Стадо

Михаил Шаргородский
Эта миниатюра также из области моих детских впечатлений.
Мы недавно переехали в новое для нас село. Мама, как всегда в школе. А в селе нет детсада и я, до возвращения мамы, предоставлен самому себе.
Мне уже 6, пошел 7-ой год. Целый день хожу по селу, заглядываю во все, что попадает по дороге.
Однажды, после большого дождя, подошел к небольшому ручью. Обычно он пересыхал, а сейчас по нему протекал довольно бурный, но не очень глубокий поток.
Люди переходили по небольшому деревянному мостку. В это время к ручью подогнали большую отару овец. Им надо было перейти на другую сторону ручья. Обычно, они переходили вброд, почти посуху. А сейчас их подогнали к мостку. Один из козлов, которые почти всегда, возглавляют стадо баранов, выскочил на мостик, дошел до середины, остановился и стал ждать остальных. Тут от отары отделился другой козел и пошел навстречу тому, кто стоял на середине мостка. Они сцепились в драке. Никто друг другу не уступал. Дело кончилось тем, что оба упали в воду. Отряхнувшись,  они спокойно перешли на другую сторону.
Пастухи стали подгонять отару, чтобы и овцы перешли на другую сторону.
То, что я увидел, на всю жизнь потрясло меня. Овцы  двинулась на мостик, но дойдя до того места, где дрались и упали в воду козлы, спрыгивали в воду и так пересекали ручей.   
И так все огромное стадо, бездумно и нелепо повторяло действия своих незадачливых вожаков.
Со стороны это была удивительная картина. Овцы доходят до середины моста, останавливаются, будто уткнувшись в невидимую преграду, затем спрыгивают вниз в ручей и так переходят.
Пастухи спокойно наблюдали за этим процессом, не пытаясь на него влиять.
Я, маленький пацан, спросил у одного из пастухов, почему овцы так поступают, и нельзя ли их заставить переходить по мостку, не спрыгивая в воду?
Пастух ответил, что такой силы нет. Надо вожаков иметь умных. А у нас, как видно, глупые. Придется их менять. 
Эту сентенцию мне много раз приходилось вспоминать уже во взрослой жизни. Но пастух был прав - изменять такие вещи очень трудно!