28. Сказка о добром молодце Максиме

Шиповских Игорь
                Сказка о добром молодце Максиме кой по свету бродил да счастье своё открыл       
                Глава 1
Когда-то давным давно в старые добрые времена по нашей матушке земле ходил, бродил да людей веселил один разудалый парень-хитрец до потешных развлечений молодец. А звали его Максим. Ростом он был невысок, зато строен и статен. А на внешний вид хорош и опрятен. Лицом чист и пригож, чем-то даже на красну девицу похож. Уж больно черты его лица были гармоничны и выглядели очень прилично.

            И глаза-то у него голубые как небеса, и рот-то такой что чудеса, и волосы-то у него русые пшеничные, словно хлеба безграничные. И чуб-то у него кучерявый торчит, волной вьётся и блестит. И вот такой красавец расписной, по сёлам городам ходил, да по долам деревням бродил.

           Забредёт он бывало в какой-нибудь первый попавшийся городок, выйдет на главную ярмарочную площадь, да и давай по ней ходить туда-сюда. Ходит, улыбается, зубы свои белые, ровные на показ выставляет, глазами голубыми зыркает, да так что все девицы на ярмарке, заприметив его, за сердца хватаются да вздохами томными исходят. А он мимо них гоголем ходит и вида не подаёт, что их изумление замечает, и знай себе, дальше улыбается. Это он так забавлялся и над слабодушными девицами смеялся. Походит он так по площади, походит, позавлекает своим разудалым видом девиц, встанет посредь базара да объявит во всеуслышание о своём выступлении.

            – А ну честной народ, собирайся, выходи! Я сейчас представление давать буду! Плясать да песни петь, а вы мне свои монетки дарить, чтобы я мог и дальше бродить да народ веселить! - призывным кличем всех созывает. А красны девицы, которые его уже заприметили, деньгу тут же соберут, в ноги ему покидают и стоят в ладоши хлопают, выступления ждут.

          Ну, тут уж Максим разойдется, да и давай весёлое развлечение устраивать. Прыгает, кувыркается, частушками озорными чертыхается. А люди его со всех сторон обступают, места занимают, смотрят на него, слушают, да со смеху покатываются. А он знай себе, отплясывает да девчатам подмигивает. Ух, они от этого как зайдутся, как зардеются, да всё до последней копеечки ему и выложат. А как же такому развесёлому красавцу за его песни и танцы не раскошелиться. Ни одна девица ещё от его чар расчудесных за просто так не уходила. Ну а Максим отпляшет своё, отпоёт, да и был таков. Юркнет в какой-нибудь из соседних трактирчиков да там и давай свой прибыток подсчитывать. Вот так себе на жизнь и зарабатывал. В общем, малый был не промах и умел из своей красоты выгоду извлечь.

          А как надоест ему тот городок, так он сразу в другой идёт. И там всё опять повторяется. На ярмарку выйдет, форсу на себя напустит, девиц местных в восторг приведёт, и давай деньгу зашибать. Так и бродил хитрец-молодец, особо ничем не занимался, а монету загребал. Ну а почему бы и не ходить, когда городков да посёлков разных, больших и малых, на Руси пруд пруди, конца и края им нет. Вреда своими походами Максим никому не приносил, лишь народ забавлял да смешил. Правда, и пользы от него большой не было, так только суета одна да балаган. Но и этот развесёлый балаган ему иногда так надоедал, что он был готов уже где-нибудь осесть и дом с огородом завести. Однако ему постоянно что-то мешало. Может быть, весёлая беспечность нрава не давала ему закрепиться на одном месте, а может и то, что он с самого своего рождения не имел домашнего очага. Никто не знал, что это было, но только он шёл всегда дальше.

          А надо отметить, что Максим, сколько себя помнил, рос один, сам по себе, как хлипкая тростиночка в поле средь множества жирных колосков. Ни отца, ни матери, он никогда не знал, и кем они были, не ведал. А потому ни в чём их не винил и обиды на них за своё сиротство не держал. Он им и так был благодарен, за свою судьбу вольную, за внешность пригожую, за талант свой скомороший, что веселить людей помогал, да на жизнь зарабатывать давал.

           Хотя помимо его такого главного таланта была у него и ещё одна особенность. Уж больно он был к обучению горазд. Всё что умное, где услышит, увидит, сразу запомнит, запишет, впитывал всё в себя как губка. А потому Максим запросто обучился ещё и многим другим наукам. Хорошо считал, писал, много читал и даже чуток историю древнего мира знал. Что очень-но помогало ему в его развесёлом ремесле. Ну а то, как же, ведь людям это в диковинку было, тогда мало ещё кто слышал про всяких там греков да римлян. Бывало, он, как начнёт изображать какого-нибудь древнего грека или римлянина, так народ на площади от его потешных гримас с ума сходит, хохочет, заливается, и хорошим барышом карман ему заполняет. Так он и ходил, горя не зная да народ забавляя.
                Глава 2    
Но вот как-то однажды Максим и сам того не заметил, как забрёл в дальние края, где таких весельчаков как он, на каждой ярмарке битком набито, а на него уже никто и внимания не обращает. Все его шуточки да прибауточки тут никому не интересны, а представления о древних греках бесполезны. И вроде бы можно было развернуться, бросить всё и дальше пойти, однако Максим, простых путей не искал, и отступать не захотел.

          Вот тогда-то и задумался он, что же ему такого сделать, и как бы ему так всё устроить, чтобы на его выступление народ повалил, да ещё и больше монет прихватил. Думал он, думал, и ведь нашёл выход, и как будто простой, но всё же с хитрецой. Как всегда Максим ничего особенного изобретать не стал, а воспользовался своей красотой и необыкновенным талантом. Выбрав момент, когда на ярмарке людей побольше соберётся он взобрался на самый высокий помост, что в центре стоял и сделал объявление.

          – Эй, народ слушай меня и внимай! Сегодня единственный раз я даю выступленье бесплатно, для простых людей ненакладно! Более того я ещё и сам приплачу, и всех пришедших угощу! Малышам по калачам, а их мамкам хохотушкам выдам каждой по ватрушке! Девицы же получат от меня не пятак, а сладкий в щёчку поцелуй за так! Смотрите, какой я лихой красавец, на любые забавы удалец! Хотите подарок такой получить, спешите скорей ко мне приходить! - шутливо куражась, бравируя своей красотой и статной фигурой, прокричал он, и тут же спустившись с помоста, стал ждать, когда соберётся народ. И надо сказать не напрасно ждал.

          Весть о его дармовом представлении в одно мгновение облетела весь городок. И народ, а особенно юные девицы и девки хозяйские, услышав, что представление будет с калачами и подарками, да ещё и в оконцовке молодой красавчик будет поцелуйчики раздавать, мигом собрались и ровно через час заполонили всю ярмарочную площадь.

            Да уж, народу собралось, что и яблоку упасть негде. Так много Максим не ожидал, а потому калачики с ватрушками, что он заранее закупил тут же ребятишкам и их мамкам раздал, а поцелуи для красных девиц на потом оставил. А уж тех девиц собралось, почитай весь городок пришёл, и ткачихи, и портнихи, и селянки щеголихи, и даже купчихи со своими тётками-няньками пожаловали.

          – Ну что же, делать нечего, сколько бы народу ни было, а выступать-то надо… - обведя взглядом площадь, вздохнул Максим, вышел на середину ярмарки, поклонился и начал петь. Но только теперь уже только не скоморошьи частушки да шутливые прибаутки, а лирические баллады, что он до этого в столице от заезжих иностранных комедиантов арлекин услышал и заучил. А помогла ему в этом его замечательная способность всё с первого раза запоминать. А уж как он запел, какие рулады выводить стал, не то малиновка переливами слух ласкает, не то соловей мелодией заливается. Ходит по кругу, красным девицам в глаза заглядывает, слова им про любовь вечную поёт, да ещё и пританцовывать успевает. Да как танцует-то шельмец, какие коленца выдаёт, какие па отплясывает, такие, что ему теперь никто и в подмётки не годиться.

            А у девиц от его выступления голова кругом идёт, сердце замирает, дыхание учащается, и они уже готовы вот-вот в обморок от томления упасть. Да что там дыхание и замирание, у них у бедняжек даже и разум от такого его пения помутился, и они болезные от чувств аж плачут, руки к нему тянут, притронуться хотят. А он от них ловко отступает, к себе манит и продолжает сладким голосом им душу чаровать. Ох, и хитрец, довёл девиц до такого пыла, что те были готовы всё отдать лишь бы он и дальше им пел да не останавливался. Однако время подошло, и Максим закончил своё выступление.

           – Ну, вот и всё милые мои горожанки и горожане! Песни я вам пел, танцы танцевал, теперь осталось только всем желающим девицам поцелуи раздать! Ну, кто первый, подходи! - запрыгнув на небольшой бочонок, что рядом стоял, воскликнул он. Тут девицы к нему как ринутся, как кинутся, окружили его и каждая давай требовать, чтоб он её первую поцеловал. Ну, Максим медлить не стал, быстренько построил их и давай всех по очереди нацеловывать. Целовнёт в щёчку и тут же провожает.

           – Всё милая, своё получила, отходи, следующая… - посмеиваясь, управляет он девицами. А они перед ним так и проходят одна за другой, а он хитрец с бочонка к ним кланяется да по одной и целует. А кто-то из девиц изловчился да по второму разу попытался пройти, но Максим всех кого уже поцеловал, заприметил и второй раз целовать не стал, память-то отменная. Пальчиком девицам грозит, укоряет.

           – Ух, озорницы жадные, ещё им подавай, а ну-ка домой ступайте,… хватит с вас, дайте и другим награду получить… - пошучивая, покрикивает на них. Так он всех девиц перецеловал, по домам их поразогнал, и уже вроде уходить собрался как тут к нему люди, мужики да бабы что представление его смотрели да слушали, подходят и с просьбой обращаются.

           – Ох, как же ты пел, добрый молодец,… а как танцевал… да мы такого отродясь ни видывали, и во сне нам такое не приснилось бы! Мы твоё выступление готовы хоть каждый день смотреть,… уж так оно нам по душе пришлось! А может, ты нам и завтра его покажешь,… а мы тебе заплатим, сколько ты хочешь… - обступили его горожане, наперебой гомонят и о повторе просят. А надо отметить, что именно такой встречи и добивался Максим, затевая бесплатное представление, да так оно и получилось. Понравилось людям его задушевное пение, и теперь они были готовы любые деньги заплатить, лишь бы он им ещё раз спел. Ох, и хитрец-мудрец оказался Максимка.

           – Ну что же, быть по вашему, уговорили вы меня, завтра устрою вам ещё одно выступление,… но только вы теперь не скупитесь, монетки мне несите, торопитесь… - отвечает он им да улыбается лукаво.

            – Ну что ты мил человек, не поскупимся, не сомневайся, ты только нам спой касатик сладкогласый, а мы тебе для верности уже и задаточек подсобрали, вот, держи… - хором говорят люди да горстку серебряных монеток ему в ладонь суют.

           – Ну, спасибо дорогие,… выручили меня, а то я уже было, совсем поиздержался,… а уж я для вас завтра расстараюсь,… приходите не разочаруетесь! Ну а сейчас мне отдохнуть хочется,… пойду-ка я кусочек пирога проглочу… - взяв у горожан денежку, попрощался с ними Максим да тут же по своему обыкновению отправился в ближайший трактирчик.

           Идет, а сам весь аж светиться, а то, как же, ведь хитрость-то его удалась, и теперь он в этом городке самый желанный гость. А горожанки-поселянки что навстречу ему попадаются, улыбаются, в глаза его заглядывают, смущаются, а он им в ответ приветливо кивает да ресницами моргает. Так и шёл он довольный собой и своей удавшейся задумкой.
                Глава 3
И вот он уже к трактиру подходит, и ароматы вкусных пирогов ему нос щекотят, как вдруг видит он, по другой стороне улицы девица юная величаво ступает. Красоты необыкновенной, статная, стройная, русая коса до пояса, взгляд кареглазый, прямой, чарующий, идёт, вперёд себя смотрит, а его не замечает. Не выдержал Максим такого к себе безразличия.

           – Что за дела, как так, меня не замечать! - возмущённо подумал он, и, забыв про всякие там пироги, кинулся к ней наперерез.

           – А ну постой девица, погоди пригожая! Куда это ты так торопишься, или не видишь, какой раскрасавец-юноша к тебе обращается!? - выскочив пред ней, словно из-под земли, дерзко куражась, воскликнул Максим.

              – Да как же это я не вижу! Конечно, вижу! Скачешь тут, ну чисто пучеглазый кузнечик на лугу! А ещё красавцем себя называешь, какой же ты раскрасавец, задавака и хвастунишка ты, что же тут видеть-то! Или же ты думаешь, что твой смазливый вид позволяет тебе на улице к честной девушке приставать? - уперев руки в боки и сурово насупив брови, тут же напустилась на него девица.

             – Ох, извини меня за наглость такую бровадную, что ты, я даже и не посмел бы приставать к тебе, я просто пошутить хотел! - увидев, насколько рьяно отреагировала на него ёрничество девица, оторопело отпрянул от неё Максим.

            – Ха-ха, да ладно тебе скакать-то, оробел что ли?… да ты не бойся, это я пошутила! Ты шутишь, и я шучу… - внезапно сменив гнев на милость, приветливо улыбнулась девица и уже спокойно молвила.

            – Нечто ты думаешь, я тебя не признала, я ведь сейчас, так же как и все на ярмарке была, и тоже видела твоё выступление! И надо сказать, очень впечатлена твоим пением, всё было просто замечательно, но вот только последняя часть, там, где ты начал воображать-бахвалиться да всех целовать, мне совсем не понравилась, и я ушла.  А теперь увидев тебя, я просто пошутила над тобой, так что не только ты один куражиться можешь… - посмеиваясь над удивлённой гримасой Максима, заметила она.

            – Да уж, шутка твоя получилась, так накинулась на меня, думал, помру со страху! А ты как я погляжу не из робкого десятка, тебя ничем не напугать, вон, как сердито подбоченилась, я аж подумал, ты мне сейчас леща задашь! - обрадовавшись, что ему удалось разговорить девушку, сознался Максим и тоже рассмеялся.

            – Нет, что ты, обижать я тебя не стану, хотя и могла бы! Для меня, заезжих парней от себя отваживать, дело привычное, недаром же они меня боятся! Я ведь как-никак дочка воеводы, и у меня хватит сил надавать тумаков любому ухарю-наглецу! А их, кстати, у нас в последнее время что-то многовато развелось, почти на каждом углу стоят да представления дают! Но я смотрю, ты вроде не такой как они зануда,… на поверку хороший парень оказался,… вон, как задушевно поёшь да славно танцуешь,… и откуда же ты такой явился? - уже как-то по-другому, по-доброму, поглядывая на Максима, спросила девица.

            – А явился я издалека, из самой столицы! И там теперь таких нет, я один такой ходил… - начал было вновь задирать нос Максимка, но вдруг опомнился, осёкся и продолжил уже степенно.

           – Ну, в общем, прибыл я, да и всё тут, чего уж там. А ты знаешь, я ведь много где ходил-бродил, всех городков теперь и не упомнить, а такой красавицы, как ты, нигде и не видывал, смотрю на тебя, и душа радуется! Позволь узнать, а как тебя зовут? меня вот, например Максим! - тепло, улыбнувшись, спросил он.

           – Да узнать-то можно, почему нет, но вот только то, что ты меня не видел, это не правда, я ведь там, на площади напротив тебя стояла! Что же ты меня не приметил? иль глаза прищуриваешь, когда поёшь? - опять подтрунивая над ним, весело переспросила девица.

           – Ты уж прости, не приметил! Но это и не мудрено, ведь я когда там пел, то особо ни на кого и не смотрел, все мои мысли только о пении и были! А вот уже потом, когда я всех целовать начал, то тогда-то девиц и приметил. Но, а тебя среди них не было, иначе бы я точно тебя заметил и запомнил, и уже бы никогда не отстал, уж такая ты необыкновенная! И все же, скажи мне, как твоё имя?… или же это секрет какой? - быстро ответив, вновь поинтересовался Максим.

           – Да от чего же секрет, и вовсе нет, зовут меня Алевтина! - задорно ответила девушка.

           – Надо же, какое интересное имя, а по-простому выходит Аля, Аленька! - тут же отозвался Максим.

           – Ну, для кого-то и Аля, а для тебя Алевтина! Алей меня называют только отец с матерью. Хотя, быть может со временем, когда ты сможешь уверить меня в том, что и ты для меня такой же верный и преданный человек, как и они, вот тогда пожалуй и решим, как тебе меня звать-величать! - сразу дав понять Максиму, что она девушка с норовом, и ему придётся постараться завоевать её расположение, слегка сердясь, но, всё же улыбаясь, заметила Алевтина.

          – Ну что же, я согласен! Предоставь мне такую возможность уверить тебя в своей преданности! Что мне такого для тебя сделать, чтобы ты позволила мне стать для тебя сердешным другом? – всё больше проникаясь к девушке симпатией, лихо спросил Максим.

          – Ох, как ты раздухарился, первый раз меня видишь, а уже и на испытание готов! Да вот только я теперь не готова тебе задачки задавать да загадки загадывать, некогда мне сейчас, тороплюсь я, батюшка меня ждёт, дома дел накопилось, я и так тут с тобой заболталась! Ладно, может, когда ещё свидимся тогда и посудачим! - вдруг заторопившись, воскликнула девица, и чуток оттолкнув его, поспешила дальше.

           – А я завтра опять на площади выступать буду! Ты приходи! Там свидимся и поговорим! – не решившись её преследовать, крикнул ей вслед Максим.

           – Ах, что за девушка, как же она хороша, ради неё можно и на всю жизнь остаться в этом городке… - провожая Алю уже почти влюблённым взглядом, подумал он  и направился в трактирчик.

           Хозяин трактирчика быстро признав в нём того самого юношу, что сегодня на ярмарке наделал столько шума, тут же предложил ему наивкуснейший ужин из нескольких блюд и уютный ночлег в небольшом флигельке при кабачке. Максим с удовольствием принял его приглашение и преисполненный приятными мыслями о завтрашней встрече с Алей уселся за стол. Ну а уже вскоре, он, быстро проглотив все принесённые ему блюда, насытился, сладко зазевал и отправился спать.

           Ночь была спокойной и тихой, точно такой же, как и его безмятежный сон. Он спал, и ему снилась Аля, она была в красивом белом подвенечном платье, и ласково улыбаясь, приглашала его пойти за собой. Максим был счастлив в своём сне, и на утро, пробудившись бодрым и свежим, он воспринял его как счастливое предзнаменование, день для него обещал быть удачным.
                Глава 4 
Быстро поднявшись, размявшись, умывшись и хорошенько позавтракав, Максим, пошёл прогуляться по городку. Он хотел скоротать время, чтоб как можно скорее настал срок представления, на котором он рассчитывал вновь увидеть Алю. А так и вышло, время на прогулке, как он и предполагал, пролетело незаметно. И теперь все его мысли были поглощены только одним, его ближайшим свиданием, а потому он и опомниться не успел, как пришла пора, выходить на арену.

        Вся площадь на ярмарке уже была заполнена народом и словно разворошённый улей кипела от нетерпения. Максим смело шагнул в эту гудящую толпу и, выйдя на середину, тут же без всяких предупреждений запел. Его голос возымел успокаивающие действие. Люди мгновенно замолчали и стали его слушать. Мелодия песни произвела на них завораживающий эффект. На площади никто не смел пошевелиться, все затихли и,  затаив дыхание смотрели на Максима. А он, воспользовавшись этим спокойствием, принялся ходить по кругу, и внимательно всматриваясь в толпу выискивать в ней Алю.

          Он искал её среди сотен людей и сотен лиц, и в этой скученной массе зрителей его интересовало только одно единственное лицо, милое и нежное лицо Аленьки, ставшие ему вдруг таким родным  и близким. Максим уже спел две песни подряд и затянул третью, но всё же, как бы он не всматривался в лица горожанок он так и не мог найти среди них Алю. Он снова и снова проходил по кругу и всё искал и искал её глаза, её улыбку, но всё тщетно.

           Так пролетел час, другой, и он уже успел спеть кучу песен, и обойти всех зрителей, и даже запрыгнув на помост, осмотреть всю площадь, но он так и не смог увидеть желанных глаз Али. Её нигде не было. Но вот подошла пора, и Максим исчерпав весь запас песен, закончил своё выступление. Тревожные мысли жгли ему душу.

         – Наверное, я ошибся, размечтался глупый, понадеялся, что такая девушка подумает обо мне и придёт, не нужен я ей, ведь она птица высокого полёта, как-никак дочь воеводы, а я кто? бродяга нищий, ярмарочный певец… - досадуя, загрустил он. И уже ничто не могло его порадовать, ни рукоплескания зрителей, ни поцелуйчики накинувшихся на него восторженных девиц, ни щедрое вознаграждение, которое собрали для него горожане. Он разочаровано откланялся и тоскливо улыбнувшись, присел на помост.

           А через какой-то десяток минут он и вовсе остался один. Народ на площади, как быстро собрался, так быстро и разошёлся, у всех сразу нашлось множество неотложных дел. И только кучка восхищённых девиц ещё какое-то время толкалась рядом с ним, но вскоре и она растворилась в беспокойной ярмарочной толпе. Максим поднялся, ещё с минуту постоял, огляделся, и устало вздохнув, побрёл обратно в трактир.

          – Какой же я несчастный человек, в кои-то веки пришлась мне по душе девушка, только я её полюбил, а она уже и бросила меня, даже и не пришла порадоваться моему успеху. Эх, судьба моя горькая… - совсем расстроившись, подумал он. И тут ему стало так плохо так одиноко, что он низко опустив голову, пошёл дальше, не разбирая дороги. Так бы и шёл Максим с поникшей головой, так бы и забрёл неведомо куда, да только вдруг на одном из поворотов нечаянно уткнулся во что-то мягкое и уютное. Он поднял глаза, и надо же прямо перед ним стояла Алевтина.

           – Аля, милая, где же ты была? А я тебя так ждал, так хотел тебя встретить! - увидев её, резко выпалил он, и широкая глупая улыбка покрыла всё его лицо.

          – Ага, так вот значит, как ты меня встречаешь! Ни здрасьте тебе, ни как здоровьечко, а сразу же давай говорить только о том, что тебе хотелось! Ай-я-яй! - укорительно усмехнувшись, покачала головой Аля.

           – Ах, ну и недотёпа же я! Разумеется, здравствуй! Извини ты меня, ну совсем я невнимательный, сейчас же и исправлюсь! Ну как ты? как твои дела? как здоровье? куда путь держишь? - чуть замявшись, попав в неловкое положение, однако, продолжая улыбаться, быстро загомонил Максим.

           – Ну, здравствуй! Вот это другое дело, а то налетел, чуть с ног меня не сбил, идёт ничего вокруг себя не видит, да ещё и с упрёками накинулся,… словно муж на гулящую жену! - весело пошутив, откликнулась Аля и трогательно улыбнувшись, продолжила.

          – А не пришла я, потому, что мой батюшка сегодня в поход уезжал, вот я его и провожала. А сейчас домой возвращаюсь, если хочешь, пошли вместе, а заодно по дороге и поговорим о том, о чём вчера не договорили… - предложила она и, видя, как у Максима от её предложения округлились глаза, задорно рассмеялась. Максим тут же забыв обо всех своих грустных мыслях, моментально согласился и, обрадовавшись как мальчишка, подхватил её весёлый смех.

          – Ах, как замечательно! Конечно же, идём! - воскликнул он и дальше они пошли уже вместе, продолжая весело и непринуждённо пошучивать. И всё бы, наверное, так хорошо и продолжалось, и они бы сдружились, и Аля ответила бы ему взаимностью, как он и мечтал, но вдруг на подходе к её дому он опять проявил свои не самые лучшие качества, а именно зазнайство. И вот как всё вышло.

          – Смотри Максимушка, видишь, терем-теремок стоит, это мой дом в коем я живу! А вон и балкончик с ажурными перилами, на который я по утрам выхожу да раннему солнышку радуюсь… - подойдя к резной калитке ограды и указывая на большой красивый палисад приветливо улыбаясь, начала пояснять Аля, но Максим внезапно прервал её.

           – Да уж, дом большой, ничего не скажешь! Да только если я захочу, то себе ещё больше построю! А надо будет, так и башню до небес сооружу! Ты что же думаешь, я не сумею, да я всё смогу! Я вон сегодня, за своё выступление столько денег получил, что другим и за месяц не заработать! А хочешь, я прямо сейчас на все эти деньги тебе дорогих подарков накуплю!? Или хочешь, драгоценных каменьев да золотых украшений понадарю!? - вдруг резко раздухарившись, и, задрав нос выше крыши, важно подскакивая от бравады, хвастливо заголосил он.

           – Ты это что же, купить меня собрался!? Да ты никак с цепи сорвался, опять превратился в задаваку и воображалу! И снова тараторишь только о себе, да о себе, а до других тебе и дела нет! Деньгами бравируешь, золото да каменья мне предлагаешь! А ты обо мне, подумал? Эх ты, а я-то тебе поверила, решила у тебя и душа, и чувства есть, а ты деньгами хвалишься! Да не нужны мне твои подарки дорогие, и денег мне от тебя ни копейки не надо! Я и сама не бедная, и деньгами кого угодно одарить могу! Ничего-то ты не понял, и не знаешь чего девице от друга сердешного надобно, бестолковый ты хвастунишка, и не о чём нам с тобой более говорить! - увидев как вновь разбахвалился Максим, оттолкнув его, воскликнула Аля, и уже было ступила за калитку, как он кинулся за ней и постарался удержать.

           – Да постой же ты, милая, не спеши ты так, уж и не знаю, что на меня нашло, что накатило, чую только, что виновен, дай же мне возможность всё исправить, вернуть твоё доброе расположение! Позволь мне, душа моя, узнать, что для тебя важнее богатства дорогого, и ценнее денег больших,… что мне сделать для тебя, дабы сердце твоё растопить… - ухватившись за последнюю возможность остановить её, взмолился Максим.

          – Да что же ты за юноша такой, коли девушку просишь рассказать тебе о тайнах её сердешных, негоже это! Ты сам должен это узнать, и сам почувствовать, что она от тебя ждет, а ты вопрошаешь! Не могу я тебе на это ничего ответить, да и не хочу! Иди-ка ты ещё походи-поброди по белу свету, подумай-погадай, да узнай что девице дороже денег и золота. А уж как узнаешь всё, да поймёшь, так и приходи, тогда и поговорим! А сейчас не стой тут, ступай, и не гневи меня более, сердита я теперь на тебя! - резко ответила ему Аля, и чтобы он не сомневался во всей серьёзности её настроения, громко хлопнула калиткой и тут же исчезла за дверьми дома. А бедняга Максим так и остался ни с чем. Вот как можно вмиг разрушить добрые и хорошие отношения. Постоял он так ещё с минуту, да чтобы дольше Алю не сердить, быстрей прочь пошёл.
                Глава 5
Идёт Максим, а в голове у него целый ворох самых разных мыслей крутится.

          – Ну, вот какой же я болван, как же я так всё испортил,… начал ей деньги свои предлагать да богатства сулить, а сам и не ведаю, что ей по-настоящему нужно. Ай, я недотёпа, а ещё уму разуму набирался, жизненные тайны постигал, а на поверку-то выходит, что ничего-то я и не знаю, и не ведаю. Ну, где же мне теперь такого человека найти, чтобы он смог меня премудростям жизни научить, да тайну девичьего сердца раскрыть… - думает он, и печалится.

          Так он шёл и шёл, да и до трактирчика дошёл. Заходит он в него, за стол садиться да тут же хозяину штоф с горьким вином и заказывает. А хозяин видит, на Максиме лица нет, понурый он весь, да и спрашивает его, что случилось, мол. А Максим возьми да одним махом всё ему и расскажи. Ну, хозяин человек понимающий оказался, в таких делах кое-что знал, выслушал его и говорит.

        – Это дело сложное, и девиц молодых понимать, что им нужно, дело неблагодарное, и здесь тебе помочь может только один человек, лесной старец-мудрец. Он в этом разбирается, уж он-то знает, какие ценности, и для каких девиц важны. Он опытный колдун, и много всяких тайн и приворотов знает, вот тебе к нему-то и надо идти. А живёт он далеко в дремучем лесу у холодных гор, говорят у него там пещера, сам-то я не был, не видел, но думаю, народ про такое врать не станет. Так что тебе пора в путь собираться, возьми с собой хлеба, воды, да и ступай. А дорожка в тот лес начинается тут неподалёку, за городом, на поляне, да я тебе покажу. Только вот скоро темнеть начнёт, а ты вроде устал, пойдешь ли? сможешь ли? - рассказав о старце, тут же спросил хозяин.

          – Да это ничего, темнота мне не помеха,… пойду хоть во мраке, хоть в свете, а ходить мне не привыкать, подумаешь, сложность какая, давай-ка лучше скорей собираться! - воскликнул Максим и хозяин сейчас же начал его снаряжать. А уже через несколько минут они оба были на пути к поляне. Максим шёл споро, спешит, торопиться, ступает шагами семимильными, словно взлететь хочет, а бедняга хозяин чуть сзади за ним тащиться, едва поспевает.
 
           Но вот пришли они на поляну, трактирщик ему тут же дорожку показал, попрощался, и скорее обратно домой отправился. А Максим рукой махнул ему вслед, да и в лес шагнул. Дорожка сначала ровная, прохожая была, но стоило ему только чуть подальше в лес углубиться, как она тут же в узкую тропинку превратилась. А вскоре и тропинка та исчезла, и осталась лишь тонкая полоска пожухлой травы звериными следами примятая. Ветки да кусты вдруг стали сгущаться, да Максиму в одежду впиваться. За рукава, за шаровары цепляются, держат его, упираются, словно дальше пускать не собираются. Но Максим отступать не привык и настойчиво вперёд шагает и всё про Аленьку зазнобушку, вспоминает.

          – Эх, что-то она теперь поделывает, может так и продолжает сердиться на меня, а может уже успокоилась, да и смеётся теперь надо мной, мол, как ловко от меня избавилась. Жаль коли так, плохо, коли смеётся, пусть уж лучше надо мной другие потешаются, я ведь всё равно народ на ярмарках смешу, уж только бы не она! Ну ничего, я ей докажу что на многое способен, и вернусь разгадав её тайну сердешную какой бы она сложной ни была… - решительно рассуждал Максим, всё дальше и дальше удаляясь от любимой, и чем дальше он от неё уходил тем сильней у него щемило сердце. Уж так его любовь проняла, что он теперь без милой Аленьки, себя и мыслить не мог.

           И вот так размышляя и тоскуя по ней, он шаг за шагом забрался в такую чащу, что и выбраться-то из неё смог бы только дикий зверь, знающий все стёжки да дорожки в лесу. А меж тем день уже совсем к исходу пошёл и начало смеркаться. Остановился Максим, опёрся на могучую сосну, что рядом стояла, огляделся, и вдруг видит впереди в полумраке огоньки какие-то промеж веток да кустов мелькают.

           – Что такое, может, звёздочки с небес спустились? или светлячки разлетались? а может я так устал, что мне всё это кажется, пойди тут разберись, глухомань такая… - подумал Максим, и уже было собрался к огонькам навстречу шагнуть, как они вдруг сами к нему ринулись. Он и опомниться не успел, а огоньки уж к его ногам подскочили да тремя громадными волками оказались.

           – Ах вы, звери хитрые, хищники коварные, подстерегли меня, дождались пока я в чащобу забрёду да утомлюсь, а теперь напасть на меня захотели! Нет уж, погодите у меня, я вам просто так не дамся! - воскликнул он и к сосне плотней прижиматься давай, чтобы волкам к нему подобраться труднее было.

           А волки лютуют, рычат, и ждать не собираются пока он получше пристроиться, оскалились да тут же на него и набросились. Прыгнули хищники высоко, вознамерились прямо в горло ему вцепиться. Да только просчитались серые, Максим ловчее их оказался, и лихо уклонился от нападения. А они-то не ждали от него такой прыти, да вместо его горла своими головами прямёхонько в сосну и врезались. И так сильно об неё ударились, что повалились наземь, словно шишки перезрелые.

           А Максим не растерялся, схватил самого здоровенного волка за хвост да как давай его крутить-вертеть, да им же ещё и других двоих волков колотить. Хлещет их, охаживает, а те и понять ничего не могут, как же так, только что перед ними беззащитный, уязвимый мальчишка стоял, а тут уже добрый молодец их лупит, бьёт почём зря, вот так силач, оказался. Испугались волки такой его внезапной силы и ловкости, хвосты поджали да как сиганут в чащу, только их и видели. И остался лишь один волк, что в руках у Максима был. Высвободил Максим ему хвост, за шкирку взял да в глаза посмотрел.

           – Что волчище, не на того напал! Случалось мне и не через такие тернии проходить, чтобы цели достичь, и вас волков я не побоюсь, не помеха вы мне! - глядя прямо в волчью морду, грозно прикрикнул Максим. А волк от такого сердитого ора весь съёжился, скукожился и словно в маленького щенка превратился. И взгляд-то у него уже не тот, и глаза-то его уже и не горят, а только тускло светятся, и жалостливо он так на Максима смотрит да поскуливает.

          – Эх, животина ты, животина глупая! Напасть-то ты на меня затеялся, задержать-то ты меня вознамерился, а только того ты не знаешь что уж коли влюблённый человек чего задумал, то его уже ничем и не остановить! А ты как я погляжу, сильно испугался, вон, как жалобно смотришь да трясёшься, ну ладно, не бойся, не трону, ведь наверняка тебя волчица с волчатами дома ждёт да печалиться. Эх, мне бы только старца-мудреца найти, он где-то в тут в лесу отшельником живёт, ты-то мне и не надобен, ничего мне от тебя не надо, беги к своим, чего уж там… - пожалев волка, сказал Максим да отпустил серого. Волк на землю встал, отряхнулся, а убегать не торопится. Посмотрел на Максима, носом ему в ладонь ткнулся и головой кивает, на чащобу показывает, словно сказать что-то хочет.

           – Ты это что же, никак меня за собой зовешь, а может, ты знаешь, где старец обитает, да и в благодарность, зато, что я тебя не сгубил, отвести к нему желаешь? - взглянув на волчье метанье, спросил его Максимка. А волк ему в ответ головой кивает да в чащобу так и манит.

           – Ну что же, коли так, тогда давай веди меня!  - воскликнул Максим да за ним устремился. А волк как помчится, как понесется, так что только ветер в ушах засвистел. А Максим бежит за ним по кустам густым, да знай, успевает от веток уворачивается. Час с лихвой бежали, уже и до гор доскакали, а просвета так и не видали. Но вдруг, словно как в сказке лес пред ними расступился, и оказались они на большой опушке, на другом краю которой зияла огромная черная пасть горной пещеры. Выскочили они из чащи на середину полянки, да встали как вкопанные. Волк устало дышит, бока у него поднимаются, в сторону пещеры головой кивает, показывает, мол, вон смотри, здесь старец живёт. Максим потихоньку к пещере подошёл да осторожно вовнутрь заглянул.

           – Есть кто здесь? Я честный молодец, зла не затеваю, людям добра желаю, пришёл совета просить… - крикнул он в пещеру, а из неё тут же свежим ветерком повеяло, и в глубине яркий свет блеснул.

            – Слышу-слышу, чую-чую, что добрый молодец ко мне пожаловал, уж больно голос у тебя чистый, звонкий, без утайки, такой, только у хорошего и честного человека встречается… - вдруг раздался ответ и сейчас же из пещеры на поверхность седовласый старец выходит, весь сухой, сгорбленный и светоч в руке держит.

           – Ну что же, проходи мил человек, расскажи мне, что за совет тебе надобен, что за интерес у тебя ко мне есть, уж поведай, сделай милость… - оглядев Максима с ног до головы, спросил его старец да жестом вовнутрь пригласил. Ну, Максим быстрее в пещеру прошёл да сходу же ему и говорит.

           – Полюбил я девицу красную, готов всё для неё сделать, на любые испытания пойти, на самый тяжкий труд согласен, лишь бы ей угодить! Готов золотом, да каменьями драгоценными её осыпать, богатствами несметными одарить, а она ото всего отказывается и говорит что не этого ей от меня нужно! Я уж и не знаю, что ещё предложить, чем душу девичью усладить! Вот и дай мне совет старче, как мне быть теперь, как поступить? А я уж тебе отработаю за услугу твою добрую… - просит мудреца Максим и на лавку дубовую, что тот ему указал, присаживается. А старец, не спеша огонь в очаге развёл, поставил на него медный котелок с водицей, да и отвечает.

            – Совет-то я тебе дать могу, но только простым он не будет, а потому, чтоб ты до конца его понял и осознал, давай-ка мы погодим немного. Отдохни с дороги, попей моего отвара из горных трав, он тебе чистых помыслов и сил прибавит. Приляг, поспи, бодрости наберись, а с утра мы с тобой на гору пойдём,… там ты мне подсобишь чудесный цветочек отыскать. Вот он-то и поможет тебе секреты да тайны девичьего сердца узнать,… он на многое тебе глаза откроет… - сказал старец, да в котелок щепоть горных трав и кореньев бросил.

           Вода в нём сразу забурлила, заклокотала, и уже через мгновение целебный напиток был готов. Старик разлил его по кружкам, да и угостил им Максима. Не прошло и десяти минут, как Максим испив напитку, зазевал, потянулся, и, пристроившись здесь же на лавке, заснул. Старец накрыл его вязаным пологом, убрал котелок и кружки, занял своё ложе, да и сам задремал. В пещере воцарилось тихое спокойствие и благое умиротворение.
                Глава 6
Так они и проспали всю ночь, а утром, как и наметил старец, они отправились в горы за чудесным цветочком. Да не просто пошли, а так собрались, как старец-мудрец захотел. Достал он из глубины пещеры большой, заплечный, берестяной короб да велел его Максиму на себя надеть, а сам в него забрался.

          – Вот так и пойдем, а то мне старику пешком на гору уже и не взобраться. Ну а ты молодой да сильный, тебе это не в тягость будет. Когда-то давно, в годы своей юности, я в этом коробе камни да разные тяжести носил, а теперь ты меня в нём понесёшь. Эх, такова наша стариковская участь, молодым во всём дорогу уступать, ну а вам, нам почёт оказывать… - лукаво усмехнувшись, заметил старец-мудрец и они, не теряя времени зря, тут же отправились на гору.

           Идёт Максим тропинкой прохожею, взбирается не спеша, с осторожностью, а старец в коробе у него за спиной сидит да дорогу ему указывает. Так они медленно, потихоньку, аккуратно выбирая тропу, и взобрались на самую высоту. Максим пока на гору карабкался, запыхался весь, утомился, да так сильно, что ещё никогда в жизни так не уставал. Снял он с себя короб, наземь его поставил, тут-то старец из него и вылез. Да сразу давай среди каменьев и редких кустов, что на вершине росли, чудесный цветочек искать. А Максим бедняга, еле на ногах стоит, дышит тяжело, вот-вот последних сил лишиться.

            – Да ты приляг болезный, передохни, отдышись, тебе ведь скоро обратно спускаться… - подсказывает ему старец, а сам так и рыщет, цветочек заветный ищет. И вдруг, как закричит, заголосит.

            – Ага, вот он! Нашёл! Смотри-ка, какой красавец! Ну, теперь можно и порадоваться! - зашумел мудрец да скорей к Максиму подходит, и цветочек этот показывает. А цветочек-то малюсенький, крохотный, размером ну прям с зёрнышко.

          – И что же, ради вот такой малости стоило на гору лезть и все эти лишения терпеть! Да на мне места живого нет,… всё ломит, всё болит,… уж и не знаю, как теперь обратно идти… - разочарованно глядя на цветок, досадуя, отвечает ему Максим.

           – Ничего-то ты в этом не смыслишь, ведь порой такой скромный цветочек, может стать дороже всех ценностей на свете! Эх ты, а ещё хочешь тайну сердца девичьего познать, а ведь узнать её так же сложно, как и цветочек этот добыть! Но уж если ты его добыл, то все твои старанья окупятся, и ты с лихвой будешь вознаграждён. Иной раз надо много потрудиться, прежде чем заполучить эдакую крохотную толику чего-то большого и полного, ну, как счастье, например! Ведь всё большое состоит из сотен тысяч маленьких крупиц, вот в этом-то и есть смысл жизненной истины, это-то ты понимаешь?! А коли, нет, так рассмотри-ка ты получше подсолнух, он тебе о многом поведает! Ну да ладно, а теперь пришла пора получить тебе свою долю познанья. Поясню я тебе одну простую истину косаемую девичьих причуд. Хотя все девицы и разные, и у каждой из них свой норов, и к каждой нужен свой подход, но все они, невзирая на это, одинаковы в главном, а именно, в стремлении быть любимыми! Им всем просто жизненно необходимо, чтобы их беззаветно честно и преданно любили, чтоб думали только о них и их заботах! А уж они, с радостью отплатят тебе тем же, и будут думать только о тебе и о твоей любви! И в этом нет ничего удивительного, уж они так устроены, уж они такие эти милые и капризные создания! Вот и твоя любимая, ведь почему она была недовольна тобой, а потому что ты думал только о себе и о том, как бы её золотом да богатствами соблазнить, а про любовь-то ты и слова не сказал! А ей от тебя кроме любви ничего и не надо, ведь она тебе правильно сказала, у неё богатства и без твоих подарков в избытке. Так что возьми-ка ты этот чудесный цветочек, добытый тобой таким непосильным трудом, и отнеси ей да расскажи, как ты её любишь. А уж как окажется этот цветочек у неё в руках так она через него сразу почувствует, как он тебе достался и поймет, как сильно ты её любишь, и уже никогда от тебя не отвернётся,… примет тебя и будет любить вечно! Вот этим-то и расчудесен, этот крохотный цветочек, такая уж у него сила есть… - передав цветок Максиму, заметил мудрец и добавил.

          – Ну, вот и пришла пора тебе возвращаться, и я уверен там тебя уже давно ждёт твоя возлюбленная! И чтобы ты до неё быстрее добрался, дам я тебе провожатого, твоего старого знакомого лохматого… - улыбнулся старец, и громко хлопнул три раза в ладоши. Тут же из-за кустов выпрыгнул вчерашний волк и мигом подскочил к старцу.

          – Вот он-то тебя и проводит, а я уж сам потихоньку домой дойду… - сказал старец, и властно взмахнув рукой, обратился к волку. 

         – Покажи серый хозяин леса нашему гостю дорогу назад, да смотри, веди его с осторожностью, не причиняя вреда… - повелел он ему. Волк в ответ, послушно кивнул головой, тут же подскочил к Максиму, и, увлекая его за собой, устремился в лес. 

          – Спасибо тебе за всё, за науку, за совет мудрый, за приём добрый, за цветок чудесный! - кинувшись за волком, прямо на ходу успел крикнуть старцу Максим. Старец же лишь помахал ему вслед да потихоньку стал собираться в обратный путь.

           А тем временем Максим с волком уже во весь дух неслись по лесу, и ничто не могло их остановить, ни густой кустарник, ни острые камни, ни низкие колючие ветки, и скорее даже наоборот, они теперь, словно чуя что-то, расступались и стелились перед ними, освобождая дорогу. А уже буквально через час, и волк, и Максим, преодолев дремучую чащу с её огромными буреломами оказались на опушке леса, с которой вчера всё и началось.

          – Ну и дела, надо же, на то, что вчера у меня ушло полдня, сегодня я потратил всего-то ничего! Знать недаром говорят, что дорога домой всегда короче! Эх, серый дружище, спасибо тебе за всё! - воскликнул Максим, и, потрепав на прощанье волка за ухом, бегом устремился в городок. Он даже и не заметил, как он устал и как запыхался, уж так он торопился к Аленьке, что ему теперь было не до этого.

           Максим мгновенно пронёсся сначала по одной улице, затем по другой, и вот перед ним уже появился тот знакомый ему большой дом с красивым палисадом и заветным балкончиком. И надо же такому быть, что в тот же самый момент на балкончике оказалась Аленька. Она пристально всматривалась куда-то вдаль, словно ждала кого-то. И вдруг Аля, невзначай взглянув вниз, заметила там бегущего к ней Максима. А он, увидев её, прибавил шагу, и, не останавливаясь ни на миг, одним прыжком перемахнув через ограду палисада, сразу же стал взбираться к ней на балкон.

            – Милая Аленька я всё понял, я всё осознал, я разгадал секрет девичьего сердца! Я теперь точно знаю, что нет ничего на свете дороже любви! Никакие богатства, никакие ценности не сравнятся с ней! - прямо с ходу быстро взбираясь наверх к Аленьке, кричал он. И вот уже последний рывок, последнее усилие, и он на балконе, и он рядом с ней.

           – Прости ты меня милая, за мой дерзкий порыв немедленно быть подле тебя, но только я сейчас же должен вручить тебе этот волшебный цветочек, и он подскажет тебе, что для меня нет ничего важнее тебя и твоей любви! А уж я тебя люблю больше света белого, больше воли вольной, всё мне немило, коли, нет тебя рядом! Одно твоё слово, один твой взгляд, и моя судьба решена, ответь мне, любишь ли ты меня, душа моя? - трепетно передав ей цветочек, страстно спросил он. И ответ не заставил себя долго ждать. 

           – Да что же ты спрашиваешь, глупый, иль не видишь, что я спозаранку на балконе стою, да только тебя одного и выглядываю. Люблю я тебя Максимушка, люблю, и нет для меня ценнее подарка чем твоё признание, более мне уж ничего и не надобно… - бережно взяв в ладошку цветочек, и вмиг ощутив всё то, что чувствует к ней Максим, нежно ответила Аленька.

           Они тут же обнялись и, посмотрев друг другу в глаза, поняли, что отныне они вместе навсегда, на веки вечные, и что теперь никто и никогда не сможет их разлучить. А так оно и вышло, их любовь крепчала с каждым днём, и зажили они, не зная горя и печали, в радости и счастье, чего и вам всем желаю…
                Конец 
Igorshipskih@mail.ru                Автор: Шиповских Игорь.