выводы.
Троллинг — провокация, манипуляция сознанием, пробка в голове.

---