Анкета для лучшего выпускника Москвы

Сергей Решетнев
-Решетнев, зайди в деканат.
-Зачем?
-Зайди. Тебе же лучше будет.

Бреду уныло по коридору ВГИКа. Ну, что там, в деканате, может ждать меня хорошего? Выясняется, что я, как идущий на красный диплом (осталось только сценарий защитить) могу попасть на специальную акцию «Лучшие выпускники Москвы 2003», на концерт в гостинице «Россия», и в специальный справочник, выпускаемый Правительством Москвы, и на ярмарку вакансий.

Сразу хочу отказаться, но встречаю такие взгляды… в общем, мне легче согласиться и пойти, чем потом отвечать бесконечно, почему я отказался. Потом - престиж отделения. В кои-то веки какой-то дурачок-сценарист ходил на все лекции, просмотры и семинары и заработал картонку, обклеенную красным кожзамом. Хотя, еще надо диплом-сценарий защитить на отлично. В чём я сомневаюсь.

-Да читали мы твой сценарий. Фигня, конечно, полная, но «отлично» всё равно тебе поставят, не волнуйся. Текст на полный метр есть – уже хорошо. Бывает у людей и на это не наскребёшь. И - ничего, защищаются.

Это я слышу в реальности? Или в моей голове от недоедания голоса?

Хрен с вами, давайте, записывайте меня в лучшие выпускники Москвы. Хотя не лучший  я не какой.

Оказалось - надо написать заявление. Да, да, в «лучшие» надо заявление. Но и это ещё не всё – необходимо заполнить анкету. «Зачем?»- спрашиваю. Нет внятного ответа. Народу в деканате полно, а  ответить некому. Кто-то говорит, что это тест на выявление террористов. Вдруг я тщательно готовился, пять лет учился, и ждал момента подходящего, чтобы всех «лучших выпускников», цвет нации уничтожить, прямо в зале «Россия».

-Да не переживай ты, стандартная анкета в таких случаях, - говорят мне.
Ничего себе стандартная! На восьми страницах некрупным шрифтом в два столбика.
-Ты только врать не вздумай, там заложен алгоритм, который твоё враньё сразу покажет.

-Кому покажет?
-Не понял?
-Ну, кому покажет? Мне покажет?
-Зачем тебе? Кому надо – тому и покажет.

На первый взгляд вопросы казались наивными. Некоторые почти повторялись. Меня явно хотели на чём-то подловить. Возникало стойкое ощущение допроса. Причём -допрашивающий сам не знал, какое преступление совершил подозреваемый. А больше всего раздражало то, что вопросы были составлены так, будто я обращался сам к себе. То есть я сам себя ещё и допрашивал. Самодопрос! Вот до чего додумалась система. А потом будет самосуд, самоконвой и самосодержание в самотюрьме. Ну? Здорово же придумано?

«Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением». А у кого не связана? Нет, ну покажите мне человека, живущего без напряжения?

«Некоторые вещи настолько меня волнуют, что даже говорить о них трудно». Вот зараза! И главное, надо отвечать «да» или «нет». Да ведь это одно предложение уже начало романа. А они «да», или «нет». Раздражение моё, как вы понимаете, росло от вопроса к вопросу.

«Даже среди людей я часто чувствую себя одиноким». Я оглянулся. Нет, все были заняты своими делами. На меня никто не обращал внимания. Но кто-то явно готовил эту анкету прямо лично для меня.

«Определённо судьба несправедлива ко мне». Э-э-э, хрен вам, ту вы меня не подловите. Разве судьба несправедлива? Судьба безлична, безразлична, и к ней невозможно применить понятия «справедливо», или «несправедливо». Надо просто быть хладнокровнее, и отвечать рационально, и всё.

«Я впечатлительнее большинства других людей». Ну, конечно! Я впечатлительнее. Я умнее. Я возвышеннее. Я достойнее. Я лучше. Я бесподобное существо. Венец творения. Но - фиг я вам так отвечу. «Нет», конечно «нет».

«Иногда мне бывало приятно, когда мне причинял боль кто-то, кого я люблю». Чтааа??? Вот вы бы как ответили? Если бы знали, что анкета ни разу не анонимная. И какой тут ответ «нормальный» - «да» или нет? И какая боль имеется ввиду: физическая или психологическая? И какая степень боли? Я вот, например, боль вообще с трудом переношу. И если мой любимый стоматолог сверлит мой зуб без наркоза, мне ни разу не приятно. Или тут речь (тссс!) про секс? Но я еще и не пробовал так! А вдруг мне будет приятно? Впрочем, сомневаюсь, боль есть боль. На грани – да, тайский массаж там, растяжка на тренировке, но острая боль от любимой/любимого, я могу и ударить в ответ непроизвольно.

«Думаю, что я никому не мог бы рассказать о себе всё». Почему бы не рассказать? Ну что такого в моей жизни может быть, чего бы не было с другими людьми в истории? Да всё было. Другое дело, как к этому разные люди отнесутся. Но чтобы - «никому», это слишком. Да я бы любому мог рассказать о себе всё. Думаю, те, кто составлял эту анкету, не представляли себе,  что проблема может быть совсем не в этом, не в том, что ты боишься рассказать о себе всё, а  в том, что никому это «всё» нафиг не нужно, своего «всего» у других хватит на десять жизней, ещё твоё слушать.

Тут я вспомнил роман Алексея Слаповского «Анкета». Там герой хочет пойти работать в милицию. Перед собеседованием ему дают анкету на нескольких листах. И вот, по ходу развития сюжета, герой отвечает на вопросы из этой анкеты, витиеватые, провоцирующие, абсурдные, дебильные, которые, тем не менее, заставляют его задуматься, по другому взглянуть на себя и мир вокруг. Эта милицейская анкета создает каркас романа, перебивает интереснейшие события в жизни персонажей, но и самого зрителя ставит перед кривым зеркалом собственного «я». Тем не менее, в какой-то момент герою начинает казаться, что зеркало-то не искажает, а сам он крив.

Прочитал я роман в начале 98 года, в журнале «Новый мир», тогда брал в республиканской библиотеке все толстые журналы и читал всё подряд. А летом я поступил во ВГИК. А теперь вот заканчиваю. И мне попадается эта анкета. И абсурд литературный стал настоящим, из жизни. Вот оно как бывает.

«Лошадей, которые не тянут, следует бить». Это что за вопросы такие? На скрытый садизм? Или на выявление волевых качеств руководителя? Хотелось написать «Не навязывайте своих принципов другим!»

«Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать». А кому они не приходят? Ну, приходят всякие. Бывают и такие, за которые стыдно. Но это же мысль! Это мозг так работает, он играет, выдает разные варианты, для фантазии, любопытства, научного поиска, наконец. Для мыслей изначальных - нет морали. Сначала подумаешь, а  потом оцениваешь. И даже, если подумал что-то аморальное, нехорошее, это не значит, что ты готов и действовать вслед за своими мыслями и словами. Совесть и разум они ведь и сами себя контролируют, осмысляют, исправляют. Да, есть у меня мысли, за которые и осудить можно, и посадить… только если за мысли можно осуждать и сажать. А насчёт «поделиться»… может не всякий и поделится такими мыслями. Но  только не я. Пишу о себе и хочу быть честным, как же я не поделюсь какой-то мыслью, пусть и ужасающей на чей-то взгляд?

«Временами у меня бывают приступы смеха и плача, с которыми я не могу справиться». Не бывают. В детстве, может и бывали. Но не сейчас. Улыбку или слезу – да, может и не смогу контролировать, но «приступ смеха и плача»? Нет. Вряд ли. Да точно – нет. Вот гнев – вполне возможно, гнев иногда плохо поддаётся мне, еще лень иногда с трудом контролируется.

«Мне кажется, что меня никто не понимает». Да что вы, ничего такого) Все, всегда меня прекрасно понимают, с полус…

«Считаю, что если я попал в беду, то лучше помалкивать». Естественно, если все меня прекрасно понимают с полуслова. Буду молчать, все прибегут и спасут. Сами. Никогда не проси у сильных и так далее.

«Временами в меня вселяется злой дух». Ничёсе вопросик? Ответь, и приедут санитары. А если «временами в меня  вселяется добрый дух», признаете ли вы меня вменяемым?

«У меня бывают очень странные и необычные переживания». Ещё бы, если мне приходится отвечать на такие вопросы! Чем не странное переживание? Вообще, первый раз в жизни кому-то так глубоко не безразличны оказались мои странные и необычные переживания. Познакомьте меня  с автором анкеты, я хочу его обнять. И заточенную отвёртку в бок. Чёрный юмор. Ну, бывают же у меня «нехорошие мысли», видите, рассказываю, вам.

«Чаще всего мне хотелось бы сидеть и мечтать, нежели заниматься чем-либо другим». Хи-хи (приступ неконтролируемого смеха), так я вам и ответил правду. А лошадей, которые не тянут, следует бить?

«Сон у меня прерывистый и беспокойный». Естественно. Кто спит – тот не работает. Кто не работает – не тянет. А лошадей, которые не тянут, бьют! Кажется, я улавливаю логику анкеты.

«Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили». Тогда бы меня точно убили, как ту лошадь, которая не… Ух, интересно, многих ли террористов помогла поймать эта анкета? Была ли вообще от неё польза?

«Я верю, что некоторые люди могут лишь одним прикосновением исцелить болезнь». А ещё  я верю, что глупость иногда передаётся текстами.

«Я хотел бы быть таким же счастливым, какими мне кажутся другие». А вы?

«Временами у меня бывает сильное желание нарушить правила приличия, навредить себе или другим». Нарушить правила – да. Но - навредить?

«По-моему против меня что-то замышляют». Конечно, ведь сон у меня прерывистый и беспокойный…

«Часто я и сам удивляюсь, из-за чего я так злился и ворчал». Уже не удивляюсь.

«Меня ужасно задевает, когда меня ругают и критикуют». Меня эта анкета бесит, и ничего – молчу.

«Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно». С детства не наказывали …

«Иногда безо всякой причины или даже когда дела идут плохо, я чувствую себя радостно-возбуждённым и счастливым». Особенно, отвечая на такие тесты)

«Люди безразличны и равнодушны к тому, что с тобой случится». А что не так? Не так? Какая сука это написала-придумала? Пусть выйдет, пусть покажется на глаза. Мы просто поговорим!

«Никому не доверять – самое безопасное». Господи, да эта анкета была придумана ещё до эпохи интернета, троллей, всеобщего раздрая и  ругани в соцсетях.

«Счастливее всего я бываю, когда бываю один». Тогда, наверное, «нет», теперь, наверное, «да». Видимо, психическое здоровье безнадёжно испорчено)

Но ответил я положительно только на один вопрос из всей анкеты: «Иногда я говорю неправду».

В зал «России» я попал. В справочник «Лучшие выпускники Москвы» тоже. На ярмарке ни одна вакансия меня не устроила. Естественно, ведь - «По-моему против меня что-то замышляют».

После анкеты, захотелось остаться в Москве. Мир, пропитанный таким недоверием к человеку нужно менять. Из этой паранойи и абсурда может вырасти настоящее безумие. «У меня бывают очень странные и необычные переживания». Надо быть на передовой. Если есть люди, которые могут такие анкеты сочинять, обрабатывать, делать из них выводы. Моё место здесь. Только вот, где оно конкретно это «здесь». Увы «чаще всего мне хотелось бы сидеть и мечтать, нежели заниматься чем-либо другим».

© Сергей Решетнев