10. Владивосток 2020

Виталий Рогоза
Пролог.
«Уважаемые дамы и господа, мы готовы совершить посадку в международном Аэропорту «Владивосток». Температура воздуха 19 градусов по Цельсию, ветер умеренный, идет легкий дождь. Мы просим вас оставаться пристегнутыми на все время снижения и посадки…
Дальше я не слушал, летаю не часто, но однообразные речи командиров воздушного судна успел заучить. Хотя, это кажется мой первый внутренний перелет, раньше были только международные? Да и какая разница, самолеты все похожи, речи одинаковы, кормят на российских рейсах ничуть не хуже, чем на Эмирейтс или ЭйрФранс.
  Мой компаньон, Сашка, улыбался. Как сотрудник крупного аудиторского бюро, он больше времени проводил в командировках, нежели дома, где у него была лишь одна жена. Я слышал, что во Владике их целых 2, а под Курском вообще 4. Пухлый обаяшка Александр, живая харизма, любитель и любимец женщин, вот уж кто действительно бабник. Рядом с ним Виталий Рогоза выглядит как наипримернейший семьянин. Да у меня за всю жизнь не было столько женщин, сколько у него за последние 2 поездки.
Тем не менее плохо про него никто не думал. Все любили Сашку за характер и чувство юмора, и уважали за рабочие качества – дотошность, усидчивость, умение смотреть вглубь. Любую рабочую задачу он решал качественно, отчеты писал на отлично и в очень понятной форме мог объяснить работникам, что им потребуется делать, чтобы исправить рабочие процессы. При этом вне работы человеком он казался очень легким, если не легкомысленным.

1.
Мы заключили с Сашкиным агентством договор, по которому консультант отправлялся вместе с нами во Владивосток для полноценного Аудита местного филиала, который хоть и был близко к родной для нас Японии, но от управляющего центра в Москве находился слишком далеко. Помимо меня и Сашки, в делегацию так же вошли Главный бухгалтер Олег, начальник ИТ Гриша и непонятно зачем – начальница управления розничных продаж Вика. Всем от 30 до 37, у всех, кроме меня семьи, дети. У всех две недели на то, чтобы привести Владивостокский филиал в надлежащий вид.
Встретил нас таксист с табличкой, погрузил в малюсенький праворульный микроавтобус Мицубиши, словно сошедший с экрана из Джекичановских доспехов бога. Толкаясь плечами поместились кое-как, хуже всех Вике, она самая мелкая. Поехали сразу в филиал, чемоданы разбирать некогда. Честно говоря, я был уверен, что нас встретит кто-то из персонала, может быть главбух или управляющий: Сашка рассказывал, что, как правило, боссы с периферии очень трепетно относятся к гостям, всячески задабривают аудиторов, задаривают презентами, и пытаются максимально скрыть реальное положение дел. Ну никак не хотят князьки понять, что столичная проверка – это друзья. И будет гораздо хуже если вместо нас придет проверка от регулятора – ФСБ, ФАС, ЦБ и иже с ними. Тех не подкупишь ничем.
Но, кажется, нас решили не баловать. В отделении нас усадили в переговорной управляющей, Валентины Алексеевны, почтенной дамы за 55, занявшей под свой кабинет целых 3 помещения, не считая предбанника с МФУ, кофемашиной и молодой девчонкой на месте секретаря: Комната отдыха с велотренажером, душевой, отдельным туалетом, мощной аудио-видео системой и приставкой xbox, переговорная человек на 20 с проектором и системой видеосвязи, а так же центральный кабинет – ее приемная с огромным резным столом, 2 мониторами, на которые зачем-то выведены камеры видео-наблюдения, 2 же ноутбуками (один личный, а во втором открыты одноклассники), и 2 телефонами, один из которых без кнопок – как у Сталина в советских фильмах.
Она сняла трубку этого аппарата, и по-диктаторски без обращения произнесла: «5 человек, заказывай», секретарша, сидевшая в 5 метрах за стеной, услышала бы этот приказ и без всякого телефона. Это был наш обед, в стандартных пластмассовых лоточках из ближайшего кафе притащили нам запечённую рыбу, порцию подстывших макарон, ведерко салата из крабовых палок (такой же как в Москве, что странно) и 2 бутылки морса 1,5л, на всех.
С нами обедать Валентина Алексеевна отказалась, и пообещала собрать митинг сразу после трапезы. Мне она показалась недовольной старой теткой, которая по идее, должна лебезить перед аудиторами, чтобы сохранить свое место, но почему-то с самого аэропорта нас преследовало лишь пренебрежение.
- Лишь бы работать не мешала, - посетовал Олег. – он хоть и старшее нее в иерархии банка, но по возрасту годится ей в сыновья.
- Вредная какая, - бросила Вика, - но у нее зам по рознице вроде понятливая, справимся.
- Не переживайте так, - деловито заметил Сашка, дожевывая свою остывшую рыбу, - все местечковые князьки такие. Она не может в открытую показать раболепие, для нас с вами это должно означать ее страх. А она показывает нам уверенность, но самое интересное впереди, будьте уверены.

2.
- Пятеро, 4 мужика, и баба, - с гримасой, выражающей одновременно брезгливость, недовольство и страх, скривив губы проговорила Валентина почти по слогам, - Аня, тебе не знаю, как быть, делай сама, что она довольна осталась. Если не пройдешь проверку, меня попрут, так я и тебе карьеру загублю.
- Игорь, по айти у тебя, надеюсь, все хорошо? – Пожилой дядечка, который постигал сферу ИТ еще на факультете радиотехники, и доросший до начальника отдела без единого повышения квалификации, кивнул, не неуверенно. В глазах читалось непонимание.
- Света, Маша, Оля, последнее имя она выделила, да и остальные тоже, бюджет у вас есть. Делайте, что хотите, хоть костьми лягте – но отчет должен быть чистым, рекомендации положительными, а гости – довольными. Захотят баб – ищите баб. Вон ведите их вообще сегодня в «Зажигалку», и развлекайте. Все, коллеги, время, по местам дуйте и не позорьте нас.
Недоумевающие начальники и начальницы отделов, а также некоторые рядовые сотрудницы, отобранные лично управляющей, спешно покинули тесную переговорку в полуподвальном помещении рядом с отделом инкассации – на максимальном удалении от дислокации аудит-команды. Валентина выдохнула, промокнула платочком пот со лба. Вышла на улицу через запасный выход гаража, туда где обычно курят водители. Начальник инкассации, такой же немолодой, но весьма крепкий мужик, смерил начальницу взглядом, не говоря ни слова достал сигарету и протянул ей.
Курили молча. Наконец инкассатор, затушил бычок, бросил в урну, пошаркал ногами по решетке, чтобы не тащить грязь в помещение, и уже закрывая за собой дверь, выдал фразу, не то для Валентины, не то просто мысль вслух: «понаехали, щеглы».

3. Собрание прошло весьма плодотворно. Валентина без эмоций представила сотрудников, выделенных для проведения проверки. Я, как опытный психолог, сразу же сделал на полях заметки для себя, чтобы впоследствии сравнить результаты по итогу проверки. Анна, начальник розницы, женщина лет 40 с хвостиком, о ней наша Вика хорошо отозвалась. Игорь – начальник ИТ сектора. Мне показался глуповатым, но я и не айтишник, им пусть Гриша занимается. Главбух филиала – напарница Олега на ближайшие 10 дней – Светлана, пред пенсионный возраст, чемпион по пасьянсу косынка. Специалист по подбору кадров и кадровому администрированию – Мария: возможно самая позитивная из всех, хотя и самая старшая. Несколько лет назад преодолевшая барьер пенсионного возраста.
Стоит отметить, что в комиссию не вошли, но присутствовали «замы» каждого начальника. Все как на подбор – наши ровесники, призванные помогать, подавать и приносить все, что может понадобиться в ходе аудита.
После общего сбора, вы разбрелись по кабинетам, знакомиться с обстановкой. Мой задачей была проверка отдела кадров, представленного добродушной старушкой Марией, и ее замом – молодой Ольгой. До конца рабочего дня оставалось еще около 40 минут, но Баба Маша, указав мне на свое кресло и жестом пригласив присесть, сообщила, но не хочет мешать и оставляет меня на свою компетентную коллегу, после чего удалилась. Оля резво плюхнулась на свое место и заискивающе улыбнулась.
- Виталий, а мы разве сегодня уже начнем проверять? Время то уже 16.20.
- Да, Ольга, я хотел бы успеть кратко ознакомиться с устройством кабинета, сейфом, стеллажами. Есть ли приказ о местах хранения ПД, где лежат трудовые книжки и договора, как храните резюме и личные дела, а также журналы обращений и уничтожения данных.
Оля захлопала глазками. На секунду меня захлестнуло дежавю, показалось, что девушка слышит меня, но не понимает слов. Неловкая пауза затянулась.
- Ладно, я понял, пройдемся по всем пунктам медленнее, - я сам удивился своей неуверенности, - давайте начнем с трудовых.
В половину шестого я только-только закончил беглый подсчет книжек. Хранились они в закрытом шкафу, были пронумерованы наклейками, вроде бы без нарушений. Реестра не было, но на каждой наклейке был указан номер личного дела, так что подсчитать количество и сравнить с личными документами получится. Я поднял глаза и заметил, как Оля на меня смотрела. Подперев левой рукой подбородок, правой она накручивала свои светлые локоны на палец. Сложно сравнивать, но, по-моему, именно так плотоядно и наигранно во взрослых мультиках про Бэтмена Харли Квинн смотрит на каждого героя, когда рядом нет Джокера.
Мда, такое же нелепое сравнение, как и сама ситуация.
- Оля, я вас задерживаю? – проявил я учтивость, - вы можете идти домой, вас ведь там ждут?
- Нет, Виталий, не ждут. Да и не могу я вас оставить тут одного, у нас много важных документов, и управляющая приказала… - девушка осеклась и покраснела.
- Тогда если вы не против, мне нужно еще 15 минут, и на сегодня закончим, - я глянул в экран смартфона, коллеги уже сообщили, что закончили и собираются в отель.
Я убрал в шкаф трудовые книжки и принялся заполнять таблицу с отчетом по первому дню, по горячим следам, не имея особого желания возвращаться к этому в номере отеля.
- Хотите, я подвезу вас до гостиницы? – выпалила Оля, вырвав меня из задумчивости. Она определенно не могла видеть, что я писал уже не отчет по работе, а заполнял в блокноте профили сотрудников, для своей личной практики. – Я могу показать вам город, его самую живописную часть, и вам не придется ютиться в микроавтобусе.
Я вспомнил, как отзывался Сашка о подобных случаях, и решил согласиться, хотя бы ради интереса. Написал ребятам в чат. Через секунду в ответ прилетел подмигивающий смайлик. «Рогоза открывает счет», - написал он еще спустя миг. - «Олег и Григорий отстают, Александр на правах судьи не участвует в зачете, а Вике не повезло, тут одни бабы и старики».

4.
Когда мы вышли, ребята уже уехали. Я с чемоданом на колесах и сумкой через плечо, моя спутница с коротком летнем платье в цветок и с глубоким декольте, на которое она сменила офисную юбку и блузку. Вечер уже подступал, но солнце еще спешило скрываться за горизонт. В наступающих сумерках я впервые детально разглядел Ольгу. Пушистые светлые локоны, длинное каре, подчеркивающее пухленькие щечки, словно надутые в обиде. Губы не полные, но и не тонкие. Носик аккуратный, небольшой. Фигурка, что надо – не тощая, но аккуратная. Ничего лишнего, гармоничная, складная. Над грудью заметная родинка, так и манит чертовка. Еще раз вспомнив Сашкин брифинг, я даже загрустил. Будет очень печально если такая красота достанется мне без боя. В голове прочно засела ее неаккуратно брошенная фраза «управляющая приказала».
- Вот она! Моя адская гончая! – Оля указала на маленькую машинку, одиноко стоявшую на парковке, остальные уже разъехались. – Нравится?
Праворульная маленькая красная машинка, чего ж еще ждать.
- Оу, Миата? Первое поколение – я попытался изобразить изумление, - небось и подмигивать умеет?
- А как же, - Ольга с гордостью пихнула меня в бок так, словно мы были знакомы целую вечность, - а ты знаток!
Так легко и непринужденно мы перешли на ты. Зачем девушке знать, что буквально с месяц назад на каком-то попсовом ресурсе я прочел статью про эту необычную машинку с большущими фарами, напоминающими удивленные глаза.
Я забросил свои пожитки маленький багажник и порывался уже сесть на пассажирское сидение, дернул за ручку и понял, что справа у этой машинки – руль.
- Прошу вас, Ольга, присаживайтесь – я изобразил нечто похожее на неловкий реверанс, как волк из известного мультика, при виде милиционеров, проезжающих мимо.
- Благодарю вас, Виталий, - рассмеялась моя спутница, плюхаясь на сидение и заводя мотор. Я спешно запрыгнул на левое сидение, с трудом уместившись в маленьком родстере, и неуютно поежился. Вроде сторона привычная, а руля с педалями нет.
Честно говоря, я ожидал рассказа о городе, небольшую обзорную экскурсию, может быть легкую комедию в дороге. Но ехали мы молча.
- Женат? – вопрос впечатал меня в сидение, хотя возможно мы просто слишком резво рванули со светофора.
- Разведен, - ответил честно.
- А кольцо на мизинце её? – на меня не смотрит. Впервые за время общения с ней я почувствовал серьезность.
- Да. На память осталось, из мусорного ведра достал, отмыл, отполировал.
- Это хорошо, что разведен, - не люблю я в чужие семьи вторгаться, - выдохнула с облегчением, - ладно мы тут - люди пропащие. Но ты, хорошо, что не подлец.
- С чего ты взяла, что не подлец? – я решил во что бы то ни стало вырулить нелепый разговор и перевести тему.
- Ты думаешь, я не знаю, как проверки проходят, - отвлекшись от дороги она посмотрела на меня, - приходили уже к нам разные проверятели… Одних спаиваешь, со вторыми спишь, третьим кроме денег ничего не нужно, и на том спасибо. У нас, Виталик, на вас бюджет выделен, коллеги твои уже в кабаке сидят, в самом крутом, в «Зажигалке». Знаешь, какое похмелье завтра будет, уууу!
Девушка нервничала, в этом истеричном состоянии, да еще и за рулем красной адской колесницы она все больше напоминала мне нарисованную сумасшедшую девицу-клоунессу в обтягивающем костюме. Самая не смешная клоунесса в мире. Очаровательная злодейка. Кажется, этому городу нужен новый герой. Рогоза, как обычно, просто обязан вернуть девочке веру в мужиков.
- А ты думаешь, мы сюда пить и трахаться приехали? – я вспомнил Сашкины рассказы, и ухмылки, и понял, почему же все его любят и уважают, не смотря на репутацию бабника. – мы, Оля, тут с одной лишь целью – привести ваши дела в порядок, чтобы ваш филиал не был слабым звеном. И трахать вас и вашу контору мы не планировали, но раз уж у вас бюджет – не обижайся на моих коллег, если они не откажутся. Запомни для себя и передай пожалуйста своей старой начальнице, чем отличается внутренняя проверка от внешней инспекции: Я приехал, написал тебе отчет и уехал! Без санкций, без ругани! А вот если настоящая инспекция прибудет, особенно внеплановая – там вас всех натянут, и на штраф не хилый попадем, все мы, весь банк, и репутация полетит в пропасть, и уголовку легко можно схлопотать. Твою начальницу бабу Машу спишут на пенсию, а ты сядешь за разглашение ПД, лет на 5.
Я выдохнул после страстной речи, но злость продолжала литься наружу: «Да, ваших стариков может и поснимает руководство, но моей вины в этом не будет. Пенсионеров у нас не принято держать после наступления возраста. Дай дорогу молодым. У вас средний возраст какой? Из всех топов только в рознице Тетка не старая. Остальные все – главбух, эйчар, управляющий, нач инкассации, касса, корпоративка, да даже ИТ – все старики. Сидят, как князья, «за древностью лет к свободной жизни их борьба непримирима». А процессы все похерили, приказы много лет не обновляли, работу ведете, как в восьмидесятые. Я без анализа вижу – что болото у вас тут, а не филиал. И ты, русалка….»
На этом моменте мы подъехали к гостинице. Я молча вылез, забрал из багажника свои вещи. Маленькая красная миата резво рванула с места, развернулась через двойную и скрылась за поворотом.
- Грустно за вас, Ольга, - подумал я вслух, - но ты молодец, что не стала играть роль.

5.
Банк открывается в 8. Обслуживание клиентов стартует в 9. Все члены аудиторской группы были на месте уже в 7. Работа превыше всего. Свежие костюмы, галстуки, свежие довольные лица. Ничто не выражает чудовищного похмелья, одного на всех.
- Ну что, Вит? Открыл счет? – Саша пытается, шутить. Он конечно самый стойкий и опытный из всех, но голова у него такая же чугунная, как у всех, - Олег вон и Гришка даже да. Да чего там Гришка, Вика…
- Саша, закрой рот, - Вика злая, как Мегера, попыталась пресечь нерабочие разговоры.
- Ладно, ладно, ну чего ты, извини. – Саша улыбнулся, сквозь терзающую мигрень.
Вышли покурить.
- Молодой ты еще, Виталя, - с грустью произнес, Саша, глядя на машину управляющей, свежий Лэнд Крузер Прадо. – Грузишься зазря, а надо брать то, что дают.
- Завоевывать надо Саша, а не брать, - я смотрю на машинку, стоящую рядом с прадиком, красную миату, фары которой опущены не до конца, так словно она сонная. А может это злобный прищур. – Нет чести в том, чтобы взять в плен безоружного, который сам тянет руки для веревки.
- Ишь ты какой. Кровь и честь, Виталик! Это то, что понимает каждый орк! – орет Саша во весь голос. Хорошо, что кроме нас никого на заднем дворе банка нет. И он и я знаем, откуда эти цитаты.
- Шутки в сторону, Саня, - я трезв и серьезен, - Вот ты вчера, да?
- да. Двух.
- И как ты сам-то думаешь, они с тобой были, потому что искренне хотели именно с тобой?
- Может хотели, Вит, а может и нет. Может со мной, а может с любым из нас. Думаешь я дурак? Я всю страну объехал, и во всех городах одинаково. Всегда так было. Сельская девочка смотрит на городских мальчиков. Городская смотрит на столичных. Столичная смотрит на иностранцев, все ищут что-то. Кто-то выгоду, кто-то приключение. Помнишь, пару лет тому, у нас чемпионат проводили по футболу? Сколько наших девок только под туристов легли?
- Все не так Саша, - одернул я, слишком резко. – Это не поиск выгоды. И даже не приключение. Это им Управляющая приказала.
Саша замолк. Кажется, в его гудящей от похмелья головы сейчас произойдет революция.

6.
Проверку завершили за первые 5 дней. В выходные таскались по экскурсиям, ели икру, пили – сами, без сотрудников местного филиала.
Всю вторую неделю посвятили работе над исправлением ошибок в процессах, процедурах и регламентах. Из 65 страниц отчета и 300 позиций с нарушениями рядом с 280 пунктами уверенно написали «устранено в ходе проверки». Довольны останутся все, насколько это вообще возможно.
Управляющая ходила, чернее тучи, с нами не общалась и скорее всего до последнего была уверена, что мы не пользуемся ее гостеприимством потому, что хотим сделать разгромный отчет.
Оля была обижена на меня, но по долгу работы общаться нам приходилось. Думаю, что к концу второй недели она смогла начать меня уважать.
Вечер пятницы, мы попрощались с филиалом на итоговом собрании, пожалали всем молодым успехов, всем старикам здоровья и долгих лет на работе.
Самолет поздно ночью. Я уже паковал чемодан, и хотел немного прогуляться пешком перед отъездом, когда в дверь постучали.
- Можно? – в проеме появилась светлая прядь, за ней пухлая щечка.
- Оля? – я действительно удивился. – входи пожалуйста.
Вошла, поставила на стол пакет. Я не глядя заметил – футляр с алкоголем и банка икры. А чего еще дарить человеку, который впервые во Владивостоке?
- Это подарок тебе от моей мамки. Мы много о тебе говорили, и ты ей даже понравился. Как и мне, - смущенно посмотрела на меня через опущенные ресницы. – Ты на самом деле мне здорово помог, я теперь хоть понимаю, как работать.
- Это моя работа, Ольга, помогать вам. За тем и приехал. А вовсе не затем, чтобы пользоваться вашим… гостеприимством.
- Хочешь, я тебя в аэропорт отвезу? – так можно не мучиться с такси и приехать чуть позже? – девушка игриво подмигнула.
- Только если это будет не как в тот раз, - Рогоза намек понял, - и больше никогда не разворачивайся через двойную сплошную.

Эпилог.
Уже было совсем темно, когда мы вышли из гостиницы. Ночной воздух приятно освежал и тело и голову. Я чувствовал себя счастливым, как никогда. Как благородный воин, взявший противника в плен. Как охотник, добывший зверя в равной и честной борьбе. Как мужчина.
- А где ж твоя лупоглазая колесница? – оглядев парковку спросил я свою пленницу. Машин было немного, и совершенно точно маленькой мазды среди них не было.
- А у нее что-то с фарами, заклинило на половине хода, в сервис пришлось отправить, - девушка достала брелок, пикнула сигнализацией. Красивый черный Лэнд Крузер Прадо в паре метров от нас радостно отозвался.
- Залезай, герой, только в этот раз двери не спутай, машина с левым рулем.
- Твою мать... - растеряно протянул я.

Виталий Рогоза 20180627