Ваш Ребёнок Аутист

Алекс Суханов
Рассказ (из книги «Австралийские Истории» )
Сначала надо  рассказать о профессоре Тони Этвуде прежде, чем говорить  об аутизме. Если бы не Тони и его способ, который он применил, у нас не было бы понимания того, как  помочь многим людям-аутистам  по всему миру.
Мы используем термин синдром Аспергера для того, чтобы описать процесс, называемый «высокоэффективным аутизмом». Это совсем другой способ восприятия, мышления, обучения и общения. Говоря проще, у кого-то часть мозга работает не так, как у большинства людей. Это то, что считается наиболее важным отличием.
Жизнь с Аспергером – это вовсе не так просто, но по своей природе человек - оптимист, и у него есть оптимистичный взгляд на то, что можно достичь.
Тони Этвуд стал  первым клиническим психологом в мире, который рассматривал признаки Аспергера как активы, а не как пассивы,  что можно было бы только обсуждать:  что-то, за что нужно хвалить, что-то, чем  нужно наслаждаться в жизни, и мы всегда ищем эти силы и способности.
Он думает, что люди с аутизмом невероятно смелы в том, чтобы справляться с жизнью, с ее вызовами, и не только с социальными, но и просто передавать свои мысли и чувства другим людям.
Тони был на переднем крае исследований за последние три десятилетия. Он может рассказать историю таким образом, что это реально, что не усугубляет  проблемы, но он никогда и не теряет надежды.
Особый интерес дает чувство идентичности, успеха, но и это также блокатор всех негативных эмоций.
Считается, что многие из героев в жизни, величайшие ученые и художники фактически имели синдром Аспергера. Винсент Ван Гог и Энди Уорхол имели многие из этих характеристик. Другой его компонент - это если вы имитируете других или копируете их, и именно здесь мы думаем, что у Лоуренса Оливье и Питера Селларса тоже было много признаков синдрома  Аспергера. Итак, у них  есть много преимуществ, охватывающих синдром Аспергера и, главное, это другое мышление.
Сегодня еще много детей, у которые этот диагноз. Может быть, один из ста, и ранняя диагностика и раннее вмешательство имеют решающее значение.
Аутизм — это заболевание, которое довольно часто встречается в последнее время. Его можно встретить независимо от таких показателей как  уровень жизни, пол и вероисповедание, культура той или иной нации. Специалисты предполагают, что чаще всего аутизму подвержены представители сильного пола.
Дети, болеющие этим заболеванием, со временем становятся взрослыми, но проблема остается. Одной из вероятных причин появления заболевания считается сочетание некоторого токсического воздействия на организм беременной женщины (болезни и осложнения) и, конечно же, некоторые генетические факторы. Причинами возникновения этого синдрома можно назвать серьезные болезни: энцефалит, отравление свинцом и менингит. Для малышей угрозу представляют разные  комбинированные вакцины.
Также специалисты говорят о возможной наследственной передачи болезни в одной семье. К примеру, если в семье первый ребенок имеет аутизм, то второй, родившийся малыш вероятнее всего будет также страдать от данной болезни. Если один из родителей страдает аутизмом, то у ребенка риск возникновения аутизма заметно увеличивается.
Каким образом диагностировать аутизм?
Чтобы определить наличие проблемы, нужна так называемая триада признаков:
1. Проблемы с общественной коммуникацией.
2. Проблемы поведения человека в окружающей среде.
3. Проблемы человека при взаимодействии с миром.
Невозможно встретить индивида с типичным аутизмом. Вести себя аутист тоже может непредсказуемо. Все зависит от степени самой формы заболевания.
Согласно статистике, только 5-6 детей из несколько тысяч имеют подобный диагноз. Девочки болеют заметно реже, чем мальчики. Маленькие дети приходят к такому состоянию в возрасте от года до трех лет. Родители уже в первый год жизни замечают развитие проблемы у своих детей.
Это можно заметить по таким признакам:
• Ребенок не замечает родителей и не показывает привязанность к ним. Он не улыбается и не смотрит им в глаза, также почти не реагирует на то, если они куда-то уходят.
• Малыш отстает в развитии от своих сверстников.
• Не стремится к общению с другими малышами, он к ним просто ничего не испытывает или настроен враждебно.
• Играет с одной любимой игрушкой.
• Неадекватное поведение ребенка на разного рода раздражители (свет и звуки).  На них здоровый ребенок почти не обращает внимание.
• Больной ребенок не различает неживые и живые предметы.
Эта болезнь еще не очень изучена генетиками и, видимо, связана с человеческими генами. Ее наличие сложно вовремя диагностировать у ребенка, так как нарушение в моторно-речевом аппарате малышей можно списать на ранний возраст или особенность характера. Но также стоит знать, что эти симптомы могут не говорить о наличии данного заболевания. Стоит обратится к педиатру если они беспокоят родителей малыша. У взрослого человека симптомы данной проблемы сильно заметны.
Феномен аутизма у взрослых
К примеру, затянувшееся депрессивное состояние способствует возникновению проблемы аутизма у взрослого человека. А все потому, что люди пытаются сбежать из реальности в свой иной мир. Они словно залезаю в скорлупу, которая их оберегает. Но аутист может обладать высоким уровнем интеллекта. Такие люди делают блестящую карьеру, делают научные открытия, но имеют большие проблемы в общении с окружающим миром.
Специалисты установили, что больше тридцати процентов больных способны вести нормальную жизнь и зарабатывать себе на жизнь.
Основные симптомы аутизма:
• Аутист имеет маленький запас слов. Повторяет некоторые фразы по несколько раз.
• Однообразная речь, напоминающая речь машины. Совсем отсутствует интонация.
• Испытывает некоторую привязанность к любимым вещам или привычкам. Аутист может поддаться испугу  при какой-нибудь перемене.
• Взрослый больной равнодушен к людям и к их чувствам. Он находится в собственном иллюзорном мире.
• Страдающий аутизмом никогда не обратится первым к постороннему.
• Сторонится общественных правил и не придерживается их. Бывали случаи, когда больные громко смеялись, разговаривали или отводили взор от собеседника.
• Аутисты иногда способны совершать различные движения, лишенные смысла.
• Также у аутистов случаются разного рода непонятные припадки, что может привести к непредсказуемому последствию.
Люди, страдающие от этого заболевания не могут нормально общаться. Они не способны прочувствовать состояние находящихся с ними людей.
В медицине выделяют следующие синдромы или типы аутизма:
• Синдром Каннера — человек изолируется от всего мира, слабо говорит и не выходит из своего иллюзорного мира.
• Синдром Аспергера — аутисты не общаются с людьми, плохо жестикулируют, слабо пользуются мимикой, но имеют неплохое логическое мышление. Человек, страдающий этим синдромом, сможет решать те или иные логические задачи или упражнения.

 Но вернемся к началу рассказа. Тони Этвуд вырос с отчимом, который  мало знал о том, как это жить с кем-то у кого синдром  Аспергера, и, следовательно, не понимал  его мировоззрение.  Тони чувствовал себя очень нежелательным в семье.  Он хотел стать психологом с четырнадцати лет. Тони закончил год в университете и был на  летней работе в качестве добровольца в специальной школе, и это был 1971 год, когда еще очень мало знали об аутизме.
Там был ребенок - маленькая девочка, пяти лет, очень аутичная, молчаливая; она была  в своем собственном мире и любила качаться на качелях.  Именно тогда он решил, что аутизм будет его карьерой, чтобы узнать, как помогать детям.
Будущая жена Тони познакомился с ним  в психиатрической больнице на юге Лондона. Она была студенткой, когда он там работал. У ее младшей сестры был диагноз- аутизм, когда ей было около десяти. Ей было очень неловко, что она была довольно странной в ее поведении.  Встреча Тони была действительно вдохновляющей, касающейся ее сестры, потому что он был так заинтересован в ней и в 1977 году они поженились. У них самих было трое детей, они переехали в Австралию, в Квинсленд и это был рай – там было тепло и солнечно, и это так непохоже на Бирмингем.
Тони был очень амбициозен – эта новая карьера была для него фокусом  и для этого требовалось много сил, что с тремя маленькими детьми было довольно сложно. У них начались проблемы с сыном Виллом - очень изменчивым эмоциональным, с коротким вниманием.
Когда у него произошло половое созревание, его беспокойство из волны перешло в цунами, он ужасно беспокоился,  он обнаружил, что алкоголь и марихуана дали ему расслабление, которого он никогда не испытывал в своей жизни.
Тони Этвуд написал книгу о Синдроме Аспергера, которая  рассматривается во всем мире как «библия» в домах людей, которые живут и любят кого-то с синдромом Аспергера.
Он сделал первые в мире программы терапии для беспокойства, гнева, депрессии и привязанности. Тони впервые встретил Вирджинию в 2008 году, когда ей было девять лет, и с тех пор он видится с ней постоянно. Тони разработал программу для нее и передал свою программу для оценки, зная, что при запуске контрольного испытания он рискует  обнаружить, что она абсолютно бесполезна, и вообще не работает. Программа Тони стала частью того, что сейчас считается лучшей практикой в работе с детьми и подростками в условиях разного спектра аутизма.
Программа действительно помогла оценить, каково ее счастье, какой ее гнев, какова ее печаль.
Любовь и дружба - это самые важные вещи в жизни, а для тех, у кого есть аутизм, который не обязательно может завоевать любовь и привязанность, это может быть рецепт для глубокой депрессии и огромного беспокойства о том, кем вы являетесь, каково ваше место в мире, как вы действительно вписываетесь в него.
Люди приходили и говорили, что с обычными программами они не поправляются и решили изменить когнитивно-поведенческую терапию для людей с синдромом Аспергера.
Они обнаружили, что программа была исключительно полезной для людей, для которых ее сделали. Они выходили из их депрессивных эпизодов и находили новое значение в жизни. Тони начал читать лекции и публичные выступления о синдроме Аспергера.
Уилл - это его сын, он - очень яркий, очень артикулирующий, очень умный, очень быстрый, чтобы научиться камуфлировать свои трудности, чтобы он, в некотором смысле, отвлек людей от его социального дискомфорта.
Можно спросить, ну почему же Тони Этвуд - ведущий мировой эксперт по синдрому Аспергера, почему он не определил его у своего собственного ребенка?
И я думаю, что на самом деле это было слишком рано, когда Уилл был крошечным мальчиком, тогда о Аспергере действительно мало что было известно. И так, Вилл прожил большую часть своего детства и подросткового возраста, прежде чем отец действительно узнал, каковы характерные признаки аутизма.
Тони говорит: «Когда я думаю о Вилле в его ранние дни, есть очень глубокая грусть, что в некотором роде я думаю, что он кричал о помощи, и я не слышал этого голоса. Теперь я знаю, что я должен был сделать, так что есть невероятная вина, что если бы я был доктором, то у меня был бы совсем другой подход, поэтому я хочу извиниться перед Виллом, что я не видел то, что я теперь знаю было аутизмом.В наше время с тем же ребенком мы научили бы его справиться с его расстройством и он, возможно, даже избежал бы наркотиков. Моя цель сейчас, я полагаю, так как я многому научился, то я хочу передать его следующему поколению. Я думаю, что в будущем некоторые из наших основных проблем будут решаться людьми с Аспергером, будь то загрязнение, электричество или что-то еще, т.е. кем-то, кто думает нестандартно.  Я думаю, что нам нужно поощрять особые способности, потому что наше будущее основано на таких индивидуумах. Мне нравятся животные, доброта и что делает мир лучше. 
И может быть, в некотором смысле, синдром Аспергера – это следующий этап эволюции человека?»
Конечно, трудно согласиться с таким мнением профессора Тони Этвуда об эволюции человека, так как он сам аутист с синдромом Аспергера.

(из книги "Австралийские Истории", которую можно скачать здесь: