Английский монах и рукопашный бой

Дмитрий Юрьевич Медведев
Как может быть связан английский монах, философ и теолог XIV века Уильям Оккам и приемы рукопашного боя? Нет, не угадали. Стили монашеского рукопашного боя он не основывал, трактаты на тему, как бить своего ближнего, не писал, руками – ногами, мечами и копьями, подобно Шао-Линьским коллегам, не махал и самым подходящим оружием для себя считал перо. Как сам монах сказал герцогу Людвигу Баварскому: «Вы будите защищать меня мечом, а я вас пером!» Уильям Оккам считается одним из основателей научного мышления, о чем сам монах, будучи глубоко и искренне верующим человеком, даже не подозревал. Дело в том, что упомянутый монах был еще и логиком и, не много ни мало, одним из самых блестящих логиков за всю историю философии. А мышление в то время было насквозь мистическое, то есть люди во всем и везде видели волю и присутствие Бога. Не углубляясь в дебри средневековой философии, выглядело это примерно так. По старой доброй Англии идет слух о том, что епископ в таком-то графстве молитвой чудеса творит.

- И какое чудо сотворил молитвой уважаемый епископ? – спрашивает Оккам.

- Сотворил, истинное чудо сотворил! Мы как посеяли хлеб по весне, так епископ помолился и на другой день дождь пошел!!! – объясняют крестьяне.

- Странно, засухи уже несколько лет нет, а дожди в Англии каждую весну идут. Так может дождь пошел не благодаря молитве вашего епископа? – сомневается логик Оккам.

Новый слух ползет по городам и замкам Англии. В таком-то монастыре завелся монах-чудотворец, который, как Господь Иисус, лечит наложением рук и молитвой.

- И кого излечил вам чудотворец? – вновь интересуется Оккам.

- Излечил, воистину излечил! Женщина насморком страдала, так он при стечении народа руки ей на голову возложил, молитву прочел, и на следующий день как рукой сняло! – рассказывают очевидцы.

- Да в Англии сотни людей насморком болеют и излечиваются сами без всякой молитвы упомянутого монаха. Так может и у той женщины насморк прошел сам собой? – снова сомневается настырный монах.

Одним словом, Уильям Оккам сформулировал принцип, который еще называют «бритвой Оккама» и который звучит так: «Не умножайте сущности без необходимости». Если можно объяснить какое-то явление (дождь по весне) через A(засухи нет), B (дожди по всей Англии) и С (молитва Епископа) и, одновременно через А (засухи нет)и В (дожди по всей Англии), то С (молитва Епископа) в данном случае явно лишняя величина и ее можно безболезненно отсечь (откуда и появилось понятие «бритвы Оккама»). Еще данный принцип можно сформулировать так: «Из двух объяснений верным будет самое простейшее». Этот принцип впоследствии был взят на вооружение наукой. А так как практически все явления природы можно объяснить объективными законами природы, то первое, что «отсекла» наука было само понятие «Бога» и «Божественной воли». Ох, знал бы верующий монах Оккам, к чему приведет его логика!

Но как все это связано с рукопашным боем? Самым прямым образом. Прием рукопашного боя это, по сути, решение двигательной задачи стоящей перед бойцом в схватке. Если решений два и больше, то наиболее оптимальным будет простейшее. Все остальные решения можно, согласно «бритве Оккама», отсечь и отправить в утиль. Например, перед нами стоит двигательная задача – ударить противника в подбородок. Есть варианты выполнения данного приема рукопашного боя:

- Послать сжатый кулак по кратчайшей прямой траектории в подбородок, поддержав его вращением бедра, таза и плеча.
- Послать кулак в подбородок по спиральной траектории, одновременно присев в замысловатую позицию какого-нибудь «богомола поджидающего добычу».
- Подпрыгнуть в воздух, зависнуть в верхней точке полета, расставить руки в стороны как крылья, поджать одну ногу под себя, а второй нанести удар с выдохом и криком кий-я!
- Уйти в глубокую медитацию, сложить кисти рук в мудру сосредоточения, поднять энергию Ци из нижней чакры по спинному каналу и выплеснуть из ладони в сторону подбородка противника.
- Под звуки гармошки, пританцовывая, ударить правой ладонью по левому сапогу, левой ладонью себя по груди, пройтись вприсядку по кругу, рвануть на груди рубашку и с молодецким присвистом правым кулаком ударить противника в подбородок.

Вот и прикиньте сами, какие способы выполнения приема рукопашного боя можно согласно «бритве Оккама» безболезненно отсечь, чтобы не тратить на них время на тренировке? Какой прием рукопашного боя нужен в техническом арсенале бойца, а какие останутся для изучения любителям китайского, японского или русского фольклора? Кстати, «простой вариант» не значит «примитивный вариант», то есть движений в приеме рукопашного боя надо сделать ни много и ни мало, а столько, сколько нужно для решения двигательной задачи. Если вы, вместо простого варианта «Послать сжатый кулак по кратчайшей прямой траектории в подбородок, поддержав его вращением бедра, таза и плеча», ограничитесь простейшим вариантом, типа «послать кулак в подбородок», а то и минимальным «послать», ваш удар будет не более опасен для противника, чем все остальные удары, которые мы благополучно отсекли «Бритвой Оккама».

13.1.2018