Как я отдыхал в студенческом стройотряде

Игорь Холда
               

  Все меньше и меньше остается людей, которые действительно жили в СССР. Для этого надо было прожить в нем свое детство, юность и часть взрослой жизни. А все более и более  появляется всякой из пальца высосанной клеветы, придумок самого пошлого рода.   Вот, например, часто показывают повсеместные очереди на улицах. Вроде как получается, что так было в Советском Союзе везде.  Но только человеку, который жил в эти времена, совершенно понятно, что эти кадры взяты из так называемой горбачевской перестройки  (примерно 1988- 1991гг.), когда, по непонятным ( а скорее всего искусственно созданным) причинам  на местах возник дефицит всего и вся, и это при том, что склады предприятий были переполнены нереализованным товаром.  В СССР в магазинах было все и притом качественное. Были проблемы с мясом, но в холодильниках мясо было у всех.  Тем более за этим следили, на стройках новых предприятий. В принципе, можно всегда мясо купить несколько дороже на базаре, в кооперативном магазине.  Это в РСФСР. А уж в союзных и автономных республиках было все.  Не припомню, чтобы при мне кого-то явно незаслуженно посадили или даже уволили с работы.  Ну и так далее.
   Написать данные воспоминания меня подтолкнула статья о том, что на Западе стараются выставить студенческие отряды в СССР семидесятых, восьмидесятых, как этакую своеобразную принудиловку, и даже сравнивают их с Гулагом.
    В ту прекрасную пору, в 1973 г. я учился на первом курсе медицинского института в г. Куйбышеве (сейчас г. Самара).  Учился, как и все , совершенно бесплатно, да еще стипендию получал.  После окончания первого курса, надо было съездить в стройотряд. Как я понимаю, это делалось для того, чтобы приучить молодого человека к физическому труду, а также решать при помощи этого какие-то плановые экономические  проблемы. Надо, чтобы какое-то время студент почувствовал себя именно трудящимся, то есть рабочим или крестьянином. Напомню, что Советский Союз был государством трудящихся  (рабочих и колхозных крестьян) а также трудовой интеллигенции.  Рабочий чаще всего получал больше должностного лица.  Считаю это правильным, как и то мнение Л.Н.Толстого, что браться за «перо» и писать, можно только отходив восемь часов за плугом.
     Вариантов (выбор стройотряда – на срок чуть более  месяца) была масса.  Выбор студент делал где-то в конце зимы. Я выбрал стройотряд, который должен был полететь за много тысяч километров в Тувинскую АССР, где недалеко от границы с Монголией,  надо было бетонировать и укладывать камнями  небольшие каналы для орошения полей.  Мы ( то есть те, кто захотел поехать) стали собираться задолго до окончания учебного года. Один из ребят–бардов нашего стройотряда сочинил и положил на прекрасную мелодию песню нашего стройотряда. К сожалению, у меня не сохранились слова. Помню только слова окончания припева: " ... будет труд от зари до зари. Мы единой семьею стали в ССО "Волгари". ССО - студенческий строительный отряд. У всех стройотрядовцев была форма с названием стройотряда . Мы назвали свой стройотряд "Волгари". И стройотрядовская песня, насколько помню так и называлась.   
   Я вызвался лететь «десантом» (нас набрали порядка десяти человек). Наша обязанность была приготовить место для принятия все остальных членов отряда (всего было около пятидесяти человек). И полетели мы за неделю вперед.  Дали нам каждому командировочные на каждый день пути. Пересадку делали в Красноярске.  Ездили по городу в экскурсии, были на берегу Енисея, на Красноярской ГЭС.  Затем также на самолете полетели в Кызыл-Мажалык Тувинской АССР. Делали посадку в Абакане. От Кызыл-Мажалыка нас отвезли к границе с Монголией .  Там  мы в течении недели установили большие стационарные палатки, в каждой из которых было по пятнадцать кроватей. Рядом была стационарная столовая.
    Все было прекрасно. Приехали ребята, работали, отдыхали, ездили на природу в  горы  Саяны, в близлежащие села. Никаких конфликтов не было. Как и во всех республиках СССР, в Тувинской АССР снабжение было лучше, чем в РСФСР. В магазинах было все и мясо и разнообразные колбасы и три десятка сухих вин ( все настоящее, ни как сейчас). Всего было несколько  больше, чем в  было в магазинах РСФСР.   Работали мы  с девяти , до семи, с обедом, который делали наши повара девчата, приехавшие с нами. Во время обеда можно было полежать на кровать, отдохнуть полчаса. Особо  не перетруждались.  Воскресенье было выходным.  А как прекрасно было вокруг.  Саяны, звери (волки, лисицы, зайцы), змеи, ящерицы. Кстати на первом собрании стройотряда еще в Куйбышеве мы приняли решение о том, что на время работы у нас будет строгий "сухой закон". Ребята никогда это решение не нарушали.
   Перед отъездом, был устроен прощальный вечер. Пришли девчата из соседнего села. Наелись, напились, натанцевались.  Утром  на автобусе доехали до Кызыл-Мажалыка, а оттуда на самолетах до Самары. При средней месячной  зарплате тогда около двухсот рублей, я за полтора месяца работы получил на руки восемьсот три рубля. Двести выдали в Туве, а шестьсот три получил в Самаре, через два дня после прилета.  Воспоминания прекрасные.
   После второго курса я отдыхал в спортивно–оздоровительном лагере, поскольку занимался спортивной гимнастикой.  Никто меня не принуждал ехать в стройотряд.  Кстати в каждой области был областной штаб студенческих строительных отрядов. 
   После третьего курса я также отдыхал в спортивно- оздоровительном лагере ( бесплатно) , одновременно проходя медсестринскую практику. 
   Да…. Жили при коммунизме и не замечали.  Как все было прекрасно. Человек мог думать о чем–то высоком, а не о том, как выжить завтра. В СССР завтрашнего дня люди не боялись.