Мои коллеги в крайздравотделе

Александр Щербаков 5
Прошло уже почти двадцать лет, как я покинул стены, где провел немало очень напряженных, но в то же время интересных,  запоминающихся лет, но по-прежнему мне сняться сны об этом периоде.  Даже  не знаю, почему? Ни студенческие аудитории, ни отсеки подводной лодки, ни рентгеновский кабинет больницы, а сниться, как я захожу в здание Хабаровского крайисполкома, иду по коридору и заглядываю в отдельные кабинеты, где вижу знакомые лица моих бывших коллег,   разговариваю с ними. Проснувшись, стараюсь вспомнить, о чем мы говорили с коллегами, но вот этого как раз сделать и не могу.  Правда, с кем-то я общаюсь или по телефону, или в письмах на страницах в социальных сетях. Больше всего моих коллег в «Одноклассниках».  И у меня уже давно зрела мысль написать о своих коллегах. Безусловно, мои заметки будут не о всех, с кем мне довелось сотрудничать в стенах краевого управления здравоохранения, которое за годы работы сменило несколько названий. Все началось в отделе здравоохранения крайисполкома, потом продолжилось в управлении здравоохранения, потом в департаменте. А теперь этот орган управления называется краевым министерством здравоохранения.  По мне, совершенно неправильно,  министерство здравоохранения должно быть одно – России. Даже министерства здравоохранений республик следует переименовать в управления, а не в департаменты на иностранный манер.  Все они имеют одинаковые задачи и исполняют одинаковые функции.

Но вернемся в 1988 год, когда я впервые зашел в кабинет, который был выделен мне как заместителю заведующего отделом здравоохранения крайисполкома.  Большой кабинет,  правда, длинный, с таким же длинным приставным столом и большим столом, за которым  мне предстояло работать. А вот сколько, я не знал. И работа была новая, незнакомая мне, чиновничья.  Сколько я продержусь на этой должности, зависело от многих факторов. В первую очередь, от моих коллег, вернее, уже подчиненных. Вот с них-то я и начну свое повествование.  Правда, о человеке, который оказал на меня самое большое влияние в первые годы работы в отделе, я уже рассказал.  Это был рассказ о Шетенко Ларисе Степановне, вот он. http://www.proza.ru/2017/10/10/584.  К сожалению, Лариса Степановна несколько лет назад ушла в мир иной. Дальше я расскажу о двух моих коллегах по лечебному сектору,  Балабушко Надежде Емельяновне и Серенко Людмиле Варфоломеевне.  Именно так, расставляя их по алфавиту, потому что  они были в одинаковом статусе, хотя опыт работы в отделе здравоохранения имели разный. Но обо всем по порядку. 

Надежда Емельяновна была женщиной гренадерского телосложения, закончила Хабаровский медицинский институт, до учебы успев поработать средним медицинским работником. Поэтому для неё не было секретов в профессии, где она трудилась. Была очень исполнительным человеком, все, что ей поручалось, делала скрупулезно и точно.  На моей памяти было лишь одно не выполненное задание – по уточнению списков чернобыльцев. Но это невыполненное задание косвенным образом повлияло на то, что я оказался в кресле заместителя заведующего отделом.  Ибо это я выполнил это задание, будучи главным рентгенологом края. Для этого пришлось приложить смекалку и даже смелость.  Но это  для другого повествования.  Надежда Емельяновна была и секретарем первичной партийной организации нашего отдела, к которой были прикреплены некоторые коммунисты из краевых учреждений здравоохранения, с единичными членами партии в них.  А это говорит об авторитете, который имела в коллективе отдела здравоохранения Надежда Емельяновна, хотя она не так долго работала в нем. В отличие от Серенко Людмилы Варфоломеевны. Та была ветераном отдела. Долгие годы работы, большой опыт позволял ей неплохо решать все задачи, которые ей поручались. Она знала всех руководителей районных больниц. Но одно учреждение знала досконально – бальнеолечебницу «Анненские воды». Она там часто бывала в командировках, да и сама лечилась в этом учреждении, которое не имело статуса санатория.  Практически вся трудовая деятельность Серенко прошла в краевом органе здравоохранения, в отличие от Балабушко, которая перешла работать в городскую клиническую больницу № 10 на должность заместителя главного врача по лечебной работе. К сожалению, Надежды Емельяновны уже нет с нами.

Намного меньше мне пришлось контактировать с главным терапевтом края Ларисой Ганенко и главным хирургом края Анатолием Шмелевым, которые в основном работали по своим планам, и лишь изредка привлекались мной к выполнению некоторых поручений.  Позже они перешли на работу в краевую клиническую больницу, причем на должности рядовых врачей-ординаторов.

Чуть позже меня был принят на должность заместителя заведующего отделом по гражданской обороне Мамыкин Вадим Иванович.  Перейти на эту должность его уговорил Вялков Анатолий  Иванович, до этого Мамыкин был начальником небольшого медицинского отдела в Дальневосточном управлении гражданской авиации – ДВУГА.  Прежняя работа и связи Вадима Ивановича с авиаторами здорово помогали нам решать вопросы с авиабилетами и по Дальнему Востоку, и в Москву.  Кабинет Мамыкина был рядом с моим, и мы частенько заходили друг к другу, чтобы обменяться новостями.  Когда по нашему телевидению стали показывать матчи ведущих команд Национальной баскетбольной ассоциации, мы оба смотрели их, и потом обменивались мнениями.  Вадим Иванович был заядлый курильщик, причем курил только папиросы «Беломор-канал».

Позже, когда произошел распад СССР, Мамыкин стал отвечать и за медицинскую службу МЧС, было создано отдельное учреждение – Центр медицины катастроф на базе краевой клинической больницы вместо санавиации. Главным врачом Центра медицины катастроф стал Кравец Александр Викторович, который возглавлял и краевую больницу.  Когда произошло катастрофическое землетрясение на Сахалине, Кравец занимался организацией работ по медицинскому обеспечению пострадавших на месте, на Сахалине, а Мамыкин в Хабаровске.  К этому времени я занимал должность первого заместителя начальника управления здравоохранения края,  и тоже активно участвовал в этой работе. Ведь мир тогда оказывал нам помощь. Ведь самых тяжелых больных с Сахалина везли в медицинские учреждения Хабаровска. Поступала не только гуманитарная помощь - системы для переливания крови, кровезаменители, одноразовый инструментарий, но и медицинское оборудования, в частности, аппараты гемодиализа - «искусственная почка».  Организация работ по медицинскому обеспечению пострадавших была поставлена неплохо, и мы потом не раз делились своим опытом с другими регионами.  Много позже, после реорганизации управления и создания министерства Вадим Иванович перешел на работу в Центр медицины катастроф. 

Еще одним человеком, с которым я контактировал в отделе здравоохранения каждый день, была моя коллега Овчинникова Нина Петровна.  Еще один из ветеранов, занимающаяся организацией медицинской помощи женщинам и детям. Она очень болела за порученный участок работы,  старалась вникать во всякие мелочи, и, по-моему мнению, даже подменяла главного врача детской краевой больницы Витько  Валентина Прокопьевича. По крайней мере, я видел Витько у неё в кабинете каждый вечер, они решали какие-то вопросы по работе больницы.  Часто в кабинете Нины Петровны я видел главного неонатолога края Сиротину Зинаиду Васильевну, других ведущих специалистов по детству и родовспоможению.  Да и главный педиатр края Цукерман Римма Ивановна,и главный акушер-гинеколог Корниенко Валентина Петровна оказывали ей огромную помощь, потому что были специалистами высокой квалификации, и,  как их начальница, болели за порученное дело.

С Ниной Петровной связан еще один эпизод, который врезался мне в память.  Прошло несколько недель, как я пришел работать в отдел. Работы у меня было много, да и она была мне малознакомой, поэтому мой рабочий день   обычно заканчивался на 3-4 часа позже положенного.   Привык не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Задерживались на работе и другие заместители, в частности, Нина Петровна. Именно тогда к ним решать свои вопросы приходили главные врачи краевых больниц.  Однажды, часов в семь вечера (Прим. – рабочий день продолжался с 9 до 18 часов с часовым перерывом на обед), ко мне в кабинет зашел начальник планового отдела Василий Трофимович Соловьев и попросил подойти в его кабинет, якобы для того, чтобы решить какой-то вопрос. Минут через пять, ничего не подозревая,  я вхожу в кабинет и вижу такую картину. На столе Соловьева стоит бутылка коньяка, вокруг немудреная закуска, и улыбающиеся лица самого Соловьева, Овчинникой и главного врача краевого кожвендиспансера Поляченко  Михаила Наумовича, очень грамотного и уважаемого всеми руководителя.  Они приглашают меня пройти к столу, и Нина Петровна сказала примерно следующее:
- Александр Константинович, мы долго присматривались к вам и поняли, что вы одной с нами крови. Сегодня мы хотим принять вас  в наш коллектив. 

Все поддержали её, подняли стаканы и чокнулись со мной. Так я был принят в коллектив отдела здравоохранения крайисполкома, а,  получив первую зарплату, «проставился» или «прописался» в нем,  организовав застолье для заместителей отдела и руководителей секторов.  Началась моя жизнь в органе управления здравоохранением края. 

О своем начальнике Вялкове Анатолии Ивановиче я уже писал. Желающие могут прочитать о нем в этом материале. http://www.proza.ru/2017/06/10/593. К сожалению, Анатолий Иванович недавно скончался, не дожив полгода до своего 70-летия.  Теперь продолжу писать о других своих коллегах.

Первые полтора года, что я работал, первым заместителем Вялкова был Чебоненко Валерий Петрович, полный мужчина на год старше меня. Завидная карьера – врач-нейрохирург, заведующий отделением, главный врач больницы скорой медицинской помощи, заведующий отделом здравоохранения Хабаровского горисполкома.  Но Валерий Петрович не был трудоголиком.  Отработав до шести вечера, уходил домой.  Круг обязанностей – курировать ремонты и новостройки - он выполнял, но по-настоящему первым замом не был. Его мало интересовали все вопросы, не касающиеся его компетенции. Это не устраивало Вялкова, тем более что он, как и я, задерживался на работе,  и часто приглашал к себе выпить кофейку.  Во время чаепития доводил до меня те проблемы, что его мучили, и мы  вместе обсуждали, находили варианты решения. Так у Вялкова возникла идея сделать меня своим первым заместителем.  Это и произошло через полтора года после прихода на работу в отдел здравоохранения крайисполкома. А Чебоненко ушел в страховую  компанию, которые стали появляться в то время.

Третьим человеком в наших вечерних посиделках с Вялковым была главный бухгалтер Писарева Любовь Васильевна, миниатюрная черноволосая молодая женщина, которая поддерживала свою красоту неизменным макияжем.  Она сменила в этой должности старую и опытную Воловик Клавдию Матвеевну, которая и предложила Писареву на свое место, присмотревшись к ней в должности главного бухгалтера краевой  станции переливания крови.  Мы с Любовь Васильевной не только уважали друг друга, но испытывали взаимную симпатию,  поэтому решали все вопросы по финансированию конструктивно, находили общим язык,  ведь я в период отсутствия Вялкова имел право подписи на финансовых документах.  У Писаревой установились хорошие контакты с руководством финансового отдела крайисполкома – вначале с Шевчуком и его первым замом Самотыя, а потом со сменившим Шевчука Александром Станиславовичем Кацубой.  Это помогало получать финансирование по отрасли здравоохранение несколько выше, чем по другим бюджетным организациям – образованию и культуре.

Решив передвинуть меня на место первого заместителя, Вялков начал поиск кандидатуры для моей замены. И через несколько дней в этой должности оказалась Сысоева Валентина Ивановна, до этого работавшая заведующей поликлиникой городской больницы № 3.   Грамотная, всегда спокойная, даже иногда флегматичная, она очень быстро вошла в курс дела, хотя вначале частенько обращалась ко мне за советом. Валентина Ивановна заняла мой кабинет, а я перебрался в кабинет с приемной, и теперь ко мне могли зайти лишь после разрешения секретарши Бесскоровайной Эльзы Викторовны.  Уже пожилая женщина, она, казалась, уже тысячу лет работала секретарем у заведующего отделом  здравоохранения. По крайней мере, я помнил только её, когда стал приходить в отдел. Переехав в свой новый кабинет, я получил привилегию – мне стали подавать кофе, а частенько и те домашние плюшки, которые стряпала Эльза Викторовна. Обычно кофе мы пили в кабинете Анатолия Ивановича, решая попутно кое-какие проблемы.

Став первым заместителем заведующего отделом здравоохранения, я автоматически стал председателем краевой аттестационной комиссии.  Секретарем это комиссии была Карнажевская Нелля Бекетаевна, по профессии врач-педиатр. Как-то в моей памяти не отложилось, когда она появилась в отделе здравоохранения.  Очень скрупулезно Нелля Бекетаевна вела все документы,  аттестационные работы всегда были в полном порядке.  Пять лет мы хорошо находили язык с секретарем аттестационной комиссии.

Конечно, я поддерживал отношения с другими сотрудниками отдела.  С начальником планового сектора Василием Трофимовичем Соловьевым,  сидевшей с ним в одном кабинете  Галиной Алексеевной Шубиной,  плановиками Галиной Коноплиной (еще одним ветераном отдела) и  Еленой Ворон, сотрудниками детского сектора Ольгой Галиной и Натальей Романовой,  сотрудниками строительного сектора, однофамильцами Ким, Юрием Семеновичем и Светланой. А вот наших бухгалтеров я больше знаю по имени, они все такие молодые  - Катя Тропникова, Дарина Кудряшова, Наталья Поздеева. Позже появились еще несколько подчиненных у Писаревой – Людмила Степановна Чуйко, Галина Аранина, Наталья Зимина.

Когда Советский Союз приказал долго жить, российский Минздрав отказался от жесткого администрирования, и региональные органы управления могли менять штаты по своему смотрению. Анатолий Иванович был опытный руководитель, и по образцу администрации губернатора Ишаева Виктора Ивановича создал очень важный отдел – контрольно-аналитический.  Т.е. этот отдел занимался анализом деятельности всех органов и учреждений здравоохранения (горздравотделов, управлений центральных районных больниц) на основании утвержденной статистической отчетности, а также контролировал выполнение постановлений губернатора, решений коллегий и приказов нашего управления здравоохранения, как мы стали называться в «демократической» России. Начальником этого отдела была назначена Пиотрович Людмила Львовна, опытный врач-педиатр, которая долгие годы работала в Николаевском районе.  Очень вдумчивая, исполнительная, инициативная, она наладила работу всего структурного подразделения,  которое Вялков замкнул на меня.  Людмила Львовна на полную мощность стала использовать возможности отдела медицинской статистики, который долгие годы возглавлял Лазарь Константин Георгиевич. Вместе с Лазарем они разработали дополнительные отчетные формы, они помогали нам глубже анализировать ситуацию во всех органах и учреждениях здравоохранения, подчиненных нашему управлению.

Состав этого структурного подразделения составили опытные, много лет работавшие в нашем управлении, сотрудники, у которых изменились должностные обязанности и функции.  Ими стали Шетенко Лариса Степановна, Шубина Галина Алексеевна, Галина Ольга Александровна. Пиотрович сумела организовать этих, пришедших из разных подразделений, сотрудников на выполнение задач, стоящих перед краевым управлением здравоохранения.  Некоторым пришлось нелегко осваивать новые функции. Но все успешно справлялись. Например, Шубина первой в управлении освоила непростую программу Windows Exxel с обилием таблиц. И это несмотря на уже солидный возраст. Потом все сотрудники управления ходили к ней консультироваться по этому поводу.

Работать в лихие 90-е годы было непросто. Кризис, охвативший все народное хозяйство России, коснулся и здравоохранения. Крохи финансирования, которые доставались нашему краю, надо был с боем выбивать в краевом финансовом управлении. Но с этим вполне успешно справлялась Любовь Васильевна. Но, тем не менее, денег не хватало.  Но губернатор Ишаев и его помощники, которые не вылезали из Москвы, все же находили деньги в федеральном бюджете,  в том числе и на строительство.  Вспомним некоторые самые крупные стройки в эти годы. Мост через Амур у Хабаровска, который попал на 5-ти тысячную купюру,   цирк в парке имени Гагарина, разнообразные мостовые переходы в городе. Не  было в стороне и здравоохранение. Перинатальный центр, краевой центр СПИДа,  женская консультация в Комсомольске-на-Амуре были построены в эти годы.  Проведен  капитальный ремонт краевых  учреждений - онкологического центра и кожвендиспансера. Было  завершено строительство теплых переходов во второй краевой больнице, где появились дополнительные  помещения для инфарктного и реанимационного отделений с самым современным оборудованием.  Именно в это время я более плотно стал работать с сотрудниками строительного сектора, который возглавлял вначале Евгений Круценок, потом Юрий Ким. Юрий Семенович Ким оказался в прошлом хорошим спортсменом, гимнастом, который хорошо знал многих лучших спортсменов края.

В эти годы произошли  изменения и в высшем составе департамента здравоохранения края. Вялкова, который пошел на повышение и уехал в Министерство здравоохранения Российской Федерации, где через несколько лет стал первым заместителем министра, сменил главный врач краевой клинической больницы Кравец  Александр Викторович.  Еще ранее, при Вялкове, после трагически ушедшей из жизни Овчинниковой Нины Петровны,  её должность занял Дьяченко Владимир Гаврилович из фонда обязательного страхования, педиатр по специальности, кандидат медицинских наук. Вообще в этом подразделении  за эти годы сменилось несколько человек.  Помню фамилии Пригорнева, Соколова, который потом занял должность  Владимира Гавриловича, ставшего первым заместителем начальника департамента здравоохранения. Короткое время работал заместителем начальника управления по общим вопросам Владимир Нестеров, к сожалению, очень рано ушедший из жизни. Он одно время был вместо Овчинниковой.  Чуть позже пришла на работу в общий отдел Иванова Наталья Викторовна.

А вот сотрудники, занимающиеся вопросами ГО и МЧС, проработали много лет. Лобыкин Юрий Михайлович делал  те фотографии в моем архиве, которые  позволяют вспомнить эти годы.  Маркова Зинаида Георгиевна была  вторым сотрудником, который замыкался на Мамыкина Вадима Ивановича.

Во второй половине 90-х в уже краевом департаменте здравоохранения появилось еще одно подразделение, занимающееся организацией обеспечения медикаментами и медицинским оборудованием.  Четыре дамы – Наталья Ивановна Кугашева, Ольга Даньковская, Наталья Строкова, Виктория Степанова и молодой человек из «Фармации», фамилию которого я запамятовал. Вскоре его сменил тоже молодой  человек, фамилию которого я тоже забыл,  хотя несколько фотографий всех нас вместе у меня имеются.

Безусловно, не со всеми у меня сложились доверительные отношения. Ближе всех мне были по возрасту, образу жизни и мировозрению два человека – Сысоева Валентина Ивановна и Пиотрович Людмила Львовна.  Можно сказать, мы дружили все годы работы еще со времени, когда наша контора называлась отдел здравоохранения крайисполкома. Продолжаем поддерживать связь  все эти годы, уже 15 лет после моего отъезда из Хабаровска. Поздравляем друг друга с днями рождения, профессиональным праздником – днем медицинского работника, знаем в общих чертах, как складывается жизнь после ухода на пенсию.  Моими друзьями в «Одноклассниках» являются несколько ветеранов того отдела здравоохранения крайисполкома, куда я пришел на работу в далеком 1988 году – Серенко Людмила Варфоломеевна, Галина Ольга Александровна, Шубина Галина Алексеевна, Сысоева Валентина Ивановна, Коноплина Галя, Маркова Зинаида Георгиевна.  Вот именно к ним в кабинеты я и захожу во снах, когда прихожу в здание, где размещался наш отдел здравоохранения. Знаю, что сейчас министерство здравоохранения края располагается в другом месте, значительно увеличился штат  работников министерства.  Но учитывая, что уровень оказания медицинской помощи в крае падает, для меня все эти «реформы» в здравоохранении совершенно непонятны.  Наше поколение работало для людей, а нынешнее чиновничество – для себя.