А я останусь

Екатерина Федина
-   Гурудев разрешил тебе остаться с нами на полгода, -  Айс  вцепилась в меня внимательным жестким взглядом,  усердно артикулируя и  приправляя  жестами прозрачных  ладоней каждое свое американское слово, -  Когда закончится месяц Карттика и паломники разъедутся по домам, мы начнем расписывать  барельефы Гиридхари Матха.  Некоторые из них почти готовы, другие нуждаются в реставрации, а вот этот, - она указала пальчиком на  покрытую белым грунтом лепнину в 3 метрах над нашими головами,  - его нужно будет расписать полностью. Ты понимаешь мой английский?

Худощавая Айс в белом сари   светилась на фоне индийской ночи,  лицом и жестами излучая сурдоперевод. В плане  эмоцииональной выразительности ее мимика могла бы соперничать с клоунским гриммом.

Я кивнула. Айс взяла меня под локоток и  подвела к торцу здания, где под самым потолком над центральным входом  единой кинолентой располагался индийский лубок,  иллюстрирующий  мистический вайшнавский быт. Вот  на одной картинке обезьянка летит в небе, держа над головой  горку. А вот другая картинка, и тут  пестрая стайка людей теперь эту горку обходит. А у горы глазки, гора живая, все понимает.  А вот большое  гипсовое  полотно, и из его каменной плоскости выступают белые силуэты больших и маленьких людей. Барельеф  высотой в метр растягивался метра на 3 в длину.  Несколько фигур, отделившись от  белой стены, словно принялись   жестикулировать, но  тотчас замерли, обратившись в камень.

- Это холи-лила, - пояснила Айс, разглядывая мое лицо, и не видя отклика, продолжила, - однако  перед росписью красками  нужно провести подготовительные работы.  Протереть и почистить каждую фреску.  Каждую фреску. Ты понимаешь меня? Через какое-то время насекомые начинают вить гдезда в барельефах. Сначала каждый нужно почистить, потом промыть. Некоторые, уже готовые,  необходимо заново покрыть  лаком…

Из лунной ночи мы вошли в обезлюдевший алтарный зал.  Голубое сари Айс стало молочным в  тусклом храмовом свете. Босое скольжение ее ступней в белых шерстяных носочках  по мраморному полу  беззвучно вливалось в мистическую тишину,  и, приблизившись к алтарю, мы с  Айс  вдруг попали в немое кино.  Айс медленно опустилась сначала на правое, потом на левое колено, ее худощавая фигурка сложилась  вдвое, Она коснулась лбом пола и поклонилась Божествам на алтаре.

Три танцора катхакали  взирали на нас  с подмосток, одаривая блаженной улыбкой. Улыбка эта все длилась и длилась, и от ее бесконечности их лица стали белым мрамором. Струйка голубого  дыма  благовоний тянулась вверх и, извиваясь, таяла перед глазами Радхи; переливалось  охрой  золото в браслетах и ожерельях, сияние разноцветных камней в их диадемах дрогнуло от пламени в лампадах и  замерло  -   обездвиженный  немой фильм у меня на глазах стал картиной.

 - Когда ты сможешь приступить к работе? - спросила Айс, улыбаясь и глядя на меня исподлобья.
- Да хоть сейчас, - просто ответила я, наблюдая, как линия ее носа, напоминающего клюв, изгибается вопросом.
- Прекрасно! – улыбнулась она, - Тогда начнешь сейчас,   тебе понадобится влажная тряпка и щетка, чтобы чистить эти картины. Используй вон те лесы, они устойчивее…

Мы вышли из храма. Айс отправилась распорядиться, чтобы мне выдали тряпку, ведро, щетку.

Синева индийской  ночи сгущалась в чернильный сумрак, и тишина  густела. Лишь изредка  полотно тишины вспарывало стрекотание насекомых. Звездная россыпь в небе сияла и пульсировала. А под звездами стояла я в центре маленького садика с бритыми газонами и кубическими кустами, из праздного интереса вычисляя засаду сверчка. Маленька фигурка  на фоне  индийской  ночи.

Какая-то женщина вручила мне ведро, и я побрела  обратно к храму.

Я тронула рукой трехметровые бамбуковые лесы.    Гладкие на ощупь, сантиметров 15 в диаметре балки  качнули всю конструкцию. Аккуратно пощупав ступеньку босой ногой, я принялась карабкаться выше. Лестница заскрипела, лесы сдвинулись с места. Баллансируя с ведром в руке, я карабкалась все выше, пока не добралась до маленькой деревянной площадки сантиметров 60 в длину и ширину. Усевшись на колени, я подвесила ведро на торчавшую перекладину, боясь вздохнуть, боясь глядеть вниз.

Мошки   с  глухим звуком  врезались в лампочку у самого потолка. Рельефные фигуры, покрытые масляной краской, поблескивали  в зеленоватом и мутном свете фонаря.
 
В окнах гестхауза давно  погасли огни и  все кругом уснули.  Минутная стрелка сделала нервный шажок. Настенные часы показали  час  ночи.

 «Ох и крут же характер  у Айс, -  предупреждала меня в Москве пожилая кришнаитка Тапта-Канчана, хозяйка квартиры, в которой  мы с девочками жили   перед отъездом в Индию, - не каждый сможет ужиться с ней рядом. Некоторые в ужасе убегали от нее и никогда не возвращались».

«А я останусь,» -  мысленно ответила я московской знакомой с лес под потолком Гиридхари Матха, протирая тряпкой вычищенную фреску.

Я буду делать все, что ты скажешь, я буду идеальной кришнаиткой.
Я следую за тобой   точно в трансе,  как  в  гипонотическом сне,  мне страшно дышать, я боюсь спугнуть грядущее волшебство. 


***


Утро последующего дня  ослепило    Матх  ярким  солнечным светом. Месяц Карттика только начался, в ясном небе индийского октября каждый день палящее солнце  цвета  белого золота жгло  невыносимо.  Изнуряющий зной повис в воздухе, было горячо дышать, тошно двигаться. Я скребла фрески.  На мне было индийское гофрированное пенжаби без рукавов цвета хаки и чадр покрывал мне грудь. Эта одежда на мне стала влажной в течение получаса. Лицо лоснилось от пота. Переодеть было нечего,  ведь я приехала на Говардхан с одной лишь сумочкой через плечо. Жара казалась  невыносимой.

Не прошло  и пары часов, как я решилась принять душ прямо в одежде в одной из бетонных кабинок туалета. Отжав трусы, лифчик, пенджаби и чадар, я натянула все это на себя снова, ощутив невероятное наслаждение от того, что мокрая одежда облегает мое тело. Эту процедуру за день я повторила три или четыре раза, сражаясь с желанием  напиться соленой грунтовой воды прямо из-под крана.

Днем вокруг было пустынно, все паломники отправились в святые места. Одна я, жертва собственного фанатизма, упорно отчищала порученные мне фрески. На третий день мою бурную деятельность заметила голландская Яшода, которая взяла меня за ручонки и отвела к Айс.

-  Айс, эта русская девочка Калинди третий день чистит фрески. Но ты не знаешь, что она приехала сюда  три дня назад всего лишь на часовой даршан, у нее даже нет с собой сменных трусов. Я думаю, ей будет лучше вернуться в Матхуру ненадолго, а после продолжить парикраму. Она в Индии первый раз и еще ничего тут не видела. А художественными работами она может заняться и после Карттики.

- О да, конечно, - улыбнулась Айс сладчайшей улыбкой жестокого удовольствия, - вы абсолютно правы.

И Яшода под локоток увела меня подальше от греха  и фресок.


***


Я часто вспоминаю эти наши первые дни, мое пылкое желание сделать все, лишь бы восхитить Айс. Все ради ради  улыбки  ее тонких губ, смотреть, как хитро лучатся  внимательные глаза и улыбается  даже нос!   

Я до сих пор вспоминаю эту комнату «номер пять» на втором этаже гестхаза, в которой она жила несколько лет. К ручке двери этой комнаты была привязана веревочка, а к веревочке кирпич. Когда открывали дверь, кирпич волочился по полу, и  гулкий  каменный скрежет эхом отзывался по всему коридору.

- Айс, а чего это у тебя там на веревочке кирпич? – как-то спросила я.
- А это от крыс. Тут такие здоровые носятся крысы по ночам, знаешь ли, сами двери открывают. Сильные. А с кирпичом открыть не могут.


***


Айс джи редактирует  лекции за компьютором, а Манжари сидит с ней рядом и рисует картину. И вот вбегает крыса. Манжари-скок на стул и визжать. А Айс вот как сидела за компом, так и сидит, ноль внимания. Она редактирует книгу и не замечает крыс… 


***


- Иногда мне приходилось отрывать ее от компьтора, - сетует Май.
- То есть как?
- То есть буквально. Она сидит перед монитором, у нее от усталости лопаются капилляры в глазах, но она сидит и редактирует эту книгу. И я говорю ей: «Хватит, тебе нужно поспать». Но она не слушается меня. Она продолжает печатать. И тогда я вырываю клавиатуру у нее их рук. А она вцепилась и не отпускает. Но я же сильнее… Я  отбираю силой  и заставляю ее лечь спать.

Май напрягает бицепс:
- Я профессионально занималась карате.

Ах вот оно что.
Ах, вот теперь все встало на свои места.
А помните мультик  Миядзаки «Унесенные призраками»? Там девчулька Тихиро поступает на службу к колдунье Юбабе, чтобы вызволить из  волшебного плена родителей, которых Юбаба превратила в свиней. Юбаба хочет этому воспрепятствовать. Но Тихиро требует Юбабe дать ей работу.
Только если Тихиро станет работать в волшебном мире, только тогда она может в нем остаться. (Такие  там правила  у этих волшебных миров.)  Юбаба бесится, но дает работу.  И Тихиро остается в волшебном мире.

Сева или служение – необходимое условие  в вайшнавизме.
Вайшнав служит Гуру или Божеству,  и это похоже на волшебный контракт.
Чем бльше энергии и жизненных сил он потратит на служение, чем больше ему «заплатят»  сукрити. Сукрити это как бензин. Без него не поедешь. Без него не доберешься до своей духовной цели.

Да-да, Калинди. Айс не садистка. Она просто требовательна к другим также, как к самой себе.



***

 

Если спросят меня когда-нибудь «Калинди, что ты так долго делала в Харе-Кришна?»,  я отвечу, что я была влюблена. Что я просто любила вайшнавов.
И порывалось совершать трудовые подвиги в их честь. Что-то было во мне от Дон Кихота, и прекрасные  вайшнавкие Дульсинеи то и дело  манили меня за собой  в духовные горизонты.
 
- Вери гуд герл! – ухмылялась Айс и тут же придумывала мне новое занятие.
Воображение у нее работало отменно, когда надо было озадачить кого-то трансцендентным служением.  И Айс посылала меня подмалевать пару буковок деванагари на какой-то двери.  А потом я мыла пол в ее честь. И двери в коридоре.  И стены. Стирала сари всех  девчонок и чистила кастрюли…  Потом я то мыла, то лакировала, то расписывала фрески. И верила лишь в одно:  я останусь.

 
***


Возможно, некоторым это покажется невероятной глупостью, но мне ужасно хотелось, чтобы Айс стала моим близким другом. И прошли годы, чтобы выплакать это несбывшееся желание и понять, что  у нее нет и не может быть друзей. Поскольку она проповедник.  И ее хорошо отлакированная биография будет изучена юными адептами сампрадаи в гурукулах. Ее житие с момента  принятия инициации будет описываться   в  строгом соответствии с вайшнавским каноном.

Я никогда не смогу сыграть с ней в шашки,  и, дурачась, обкидать краской.
У проповедников есть последователи. У монахини могут быть служанки. У редактора книг и художника  есть коллеги по работе. Есть спонсоры. У нее есть несколько Гуру, которых она боготворит. 

Человеческие эмоции, дружба, любовь будут  просеяны через сито нечеловеческой аскезы. А что останется в итоге? Знает один Господь…

И она бесконечно устала улыбаться людям, которые задают  одни и те же  вопросы, взирая  на нее как на божественное существо. Ей нельзя пукнуть, ей нельзя разозлиться. И ей нельзя быть откровенной ни с кем. Потому что это опасно, и всегда есть шанс дорого поплатиться за свою  откровенность. Ничего человеческого.

И только неистовые храмовые  крысы ночами двигают кирпичи.
И сквозь годы я слышу этот скрежет. Это Айс скребется за дверью, не в силах открыть ее, придавленную кирпичом.


***


Внезапно мне стало скучно  играть роль  служанки, изображая на лице подобострастное смирение, а по ночам душить подушкой  слезы обиды. Я заплела косу, накрасила губы, надела пенджаби от Говинды Деви. Роскошное, из тонкого черного шелка с традиционной вышивкой красным и золотым… Я села на перила и поехала на попе вниз.