О пользе компаса

Николай Стаханов
          О пользе, такой штуки, как компас.

          Любой турист вам скажет, что компас вещь полезная и в хозяйстве нужная.               
Любой моряк, от матроса до капитана,  пожмёт плечами – что вообще за вопрос? В море нет указателей дорог, разделительной полосы и сплошной боковой.  Без компаса ловить нечего.  Вроде бы всё ясно всем, и нам в том числе.  Но бывают, однако, такие моменты, что в прописной истине убедиться приходится ещё раз, вдумчиво и проникновенно  – до мозга костей.
          Мы шли караваном в район мыса Биллингса. Мыс Кибера проходили верхом, по льду было заторошено на глухо.  Шли уже третьи сутки.  Сцепки,  расцепки.  Люди устали.  С  мыса Кибера, уже по тёмному,  наконец то спустились  на лёд губы  Нольде. Приняли решение  отдохнуть. Перекусить, попить чай, поспать. Далее маршрут надо было проложить через губу на полуостров Аачим.  Дорога ранее хоженая, и не раз - всё знакомо. Только что не езжая, следа нет. Пока народ затопится, пока то да сё,  я решил нарезать след.  Проложил курс по карте, и пошли по компасу.  Лёд гладкий – мелководье.  Переход не большой километров 18-20.  Компас поставил на печку в вездеходе, задал курс Духину.  Покатили. 
          Начала одолевать дрёма.  Глаза разлеплю – вроде Гена курс держит, ещё километра три четыре.  И задремал.  Не знаю на сколько.  Может минут на 5-10.  Бросил взгляд на компас – отклонение градусов на 30.  В сторону моря.
          - Гена! Куда пилиш?
          - Да нормально я пилю, - Дух поддёрнул рычаг и лёг на курс,  - тороси-ну объехал. Но сомнения уже закрались в голову. Не сразу вышибешь.
Останавливаемся, закуриваем.  Пасмурно, звёзд не видно.  И внутренний голос нудит:
           - Не-е-е. Не туда едем. Ехать надо практически в обратную сторону. А компас ваш туфта. Железо кругом. Врё-ё-т. Да и ветер с другого бока.
          То ли лёд, то ли тундра не понять, Но вроде как лёд.
Да мало ли в тундре льда? Озёрки, протоки.  А эта «железяка» упрямо кажет куда то в ненужную совсем сторону.
          Сели едем. Вроде б, и берег уже должен быть. Ничего нет. Только снег под фарами, не одной зацепки.  Не травинки не торосины.  Не преодолимое желание, повернуть вправо на 90 градусов и к берегу на юг.  Но здравый рассудок подсказывает:
           - А в губу километров на 18 не хочешь свалиться?
           - Не хочу.
А потом:  мы то напетляем,  выедем. А по следу караван пойдёт? 4 сцепки, 8 единиц на прицепе.  Нет,  остаётся верить этой «железяке», что компасом зовётся.
Скрипя душой, и продолжая сомневаться во все лопатки,  идём по курсу на восток.
А внутренний голос:
          - Ой не туда едем! Ой не туда! Сейчас берег справа останется и попилим мы в море чистое, километров на 20-30... Крути, крути вправо к берегу.
- А если ещё справа губа?
- Какая губа? Три часа едем.... ну чуть поменьше.

Впереди справа вдруг возникает берег.  Крутой, под фарами под  метр высоты кажется.
          Да, нет здесь такого берега?!  Что за берег!?
          Идём вдоль. Фары выхватывают из темноты охотничий балок.  Обычный, обитый рубироидом каркас.  С десятка полтора пустых полузанесёных снегом бочек.
          - Что за изба, откуда?  Абсолютно  незнакомая местность!!!
Дух, молчит.  Он тоже, похоже, не всё понимает. Справа на возвышенности просматривается антенное поле.  Забираемся на берег едем к нему.
          - Что за чушь? Какие антенны? Откуда?!
Подъезжаем ближе, ещё ближе.  РИТЭГ огорожен, и надпись «Опасно! Радиация!»  Вылезаю с кабины на крыло и спрыгиваю на землю….. И в этот момент, пока я летел в воздухе, земля и всё окружающее коварным образом, быстренько, поворачивается и всё встаёт на свои места.
          - Твою медь! Это же наш радиомаяк. - А там, это же охотника, Венькина, избушка. В ней бывали, и  не раз!
 А к берегу прибило лёд. Потом унесло. А бортик остался.  И вышли мы точь в точь туда,  куда и шли.

          Назад к лагерю мы долетели мухой.  Казалось,  прошла целая ночь. А всего то прошло без малого часа три.
          Балок натопили до жаркого. Почти все чай уже попили, пристраивались поспать.  Тут уж кто где. Нары все завалены. Здесь всё в перемежку: продукты и приборы, ломы, лопаты, какие то запчасти, матрасы, матрасовки. По походному. Это потом всё будет на своих местах. Будет чистый пол. Море пространства, персональные нары, только для тебя и не для чего больше. Это потом когда встанем лагерем. Всё разложим, развесим, расставим.  А сейчас чаю хочу горячего, душистого, сладкого. Побыстрее, аж руки дрожат от нетерпения.  И первую в захлёб, залпом, обжигаясь.   М-м-м!!!  А-а-а-а…!!!  И ещё одну ....., прицепом. Никогда потом не пил больше такого вкусного чая.
          Укладывался последним.  Все уже пристроились,  где смогли.  Мне приходилось спать на чём угодно. Помню,  как то, даже на клубном рояле.  Нет, не по принятому на грудь - по обстоятельствам. Сидели в аэропорту, по погоде, не помню уже где.  То ли в Магадане, то ли в Сеймчане.  Места в аэропорту не хватало. И нам предложили клубный зал.  Но в кресле, было как то не удобно спать.  Мешали разделительные спинки между креслами. И многие расположились на сцене.  А на сцене стоял рояль.  Вот на нём я аккуратненько и устроился.
          Но в этот раз рояля не было.  Но был телевизор, который стоял на полу. Это на сегодняшних телевизорах нельзя спать, на Рекорде было можно.  Уж как я там на него пристроился?  Не помню.  Как то пристроился.  Только потом правда шея дня два болела.