Партия 2017 г. Теор-я коммуник-и смена ком-го поля

Александр Корень
Партия 2017 г.  Теория коммуникации: смена коммуникационного поля. 2


КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС
(Позиционирование проекта производится на основе использования учебного курса  "Теория коммуникации", автор Почепцов Г Позиционирование приводится приводится под заголовком «Ком. проекта.)

Под коммуникацией авторы курса понимают процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы.
- - -
Ком. проекта:
Не спорю с автором, но ранее под коммуникацией понимал бы соединение элементов для обмена информацией, что можно, пожалуй отнести к физической коммуникации или к первому уровню. Ко второму уровню можно отнести понятийно-смысловую коммуникацию, когда представления одной стороны излагаются в форме речи, письма, сигналов, программ, а вторая сторона их принимаети воспринимает соответствующем виде и образе. К третьему уровню коммуникации можно отнестиформирование позиции сторон по коммуникации, формирование решений. Появляется и четвёртый уровень коммуникации  - это действие, вытекающее из процессаили факта и значения коммуникации.
- - -
Автор:
Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого.
- - -
Ком. проекта: Говорение само по себе ни к чему не принуждает, в таком качестве это может выступать лишь системно-програмная информация, которая и побуждает к действию, заставляет его выполнить или отказаться от намерения и действия.
 - - -
А:
Поскольку коммуникация осуществляется в физическом пространстве, на нее можно смотреть и как на процесс обмена сигналами 

Если о коммуникации мы говорим как о перекодировке вербального в невербальное, то письменность возникает из обратного действия: перекодировки невербальных характеристик в вербальные.
- - -
Ком. проекта: не хочется перечить, но перекодировка - это придание коду точного заранее обусловленного значения. Знание значений кодов позволяет сторонам коммуникации взаимодействовать.
Письменность выступает как форма текстового изложения - изображения определённой образности и конкретности представлений, решений, указаний, ответов для коммуникационного взаимодействия сторон и его участников. Отсюда, письменность не попадает под форму кодировки В письме может быть код, но сама письменность, полагаю, не является кодом.  Письменность - это форма  изобразительно-словесного представления образов. Как правило, в форме текста.
- - -

 Современная действительность может создавать длинные вербальные тексты, которые уже не связаны непосредственно с процессами перехода в невербальную сферу. Это, например, литература.

 литературой становится увеличение вербального компонента за счет уменьшения невербального. Ритуал реализует обратное соотношение: удлинение невербального компонента за счет сокращения вербального.
- - -
Ком. проекта:
Здесь можно сказать, что письмо - это всегда словесное изображение автора, тогда как литература - является художественнным письмом и, соответственно, специальная литература - профессиональным письмом.
- - -

Литературу (как и ритуал) можно рассматривать как нормопорождающую структуру. В результате перехода от входа к выходу происходит введение нормы. В литературном тексте отмечается наказание негатива и вознаграждение позитива.
 
 Миф — это, наоборот, завершенный текст. Он известен заранее, и в этом его сильная сторона, позволяющая прогнозировать его будущее развитие.
Литературный текст слабо прогнозируем с точки зрения читателя. Миф полностью прогнозируем. Это вербальная сторона ритуала. Ритуал и миф описывают одну точку реальности, только с разных позиций: миф — с вербальной стороны, ритуал — с невербальной. Ритуал представляет собой известный порядок действий, требующий его выполнения. Если в литературе заложена эстетика новизны, то в ритуале — эстетика повтора.
- - -
Комм. проекта: дух рационализации ищет способ освоить данный текст быстрее, или даже отказаться от чтения, от вникания в смысл слов, выражений и всего текста, однако, похоже, что в данном случае ему вывернуться не удастся, придётся читать. Пока что интересно, занимательно и увлекательно.
- - -
Однотипная эстетика повтора работает в орнаменте как одном из самых старых способов воздействия.

Орнамент представляет собой элементарное сочетание воздействия. Бесконечность создает его динамический характер. Остановленный орнамент, орнамент без динамики дает нам, например, свастику или пятиконечную звезду, также являющихся элементарными единицами воздействия.


В современном ритуале враг чисто вербален. К примеру, чучелокого-либомогло  подвергаться оскорблению, если не физическому, то условному — осмеянию, карикатурное изображение предполагало именно данный процесс.

Герои же подлежат не карикатуризации, а многократному увеличению, как это имеет место в случае памятников.

Рекламный текст (как и сфера паблик рилейшнз) вновь восстанавливает статус невербального компонента. Современные ритуалы являются вырожденными, они занижают роль как вербального, так и невербального компонентов. Это связано с исчезновением особого безальтернативного статуса современного ритуала.

Современное общество принципиально альтернативно — для него характерной является альтернативная коммуникативная среда. Любое сообщение может быть заменено любым другим. Общество прошлого стремилось к уникальности коммуникативных процессов: например, только одна книга — Библия и т.д. Следующим этапом становится трактовка слова Бога:

"По отношению к Слову Бога всякая проповедь — это текст "второго порядка", слово наставника по поводу слова Бога. Цель проповеди состоит в донесении смысла слова Бога до сознания людей. Такая передача смысла представляет собой ту или иную адаптацию первичного текста (слова Бога) к возможностям человеческого разума".

Тоталитарное общество возвращается к системе уникальных коммуникативных процессов, соответственно, возрастает значимость ритуала. Торжественное собрание в честь -надцатилетия Великой Октябрьской социалистической революции выполняла главную функцию ритуальной коммуникации — делала сакральными необходимые отсылки на прошлое, задавая сакральную периодичность времени.

Коммуникация помогает усилить имеющиеся в обществе диспозиции, делая неявное явным. Коммуникацию можно рассматривать как интенсификацию имеющихся коммуникативных интенций, перевод их в более технологическую форму, под которой мы понимаем достижение прогнозируемого результата в отличие от случайного процесса.

Литература также может рассматриваться как преувеличение определенных характеристик, которое можно реализовать за счет отвлечения от несущественных с точки зрения темы характеристик в пользу значимых. Только такое преувеличенное воздействие может влиять на в определенной степени инерционные системы, к которым можно отнести массовое сознание. Только сегодня в условиях конкурентной борьбы мы стали больше внимания уделять инновациям. Сопоставление инновационных и инерционных систем даст нам следующие результаты:
 
 
  инновационные системы:
отношение ко времени  -    профессионально заняты будущим
 
оценка будущего  -    будущее возникает впервые
 
тип лидера  -    креативная личность, которой приходится прощать экстравагантности
 
тип аргументов  -    значимо новое
 
 
Тоталитарные системы тяготеют к инерционности, демократические — к инновациям.
- - -
Ком. проекта:
Цивлизационная революция вводит в социально-общественный оборот новую системность общественного порядка, соответственно, и новую организацию общественно- политического устройства, властное правление меняется на самодеятельную реализацию коренных интересов, при этом меняется вся организация коммуникационного поля.
- - -
 
Если посмотреть на типы интенсивных коммуникативных потоков, под которыми мы будем понимать технологические приемы, направленные на охват наибольшей аудитории, то исторически они выстроятся следующим образом: рассказ прохожего (путешественника) — проповедь - газета — телевидение.

 
Право портрета давалось в исключительных случаях, в персональной форме.
 
. Но отсутствие портрета непосредственно связано с тяготением к воплощению вечных истин и непреходящих ценностей и проливает дополнительный свет на восприятие времени в средние века.

 Деконкретизация — оборотная сторона атемпоральности. Человек не ощущал себя существующим во времени".

Интересно, что перед нами общее отражение проблемы перехода от коллективного к индивидуальному мышлению. Например, для развития человеческого общества является характерным постепенный уход от обязательной публичности некоторых аспектов жизни, оно сменяется индивидуальной исповедью.
- - -
Ком. проекта:
Трудно согласится с последним выводом. Несомненно, есть стадия в развитии социального, когда индивид начинает мыслить и действовать автономно и самостоятельно, что является лишь процессом вовлечения в коммуникацию непосредственно. Эта коммуникация в большинстве случает работает в пользу отдельных лиц - организаторов коммуникации и властных лиц, а вот развитие общественного и системное формирование права изменяют коммуникацию: власть замещается на самодеятельное общественное управление, индивид же в нём начинает выступать как индивидуально-общественное лицо.
- - -
Следует отметить также принципиальную разнонаправленность интересов рекламы и паблик рилейшнз как типов коммуникации.

 Реклама является прямым вариантом коммуникации, паблик рилейшнз заинтересованы в косвенном воздействии. Реклама работает на платных страницах газет, паблик рилейшнз - на бесплатных. Реклама порождает благоприятные сообщения, паблик рилейшнз — благоприятные контексты. 
 - - -
Ком. проекта:
И реклама и паблик рилейшнз работают в пользу организатора, т.е обеспечивая отток полезности с коммутационного поля в пользу их.