Охотничьи байки

Николай Стаханов
Охотничьи байки.

Вообще говоря, охотничьих рассказов и баек очень много.  Если б их собрать в одну серию, то они наверно смогли б  конкурировать даже с детективами самого разного качества и покроя.  С «Ментами» , например.
     Но большинство из них пересказываются из уст в уста в определён-ном кругу, и на определённом этапе. За их  полную достоверность ручаться никак нельзя.  Поэтому перескажу только несколько тех,  в которых непосредственно  участвовал сам.  Но, понятно,  что через призму моего восприятия.
     В достаточно большой доле рассказанных баек,   центровой фигурой является – «случайность».

     Вот одна из них. Приехали мы на весеннюю охоту на гуся, ну и как полагается, разбили лагерь, установили палатку, накрыли поляну.  Посидели. Потом кто-то поохотился, кто-то поспал.  Мы с  Володей Ивановым скрадок соорудили, потом поспали. 
     Дело к вечеру, спать уже вроде бы как и не с руки.  Ночью гусь летит не очень густо, редко.  Хотя ночь понятие условное, темноты нет, солнце за горизонт практически не уходит, касается горизонта и снова в горку.  Если ещё и не совсем полноценный полярный день,  то уж полярный рассвет – так  это уж точно.
     - А пойдём в скрадок?
     - А почему нет? - Сказано сделано. Пузырёк с собой. Стопку забыли.
В скрадке зажгли паяльную лампу, какое никакое тепло, хотя и крыши в скрадке не предусмотрено.
     Иванов выпил с горлышка, и не привередничая закусил  «траки».  Закуска «траки» - это когда едешь на вездеходе, водка ещё есть, а закуска кончилась, ну или за ней надо лезть в солон, под лавку. Если лень, открываешь дверку кабины, притормаживаешь вездеход и берёшь кусочек снега с трака гусеницы. Чистый – можно не сомневаться. Потому и закуска называется «траки».
     Я же решил попривередничать, - Какие траки? Когда рядом со скрадком целая лужа хрустальной прозрачности талой воды. Отхлебнул и вступил в лужу.  А глубина неожиданно оказалась приличной, и я полузавалился  в лужу.  В руке бутылка, и утопить её никак нельзя. Отступить назад за счёт крена то же не получается.
     Кричу Иванову: - Вытаскивай меня!
     А он там, под шум пояльной лампы:
      - Ага, ладно, давай! - Типа я ему докладываю что водичка класс.  Докричался всё же, вытащил он меня,  но одну ногу вместе с «вам по пояс будет» подмочил. Не велика беда. Разделся до «треников», паяльная лампа в мою сторону, сижу обсушиваюсь, парю – в смысле пар идёт, под стопарик и обычный трандёжь.
     И вдруг – Га – га …    Гусь одиночка, но о-о-чень высоко.  Ружьё то рядом но не встаь в рост ….   Ставлю ружьё на колено и по кавбойски не гля-дя.. ба-а-х. Володя тоже ружьё в руки …..
     - Да, брось, Володь, высоковато, не стоит. 
     - Конечно не стоит!  Потому что вон он уже упал, совсем мёртвый лежит. Я подумал что шутит, ан нет,  действительно попал. Бы-в-а-а-ет!

     Про гору Наглёйнын я уже рассказывал. И когда к слову, в кругу бывалых охотников я говорю, мол как то с шести патронов завалил 8 зайцев, на меня смотрят с большим сомнением. Типа, похвастаться, конечно, не грех, но меру то знать надо. Другой раз пока доберёш и на одного восемь уйдёт!
Потом, правда, кто то выложил в интернете как зайцы идут толпой, по-смотрели – поверили.
 – Конечно, здесь и с двух можно 8 положить!

     В один год мы работали на льду в Чаунской губе. Лагерь стоял не далеко от берега. В работу втянулись, всё накатано. Время после галсов  оставалось прилично и мы время от времени выезжали на береговые обрывчики погонять зайцев.  Схема простая: один с упреждением вперёд, идёт  сверху, один внизу, один, который побыстрее на ногу,  не спеша прочёсывает обрывчики с начала, вверх – вниз. Если что-то было, брали.
     Один раз приехали отработали по схеме – пусто.  Потом обратили внимание: один волчий след верхом, второй низом, И один по обрывчикам вверх – вниз.
     Почему то в русских сказках волк всегда глуповатый простачёк. А между тем более умного, хитрого и осторожного зверя я не знаю. Лисица по сравнению с ним глупый щенок: и на случайный выстрел может угодить, и с вездеходом рядом может оказаться, и любопытство излишнее.  За 22 года на Чукотке волка видел только однажды, мельком. Дорога (условно, так - пару наших следов по одному месту) проходила по льду вдоль не очень высокого берегового обрывчика.  Морозец, солнышко, катим.  Вдруг впереди, на пару секунд, со льда и на обрыв метнулся зверь. Я даже толком и рассмотреть то не успел: олень что ли? Ружьё наготове,  в руки и наверх.  Над обрывом тундра обозримая на несколько километров, тем более что зима.  Выбежать на обрыв у меня заняло секунд 15-20, ну максимум полминуты.  Нигде и нечего я не увидел. Тундра как на ладони, и девственная белизна, и ничего больше.  Посмотрел след – волк. Ладно, это я отвлёкся.
     Выезды складывались по разному : иногда с добычей – один, два. Иногда впустую – стрельнули раз другой и ладно, иногда вообще - полный «ноль».
Но однажды, так получилось: раз выехали – я одного и больше никто,  второй – я одного и больше ни кто, третий – я двух, все присутствовали. Народ справедливо возмутился: - Всё, Стаханов, в следующий раз ты с нами не едешь!
С работами подвинулись в район местечка Раквозан.  Следов много, место заячье. Народ собрался.
     - А  я?  Мужики, я просто поприсутствую, от вездехода не отойду, стреляйте там сколько хотите.- Но некоторые всё же  засомневались:
     - Не фига, сиди в балке. - но в основном всё же согласились.
Подъехали. Не доезжая «злачного» места с километр – встали. Мужики пошли, а мы с Духом остались при вездеходе. Погода хорошая, солнышко. Сидим двери открыты, курим.  Мужики похоже дошли: выстрел, второй, третий.  Через паузу ещё два.  Потом ещё. Как тут усидишь? Пойду хоть на обрывчик поднимусь, посмотрю.  Вышел, сел сижу слушаю.  И два прямо на меня. В лоб. Снял обеих.  Сижу.  От мужиков ещё два дуплета. И ещё один на меня выскакивает. Забрал всех трёх и забросил в вездеход, в салон. Сидим курим.
     Минут через сорок возвращаются мужики. Одного ранили, но не добрали. Двух мазанули. Двое далековато были. В общем,  постреляли, побегали. Пар валит ото всех.
     - Ну а ты? Вроде стрелял?
     - Да, трёх штук взял.
     - ???!!.
     - Врёшь и не краснеешь?
     - Сам посмотри, вон в салоне лежат.
     - Стебается! – но посмотреть посмотрели.
     - Блин! Говорил вам, надо было Андрейча в балке оставлять!
     - Да, я вообще никуда не ходил, Они сами прибежали!
     Ну да поворчали поначалу. А дичь жаренная обиду спишет.Наверно есть какие то хорошие рецепты приготовления зайчатины. Но мы готовили так: порционно отвариваешь до готовности, потом на сковороду с жиром и лучком, до золотистой корочки
Да, но про это лучше не надо под конец рабочего дня. К стати сейчас почему то не продаётся топлёный жир, ну или редко очень, а мы всё на нём готовили, жаркое по меньшей мере.

       А это уже с рассказов охотников. За достоверность не ручаюсь, но так как слышал эту байку несколько раз из разных уст, скорее всего это имело место быть.
          Ранее был в охотколлективе с которым я потом охотился загонщик. Мужчина крепкий, быстрый. В основном ходил в загон. Лыжи у него непременный атрибут. По осени, когда открывается загонная охота на копытных – лось, кабан, снега ещё и не много. А лыжи по нашим тверским лесам не всегда удобная штука: то завал, то чащёба. В общем большинство загонщиков предпочитали по возможности пешком. Но не он.  Я уж не говорю про тех кто встаёт на номер.
          - Зайдёшь с волчеховской дороги, потом по рёлке, потом через вырубку и выйдешь на номера. Понял?
          - Понял. – И только снег завихрился и он растаял в нужном направлении.
          Но однажды, по каким то причинам его поставили на номер. Ну и на него вышел секач. Крупный кабан.  Кабана, вообще то, в лоб стараются не бить, с боку или в уход. Ну а уж если бьёшь , то лучше наверняка, потому что если мазанул он пойдёт на тебя с очень высокой степенью вероятности. А он выстрелил и промазал. Загон закончился, был же выстрел, мужики пришли узнать - что и как. И обнаружили  его на дереве.  Бывает, на дереве и на дереве. Но дело в том, что он он на дереве на лыжах.