И это всё о нём Что знают о нас другие люди

Грёзы Белого Лебедя
— На что мне безумцы? — сказала Алиса.
— Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своём уме — и ты, и я.
— Откуда вы знаете, что я не в своём уме? — спросила Алиса.
— Конечно, не в своём, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?

Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес"

Каждый судит по себе или в меру своей распущенности. Знакомые слова и легко применимые к любой ситуации: хотим мы того или нет, но всегда говорим о себе. То, что для нас приемлемо и возможно, в других людях преломляется через призму нашего Я. Так и порождается внутреннее хорошо-плохо, суждения о глупости, уме, красоте, хозяйственности, наглости как втором счастье. И если один человек услышав, что он нагл посчитает это оскорблением, то другой воспримет это как комплимент. И ценность других людей он будет соизмерять посредством наличия и развитости этого своего свойства в их поведении.

Самое интересное, что и мнение обо всех у нас всегда имеется. Посмотрели на человека один раз, а то и не на человека, всего лишь на его фото  и раз - получите-распишитесь. Он такой-то и такой-то и сякой-пересякой-то. Хотя по сути, что мы можем знать о человеке, если из информации о нём у нас всего-то внешний вид, мимика, жесты. Ну пол мы определим, с возрастом посложнее, опрятность, наличие запаха. А дальше? Кажется пора остановиться и познакомится с человеком поближе, но нет... ведь где-то уже веет это в воздухе: "Я хорошо разбираюсь в людях". Ну или так: "Поверьте моему опыту... я уже столько людей перевидал на своём веку". И начинается шаблонная накрутка характеристик на совершеннейшую терра инкогнита: "Она вульгарна", "У неё некрасивое лицо", "Он очень надменный". Правда, при этом выясняется, что человек, обвинивший в вульгарности, лишён интимной стороны жизни, человек, посетовавший на некрасивое лицо, отнюдь не уверен в красе своего лица, а человек, указывающий на надменность, сам обладатель очень хромой заниженной самооценки.  Ведь на что мы в первую очередь всегда обращаем внимание - именно на то, что для нас самих давно больная истерзанная мозоль. Поэтому уж простите за банальность, но в языке уже тоже давно всё сказано: разбираться в людях - это разбирать СЕБЯ в этих самых людях. Ничего мы о других не знаем, особенно, о тех, кто в нашей жизни недавно, а то и просто Интернет-страница с фотами прекрасной Жар-птицы, за которыми вполне может оказаться петух Гамбургский, уже давно сваренный в супе.

Как там у великих? Здравствуй, племя, младое, незнакомое... Но увы и ах со знакомыми ничуть нелегче, а то и вовсе сложнее. Ты говоришь что-то одно, но слышат что-то почему-то совершенно другое, совсем не то даже, что ты говоришь. Да и ещё с каким-то агрессивным подтекстом: всё людям кажется, что ты нападаешь на них со своими воззрениями, недовольным лицом, старческой ухмылкой, распутными жестами, родительской навязывающей позицией. Остаётся только удивляться, как такой набор свойств уместился в одном дружелюбном улыбчивом человеке с мягкими чертами характера, застенчивом до покраснения. А всё очень просто... солнечный остров... мы не есть то, что о нас говорят другие, люди мы не совокупность их оценок, не то, что попало им на язык, мы - это наше внутреннее мироощущение. Конечно, и наше мнение о себе может быть ошибочным. Но это уже скорее вопрос к нам? А не к тому, что там увидели другие люди или сказали, а то и прокричали. И разнородность характеристик очень легко на это указывает, были бы эти высказывания одинаковыми - совсем другой цимус, стоило бы поискать в этом мнении большинства рациональность оценки. Однако же и тут не факт, что не наткнётесь на зависть, поэтому, прежде всего, стоит прислушиваться к своему внутреннему Я, то бишь сердцу, которому не хочется покоя, к волнению личного комплекса неполноты, отличая его от деструктивного чувства вины и ложной скромности гордыни.

Это всё о других, а что лично с нами? Умеем ли мы слушать или сами всё так же усердно оцениваем себя через других, движимые чувствам личного превосходства. "У неё некрасивое лицо, однако же я красавица, а, может, и нет, но раз у неё некрасивое, то вот у меня-то точно тогда красивое. Пойду спрошу у близких, они подтвердят мою красоту"... ну да... сама-то я в зеркало не смотрю и себя не вижу. И вообще мне на самом деле ума не очень-то много хватает, раз я циклюсь на красоте чьей-то. Конечно, конечно, быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей, но только своей красе, своих ногтей, а не о том, что чьё-то там лицо некрасивое. И это лишь краса, а что если глубже капнуть - поговорить о взглядах на жизнь. "Я этого не говорил" - Говорил, говорил, ты именно это и хотел сказать. Мы с уверенностью знаем за других людей, что они имели в виду и что думали. Наверное, поэтому мы так часто в беседе перебиваем друг друга.

И что же это получается - жизненный опыт подарил нам знание о другом человеке, который на самом деле совсем не такой и говорил о другом? Почему так произошло, что в поиске своей правоты, превосходства своего Я, мы отчаянно не слышим друг друга, более того, не чувствуем?  А, может, просто мы его не туда применяем этот наш жизненный опыт: никак не может отделить своё Я от Я другого человека, понимания его инаковости. Мы переносим свои знания в область проекции - ожиданий в поведении другого личных свойств -  и общаемся с тенями личности, а не кем-то настоящим, отдельным от нас. И неужели нам не вырваться из этого круга понимания исключительно самих себя?

Но мне хочется верить, что понимание всё же возможно. Именно не знание другого, когда всё, что мы думаем и говорим о нём, это есть наши слова и мысли о себе, а понимание, когда мы слышим, хотя бы пытаемся услышать другого человека, посочувствовать, не осудить, не унизить, не воспитывать, а проявить принятие иной позиции, никак не связанной с нами. Иными словами, абстрагироваться от своего я и дать другому человеку свободу самовыражения, независимую от нашей системы ценностей. Ведь что не нравится одному, вполне может приводить в восторг другого. Посчитав, что мы ничего не знаем окончательно о других людях, мы признаём в них существование бесконечности, живой души... А если так, то, может, мы уже перестанем разбиратьСЯ в людях, понимая их за две секунды, как два пальца об асфальт, и начнём хотя бы чуть-чуть слушать и слышать друг друга, точнее, любить?! Может быть, для разграничения этих двух форм отношения к другим нам жизненный опыт и дан?! Чтобы рядом с Я появилось не менее значимое реальное Ты?!