Духовность

Людмила Возняк
«И неудивительно, духовность оценить трудновато. Чёрт знает, что это такое» N.



Говорим: духовность… духовность… А что при этом имеется в виду? Требуем: «надо быть духовными» - это какими такими?  Перечисляем: духовная жизнь, духовное понимание, духовный мир, духовные знания… Это о чём?

Впору вспомнить сказку Х.К. Андерсена «Новое платье короля».

Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги тратил на них. В город, в котором правил король, что ни день приезжали чужестранные гости, и как-то раз заехали двое обманщиков. Они назвались ткачами и заявили, что могут выткать замечательную ткань, лучше которой и помыслить нельзя. И расцветкой-то она необыкновенно хороша, и узором, да и к тому же платье, сшитое из этой ткани, обладает чудесным свойством становиться невидимым для всякого человека, который не на своем месте сидит или непроходимо глуп.

Короля очень обрадовала данное предложение. Наконец, он всё про всех у себя в королевстве узнает, а в себе то он не сомневался. И вот лжеткачи взялись за работу.  Установили станки, которые были настоящие, а ткань, которую они, якобы, ткали  была невидима для… глупцов.  Король посылал к мошенникам двух министров, чтобы те оценили чудо-ткань. Министры, чтобы не оказаться  в числе глупцов, очень расхваливали ткань, её фактуру, узор, нитки. Король не выдержал, и лично захотел убедиться в услышанном. С целой толпой избранных придворных он вошел  к двум хитрым обманщикам. Они ткали изо всех сил, хотя на станках не было ни  лоскутка, ни нитки.

- Великолепно! Не правда ли? - сказали оба бравых министра. - Соизволите видеть, ваше величество, какой узор, какие краски!

И они указали на пустой станок, так как думали, что другие-то уж непременно увидят ткань.

«Что такое? - подумал король. - Я ничего не вижу! Это ужасно. Не уж-то я глуп? Или не гожусь в короли? Хуже не придумаешь!»

- О, это очень красиво! - сказал король. - Даю свое высочайшее одобрение!

Он довольно кивал и рассматривал пустые станки, не желая признаться, что ничего не видит. И вся его свита глядела, глядела и тоже видела не больше всех прочих, но говорила вслед за королем: «О, это очень красиво!» - и советовала ему сшить из новой великолепной ткани наряд к предстоящему торжественному шествию. Король пожаловал каждому из обманщиков рыцарский крест в петлицу и удостоил их звания придворных ткачей, и также щедро одарил  золотыми монетами.

Всю ночь накануне торжества просидели обманщики за шитьем и сожгли больше дюжины свечей. Всем видно было, что они очень торопятся управиться в срок с новым нарядом короля. Они делали вид, будто снимают ткань со станков, они резали воздух большими ножницами, они шили иглой без нитки и, наконец, сказали:

- Ну вот, наряд и готов!

Король вошел к ним со своими  придворными, и обманщики, высоко поднимая руку, как будто держали в ней что-то, говорили:

- Вот панталоны! Вот камзол! Вот мантия! - И так далее. - Все легкое, как паутинка! Впору подумать, будто на теле и нет ничего, но в этом-то и вся хитрость!

- Да, да! - говорили придворные, хотя они ровно ничего не видели, потому что и видеть-то было нечего.

А мы что видим, или что слышим, когда рассуждаем о духовности? Но чтобы не оказаться  среди тех, кто не в теме, не можем признать, что ничего не видим и не слышим. Да и нечего: «вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира»(Иоан.8:23). Духовность находится за пределами нами известного, и попытки сравнения, образы, иллюстрации духовности предметами или явлениями из известного мира весьма приблизительны.
 
«Царство Моё не от мира сего» (Иоан.18:36). Если мы сей известный(более или менее) мир, который видим и слышим, не понимаем, то как можем понимать то, что не видим, не слышим, и не осязаем? Но духовность способна созерцать и рассуждать о том, что находится за пределами материальных органов чувств:

«Дух всё проникает»(1Кор.2:10).

- А теперь, ваше королевское величество, соблаговолите снять ваше платье! - сказали обманщики. - Мы оденем вас в новое, вот тут, перед большим зеркалом!

Король разделся, и обманщики сделали вид, будто надевают на него одну часть новой одежды за другой.

- Ах, как идет! Ах, как дивно сидит! - в голос говорили придворные. - Какой узор, какие краски! Слов нет, роскошное платье!

- Балдахин ждет, ваше величество! - доложил обер-церемониймейстер. - Его понесут над вами в процессии.

- Я готов, - сказал король. - Хорошо ли сидит платье?

И он еще раз повернулся перед зеркалом, ведь надо было показать, что он внимательно рассматривает наряд.

Камергеры, которым полагалось нести шлейф, пошарили руками по полу и притворились, будто приподнимают шлейф, а затем пошли с вытянутыми руками - они не смели и виду подать, что нести-то нечего.

Так и пошел король во главе процессии под роскошным балдахином, и все люди на улице и в окнах говорили:

- Ах, новый наряд короля бесподобен! А шлейф-то какой красивый! А камзол-то как чудно сидит!

А мы-то как, порой, говорим: «этот человек духовный», «ты чего такой не духовный?», «духовности нынче нет», и пр.пр., пытаясь выдать свои иллюзии за что-то существенное.

Ни один человек в королевстве  не хотел признаться, что он ничего не видит, ведь это означало бы, что он либо глуп, либо сидит не на своем месте.

- Да ведь он голый! - сказал вдруг какой-то ребенок.

- Господи боже, послушайте-ка, что говорит невинный младенец! - сказал его отец.

И все стали шепотом передавать друг другу слова ребенка.

- Он голый! Вот ребенок говорит, что он голый!

- Он голый! – закричал, наконец, весь народ.

Конечно,  «король» может быть не совсем голым. Говорят, что духовности присущи сверхъестественные, сакральные знания о духовном устройстве  мироздания и человека, которые получены не посредством  рассуждения, представления и умозаключения, как это происходит на  рациональном и на  душевном уровнях, а  посредством прямого духовного восприятия (видения). И духовность рада делится этими знаниями с…

« я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе»(1Кор.3:1).

Духовность может быть проявлена через сверхъестественные способности:  пророчество, целительство, чудотворение,  различение  духов и т.д., но не обязательно.

И всё же духовность скорее будет восприниматься неадекватно,  так как она превосходит всё, что есть в этом мире, и не похожа на этот мир:

«не бес ли в Тебе?»(Иоан.7:20).

 И вероятнее всего, может быть замечена, и понята только другой  духовностью:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»(1Кор.2:14,15).

Младенцы  же бывают разные. Одни могут разоблачить голого, но претендующего на одетость(духовность), короля,  другие Короля(причину духовности) не замечают:

«нет у нас царя кроме кесаря»(Иоан.19:15).


«И неудивительно, духовность оценить трудновато. Чёрт знает, что это такое» N.






Фото из интернета: иллюстрация к сказке «Новое платье короля», Х.К. Андерсен