Арбуз

Игорь Гольцев
-  Завтра  приезжает  Любаша  со  своим  другом.  Он    иностранец.   Решила  показать  ему    русскую  деревню,  быт  и  культуру  глубинки.  А  то  ,  говорит,  Москву  её  парень  вдоль  и  поперёк  изучил.  Любопытный  очень. Буквально  на  три  дня  она  вырвалась  с  работы.   -  Большой  семьёй,  мы  сидели  в  гостиной  нашего   бревенчатого   дома ,  в  далёкой  Новгородской  области.
- Нужно  достойно  встретить!  Откуда  друг? - Отец  листал  газету.
-  Кажется  из  Бельгии.  Последние  годы  Люба  встречалась  с  фламандцем.  Какой-то  учёный,  кибернетик.  Всё  время  к  нему  мотается.
- Интересно!  Мы  с  мамой  бывали  в  Бельгии.  Примерно  представляем  заморские  вкусы.  Приготовлю - ка  я  плов,  удивим  бельгийца. Он  француз  или  всё-таки  фламандец?
- Не  знаю,  она  не  уточняла.  Да и какая  разница.
-  Не  скажи!  Очень  большая.  Кухня  разная,  язык. Но  плов  вряд  ли    пробовал.
Отец  считался  спецом  в  поварском  деле.  Особенно  получался  у  него  плов. Я  был  доволен,  родные  отнеслись  серьёзно  к  нашей  знакомой,  засуетились. Любу  я  давно  не  видел,  работала  круглосуточно,  прерываясь  только  на  дополнительное  обучение.  После  окончания,  с  отличием , Московского  архитектурного  института,  моталась  по  Европам,  общалась,  так  сказать  с  культурой.  Оттуда  ,  похоже,  и  притащила  друга.  Её  всегда  привлекали  образованные,  задумчивые   европейцы.  Волновала  культура  и  породистость.
- У  нас  нормальных  мужиков  нет  !  Лично  меня  никто  не  возбуждает! - говорила  она,  улетая,  в  очередную  "командировку".
Оно  и  понятно:  симпатичная,  стройная  и  образованная,  с  отличным  английским  и  хорошим  французским.  Она  умела  удивлять,  была  легка  и  весела.
Чем  же  мы,  можем  удивить  утончённого  потомка  великой  нации.  Я  загрустил. В  деревне  нашей - концептуальная  разруха. Лица  вокруг,  сильно  специфические,  хмуро-задумчивые. Продавщицы  в  ларьках  напоминают    собак  в  будках,  охраняющих  свои  кости.  Природа?  Да,  конечно,  что-то  есть.  Но  Бельгия,  ухоженная,  вылизанная,  нисколечко  не  хуже.  Баня?  Самогон?  Плюх  в  речку  после  бани?  Возможно.  Какую  цель  я  преследую?  Развлечь  или  заинтересовать?  Скорее  заинтриговать.  Не  ударить  в  грязь  лицом.  Охота?  Неплохо!  Все  аристократы  любят  охоту.  Итак:  баня,  самогон,  охота.  Отдельный  домик  с  сеновалом.  Плов  с  квасом.  Квас  домашний,  самодельный.  Хэнд   мейд,  кажется  по  ихнему,  по  заморскому.  Такого  гость  наш  ещё  не  пробовал.  С  утра - купание  голышом в  тумане  в  ледяной  речке.  Потом - поездка  в  Великий  Новгород.  К  мощам. Отлично!
Отец  выслушал  доводы,  вставил  ценные  замечания,  но  в  целом  план  одобрил.  - В  грязь  лицом  не  ударим!
Не  спалось,  прокручивал  различные  диалоги,  сценарии  поведения.  На  первом  этаже  шуршала  мама - примеряла  наряды. Дети  листали  под  одеялом  книжку  про  Бельгию.  Семья  готовилась  к  приезду  заморского  гостя.  Я  вдумчиво  листал  словарик,  заложил  смешные  фразы. Поворочался  и  крепко  заснул. 
Снилось  мне  Фландрия,  мы  с  отцом  на  охоте,  разговариваем    по-французки,  пьём  коньяк.  Солнце,  просторы,  Бельгия,  где  я  ,  правда, ещё  не  бывал.
Утро  прошло  в  хлопотах.  Все  суетились.  Мама  модно  приоделась.  Отец  возился  с  казаном.  Плов  решили  делать  на  костре,  по  взрослому.  Детки  скакали  от  радости: - Гости  едут!  Ура!
 - Написал  Любаше: - Как  зовут  друга?  Откуда  он? - Секретик,  мы  уже  подъезжаем! 
-
Серая  "десятка"  лихо  затормозила  у  ворот.  Мама,  нарядная,  вышла  с  букетиком.  Мило.  Вот  и  гости.  Присматриваюсь. Эх,  за  спиной  Любаши, прокаченной  ежедневными  тренировками , ничего  не  видать. Что-то  полосатое  в  руках  у  бельгийца.  Арбуз!  Здорово!  Очень  кстати!
Девочки  встав  пораньше,  сбегали  на  берег  реки,  набрали  полевых  цветов.  Встречающие  выстроились,  как  на  параде :   мама в белом  наряде  с  розами,  дочки  с  ромашками,  отец  в  деревенском  пиджаке,  и  я,   с  фотоаппаратом.  Встреча  Гагарина!
Любаша,  светилась  от  счастья.  Подбежала,  расцеловались. Бельгиец  был  смугл  и  низкоросл. На  ногах  его пылились  заюзанные  синие  шлёпки,  в  руках  он  держал  огромный  спелый  арбуз.
-  Уткир! - Загорелый  мужик  протянул  волосатую  руку.  Как  то  я не  так  представлял  себе  фламандца. Может  всё-таки  француз,  много  там  понаехало  разных  в  последние  годы.
Отец  протёр  очки,  присматривался. Маман  опустила  букетик. Только  малышки  дочки  подбежали  к  гостям  с  ромашками. - Welcome!
- You  from? - тщательно  выговаривая  слова,  спросил  я  осторожно.
- Не,  не  Наримон,  Уткир!  Фергана   аула   рядом.  Вот  арбуза  принёс,  сам  бирал! - Фламандец  улыбнулся  во  весь  свой  золотой  рот.
-Ага!  Парень  аж  из-под  Ферганы. Солнечный  Узбекистан! Далеко  до  Бельгии  добирался.
Я  посмотрел  на  Любашу.  Она  стояла  счастливая  и  была  конкретно  поджинивши.
- Пойду-ка  я  плов  помешаю. - Отец    ретировался.  И  мама  куда то  исчезла.
Зависло  неловкое  молчание.  По-узбекски  я  говорил  неплохо.  В  армии  научился.  Но  мой  лексикон  был  пока  не  к  месту.  Ни  одного  приличного  слова  я  вспомнить  не  смог.
Но  тут  всё  разрешилась.  Люба  взяла  иностранца  за  руку,  и  весело  спросила. - Куда  вы  нас  поселите?  Мы  так  устали  с  дороги! - Я  вспомнил,  единственные  наши  белоснежные  простыни,  пожертвованные  мамой  ради  братства  народов  и  поморщился.  - В  баню,  на  2  этаж.
-
- Это  кто? - Батя  вертел  ложкой  в  казане.
- Похоже  наш  бельгиец  трансформировался  в  узбека.  Я  думаю  это  учёный  из  Ферганы.  Точно!  Как  я  сразу  не  догадался. Там  же  университет!
Отец  недоверчиво  посмотрел  на  меня.
 - Па,  ты  же  был  в  Фергане,  спроси  его  что-нибудь  ,  про  Узбекистан.
Регламент,  в  связи  с  вновь  открывшимися  обстоятельствами,  решили  не  менять.  Всё  равно  праздник!  Бельгиец,  француз  или  узбек,  какая  разница.  Надо  гулять,  раз  запланировано!  Правда,  самогон  решили  не  предлагать,  дабы  не  обидеть.  Расселись.  Уткир  сразу  подтянул  себе  рюмку.  - Сейчас  можна!
Отец  кашлянул:  - Вы  наверное  изучаете  археологию  при  Ферганском  университете?  У  меня  друг  там  преподаёт,  армейский.  Махкамов.  Может  слышали? - Я  уважительно  посмотрел  на  отца. - Не  подвёл,  мощно  зашёл.
- Фергана  нет, я  близко-близко   Фергана. Аул. Овец  пасти.
Мы  переглянулись. Влюблённая  Любаша  перевела: - Он  родился  недалеко  от  Ферганы,  в  рабочем  посёлке.  До  перевода  в  Москву  пас  овец. - Она  погладила  Уткира  по  смуглой   коленке.
Я  решил  зайти  с  другой  стороны,  более  международно  понятной: - А  что  Вы  умеете  делать?
- Ну,  плов  могу, барашка  резать,  арбуз  ещё  могу  выбирать.  Всё  могу.  -  Он  опять  золотно  улыбнулся.
-На  сегодня  расспросов  достаточно,  не  видите,  устали  молодые  с  дороги.  - Мама  вежливо  вклинилась. - Завтра  поболтаете.
-
Регламент  есть  регламент.  Вечером  пошли  в  баню.  Париться.  К  моему  удивлению  это  была  первая  русская  баня  улыбчивого  узбека.  Самогон  пьёт,  а  в  баню  не  ходил.  Однако!  Пришлось  обьяснять. - "Туда  не  ходи,  сюда  ходи!"  - Законы  гостеприимства  обязывают. 
Протапил  я  знатно.  Узбеку  сразу  стало  жарко.  Странно,  живут,  как  в  сауне,  а  тут  подкинул  пару  ковшиков,  а  он  взял,  да  и  свалился  с  полки.   Я  облился  холодной  водой  из  ведра.  Объяснил   гостю  - для  контрасту!  Только  отвернулся,  Уткир  схватил   ведро  и  жахнул  на  себя.  Резкий  вопль  порвал  ночную  деревню.
Вёдра  с  водой  стояли  вперемешку. Одни  с  ледяной,  другие - с  кипятком. Ну,  не  сказал,  не  подумал  даже  пояснить.  Взрослый  же  уже.
Напарились,  варёный  узбек  ушёл  спать.  Сели  с  Любой  чай  пить.  Кружил,  кружил  вокруг  темы,  боялся  обидеть,  душевную  травму  нанести  девушке.  Но  всё  равно  с  языка  сорвалось.
- Любаша,  а  где  вы  познакомились?
- Уткир  у  меня  на  стройке  прорабом  работает.  Золотые  руки.
 - И  зубы.- Подумал  я,  вспоминая  лучезарную  улыбку.
- А  жена?  Жена  у  него  есть? Им  четыре  можно  иметь. Если  средства  позволяют.
- Есть  какая-то,  на  родине  осталась,  в  ауле.  Страшная  говорит,  и  старая.  Детей,  кажется,  только   двое.  Но  он  её  не  любит,  сам  мне  сказал.  Только  деньги  посылает.
-  А  как  же  твой  Кристиан?  Из  Бельгии.
-  А  никак,  мужиков  и  там  не  осталось.  Не  мог  меня  просто  взять.  Нельзя  у  них  девушек  трогать.  Стихи  читать  можно,  трогать - только  по  обоюдному  согласию  и  с  подписью,  наверное,  ещё.  Я  ему  намекала,  а  он  мне  про  чувства  рассказывает,  и  про  маму  свою.
 А  Уткирушка  домой  ко  мне  пришёл,  раковину  чинить.  Мама  в  магазин  как  раз  ушла,  за  хлебом,  а  он  меня  сразу  и  взял.  "Карасивая"  говорит.  А  мне  уже  40  лет  скора.  Ребёнка  хочу.  Вот  такая  ЛЮБОВ.
Ночью,  засыпая,  я  решил  завтра  отступить  от  регламента.  Показ  мощей  в  Софии  Новгородской,  придётся  пропустить.

ПОСЛЕСЛОВИЕ...
Эта  реальная  история  произошла  со  мной  летом  2005  года.  После  поездки  в  нашу  деревню,  Уткир  переехал  к  Любаше,  она  родила  от  него  сына.  Через  полгода  он  ушёл  со  стройки,  и  заработанные  девушкой  деньги,  отправлял  тайком  на  родину .  Потом  он  исчез.  Навсегда.  После  отъезда,  Любина  мама,  обнаружила  пропажу  семейных  драгоценностей  из  квартиры.  На  память  о  страстной  любви,  остался  сын  Ванечка,  тёмненький  и  с  раскосыми  глазками.  Вот  такая  ЛЮБОВ.   

22  июня  2018  год                Клязьма - старбеево