Советские военспецы в Испании ч. 1

Николай Мринский
ПЛАКАТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

Помимо укрепления своих границ, наше государство продолжало отстаивать принципы интернационализма и поддержки национально-освободительного движения в мире. Во второй половине 1930-х гг. Советский Союз неоднократно оказывал военную помощь дружественным странам перед лицом военной агрессии со стороны Германии, Японии и Италии, подписавших в ноябре 1936 г. «Антикоминтерновский пакт». Первым объектом нападения военно-политического блока стала республиканская Испания, где в феврале 1936 г. на парламентских выборах победил Народный фронт, взявший курс на демократические реформы в стране. При открытой поддержке Германии, Португалии и Италии, оппозиционные силы (в 1-ю очередь консервативно настроенный генералитет испанской армии во главе с Ф. Франко и Э. Мола) активно выступили против республиканского правительства Л. Кабальеро, начав в Испании гражданскую войну. Для организации военной помощи франкистам (националистам) был налажен «воздушный мост», по которому шла переброска войск, вооружения и военной техники. В создавшейся обстановке СССР снял с себя ранее принятые обязательства о невмешательстве в испанские дела и стал поставлять различную военную технику и оружие. Доставка танков, самолётов, другого вооружения, а также технического, лётного состава и военных советников была сопряжена с большими трудностями. Дело в том, что морское побережье Испанской республики было блокировано германскими и итальянскими флотами. Граница Испании с Францией также неоднократно закрывалась по решению французского правительства. Основной поток вооружения направлялся через черноморские порты. Только с октября 1936 г. по март 1937 г. более 25 судов участвовало в перевозке оружие для республиканцев.

За этот период было доставлено 333 самолёта, 256 танков, 60 бронеавтомобилей, более 8 тыс. пулемётов. С августа 1937 г. из-за усилившейся морской блокады поставки военной техники из портов Чёрного моря пришлось сократить. А в октябре их вообще прекратили. С декабря 1937 г. поставки вооружения начали осуществлять из балтийских и северных портов, однако уже меньшими партиями и эпизодически. Транспортировка через территорию Франции всё более усложнялась. В целом СССР с 1936 по 1939 гг. осуществил доставку более 640 самолётов, 347 танков, 60 бронеавтомобилей, 1 тыс. орудий и 20 тыс. пулемётов республиканской Испании. Поставляемое вооружение было оплачено частью испанского золотого запаса, которая в 1936 г. была депонирована в Госбанке СССР. С осени 1938 г. правительство СССР предоставило Испании кредит на сумму 85 млн. долларов, который так и не удалось вернуть. Помощь страны Советов не ограничивалась только продажей вооружения. В рядах республиканцев остро чувствовалась нехватка военных специалистов, поэтому на Пиренеи направлялись советники и специалисты, а в самом СССР проходили обучение испанские добровольцы. Подбором и отправкой людей занималось отделение "X" Разведуправления НКО. В основном, использовалось два пути - сушей через Францию (по ж/дороге через Варшаву, Берлин, Париж или Швейцарию) и Средиземным морем до Картахены. Небольшое количество советских военных специалистов попадало в Испанию через Балканские государства или через Африку. Прибыв в Испанию, советские специалисты поступали в распоряжение Главного военного советника, который распределял их под вымышленными именами по управлениям и боевым частям. Советники находились в командировке в среднем по 6-8 месяцев. Первые советские пилоты прибыли на испанскую землю в середине сентября 1936 г.

В 1-ю группу бомбардировщиков СБ (командир - полковник А.Е. Златоцветов) входили: 30 самолётов, 15 лётчиков, 15 штурманов, 10 стрелков-радистов, 5 мотористов, 15 авиатехников, 1 оружейный мастер, 1 техник по вооружению, 1 укладчик парашютов и 31 рабочий-сборщик с завода № 22. Ожидалось прибытие ещё 15 экипажей из состава ВВС Белорусского и Киевского военных округов (далее ВО). Первые 40 истребителей И-15 прибыли в Испанию 28 октября 1936 г. Вскоре эту группу усилили 31 истребителем И-16 тип 5. Советским лётчикам-истребителям в первое время настоятельно не рекомендовалось пересекать линию фронта (в начале 1937 г. действие запрета было снято). Создание советского военно-советнического аппарата началось сразу же после прибытия в Испанию первых военных специалистов в сентябре-октябре 1936 г. Аппарат Главного военного советника был создан при Главном штабе республиканской армии, который сначала находился в Мадриде, а после его падения - в Барселоне. Не числились советниками, однако выполняли их функции и советские военные дипломаты. В 1936-1937 гг. в штате военного атташе при полпредстве СССР в Испании было 10 чел. Оказание военной помощи республиканцам совпало по времени с массовыми репрессиями в Советском Союзе. Страшные вести доходили и до Испании. Это не могло не отражаться на морально-психологической устойчивости советских специалистов. Кроме того, советники испытывали чувство оторванности от Родины, переживали тяготы, связанные с их полулегальным положением, рискуя исчезнуть навсегда при невыясненных обстоятельствах в чужом краю. Серьёзным препятствием в деятельности военных советников являлось незнание языка и социально-психологических особенностей испанского народа, его нравов и обычаев.

Некоторые советники были недостаточно тактичны в работе с республиканскими командирами, подменяя их, "грубо вмешивались в оперативные распоряжения командования", пытались безоговорочно навязать свои рекомендации. Из-за неэтичного поведения руководителя советской авиации Лопатина (Монтенегро) часть офицеров республиканской НА подала в отставку. Случались конфликты, неувязки в действиях советников с сотрудниками НКВД и политкомиссарами. Некоторые из советников пьянствовали (с должности советника 18-го корпуса за пьянство сняли полковника Максимова). Всё это нужно отмести к недостаткам подбора и подготовки военных специалистов - советников. Были и такие, кто не выдерживал напряжённого ритма работы в тяжёлых условиях и заболевал (В. Горев, В. Колпакчи, К. Мерецков). Советники, слабо подготовленные и не проявившие себя в боевой обстановке, заменялись. Как не справившийся с обязанностями советника при начальнике генштаба Каталонской армии в январе 1937 г. был заменён полковник Чусов (Мурилло). В конце октября-начале ноября 1936 г. бомбардировочная авиация республиканцев (с участием наших пилотов) атаковала вражеские аэродромы Таблада и Севильи, нейтрализовав, на какое-то время, авиацию франкистов. 3 ноября 11 истребителей И-15 (командир группы - П. Пумпур) были задействованы в интересах ПВО г. Мадрида, который с начала октября неоднократно подвергался воздушным налётам вражеской авиации. В период 4-12 ноября нашим лётчикам в воздушных боях удалось сбить 8 самолётов противника, потеряв 5 своих (2 - в авиакатастрофе). А 13 ноября над Мадридом завязался жестокий бой: 18 И-16 («моска – «муха») яростно боролись с 12 «юнкерсами» и 26 «хейнкелями». 6 вражеских самолётов были сбиты.

Был подбит и самолёт комэска С. Тархова (капитана Антонио). Лётчик успел выброситься с парашютом из кабины, но был расстрелян. В боях на стороне франкистов участвовали немецкие лётчики из «Легиона Кондор» и итальянские военные пилоты. Несмотря на все попытки, войскам ген. Франко не удалось овладеть Мадридом. При этом авиация националистов продолжала бомбить жилые кварталы испанской столицы. Активные действия истребительной авиации республиканцев вынудили противника с 26 ноября перейти к ночным бомбардировкам города. Малочисленная зенитная артиллерия республиканцев в основном решала задачи по прикрытию наиболее важных военных объектов, включая аэродромы, промышленные предприятия, выпускающие вооружение и военную технику, крупные транспортные узлы и т. д. В помощь испанским зенитчикам из СССР прибыла группа специалистов ПВО, оказавшая существенную помощь в организации обороны от воздушного нападения и борьбы с авиацией противника. Во второй половине декабря 1936 г. зенитная батарея, прикрывавшая военный аэродром (г. Альбасета) и приведённая в сжатые сроки в боевую готовность советскими военспецами (рук-ль - лейтенант М.П. Ботин), успешно отразила воздушный налёт врага. Позднее, с организацией поставок техники из СССР началось формирование зенитных батарей для ПВО важнейших центров и объектов Испанской республики (в первую очередь, г. Мадрид) и группировки войск Центрального фронта. До марта 1937 г. в Испанию было доставлено 243 орудия (в т. ч. часть зенитных). Первая партия зенитной техники поступила в конце января того же года. В Альбасете был сформирован центр по подготовке кадров для зенитной артиллерии республиканской армии.

Его руководителем стал полковник Я.А. Тыкин (ст. советник по ПВО республиканской Испании), а его помощником по зенитной артиллерии являлся Ю.Г. Богдашевский. 5 вновь сформированных зенитных батарей позднее убыли в распоряжение командующего Центрального фронта, шестая (отдельная, командир - М.В. Антоненко) - в Мадрид. Для организации ПВО испанской столицы была создана специальная зенитная артгруппа (начальник - лейтенант М.П. Ботин). В её состав входили: немецкая (командир - И.В. Желтяков), французская (командир - Е.П. Елкин), чехословацкая (командир И.А. Семёнов), а также две испанские (рук-ли: И.Д. Макаров и К.Н. Букликов) батареи. Зенитная артиллерия Центрального фронта была объединена в руках ст. советника по ПВО фронта полковника Н.Н. Нагорного (будущего начштаба Войск ПВО территории страны). Юридический статус советских специалистов-зенитчиков по согласованию с высшим военным руководством республиканской Испании устанавливался на первом этапе до 6-ти месяцев - в качестве командиров подразделений, а затем в качестве советников при командирах, назначаемых из числа офицеров-зенитчиков республиканской армии. Личный состав зенитных батарей был интернациональным, включая даже русских эмигрантов, добровольно воевавших на стороне республиканской Испании. К февралю 1937 г. было завершено обучение и слаживание боевых расчётов; зенитные батареи убыли к местам своих дислокаций. В сражении на р. Хараме (6-28 февраля 1937 г.) зенитная артиллерия республиканских войск продемонстрировала свои боевые возможности. 17 февраля при попытке воздушного налёта на резерв республиканских войск неприятельская авиация подверглась интенсивному обстрелу с земли, два «юнкерса» были сбиты. Через день огнём зенитной батареи республиканцев (Южный фронт) на высоте 2 тыс. м уничтожен гидросамолет противника.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2019/10/10/30