Медное колечко

Эльвира Мухвалеева
               
Бабушка научила меня когда-то:
-Если хочешь испытать судьбу, то иди и попроси какую-нибудь вещь у сыртов. Но нужно просить от души, сердцем проси и взамен дай им тоже что-нибудь. Потому что они идут только на обмен и просто так ничего не дают.

Мы в то время делали колечки— проволочку намотаем, закрепим и готово. Татары всегда обожали украшения, в особенности, кольца. В те времена женщины носили их по четыре-пять на каждой руке. Причём всякие, например: некоторые были сделаны даже из царских золотых монет, но в основном-то из серебра. И сегодня можно заметить на корявых пальцах старушек по три – четыре колечка.

И вот однажды я решилась: перешла речку, которая летом пересыхает, вырыла ямку
и полушёпотом произнесла:

-Дорогие сырты, очень прошу вас: подарите мне колечко.  А я вам оставлю на память свою любимую ленточку.

Постояла немного, а затем торжественно засыпала свой клад песочком.

Сделала всё так, как и наказывала бабушка.

После чего изо дня в день стала терпеливо ждать. Поначалу ежедневно прибегала на то место, предупредительно пометив его большим валуном. Так и не дождавшись положительного результата, разуверилась в сказке и забыла о своём секрете.

Как-то с подружкой играли в клады. Делали лопаткой ямку в земле, клали вовнутрь какой-нибудь предмет: пуговичку, монетку, конфетный фантик… Закапывали. Надо было не подсматривать в тайничок друг друга. А когда завершали действо: нужно было угадать, что лежит в ямке подруги. Если кто-то из нас разгадывал, то вещь в качестве выигрыша справедливо доставалась победителю.

Моя перламутровая пуговица давно привлекала внимание Любки. Она часто попрошайничала: подари да подари… А я никак не уговаривалась. Тут сделала оплошность!

Люба долго крутилась возле моего холмика, хмурила бровки, заглядывала в глаза, ища в них отражение спрятанной вещицы. Я не на шутку волновалась…но виду не подавала, только нервно теребила пуговичку на кофте.

Тут подружка моя как завопит:
-Пуговица!
Что ж делать: уговор дороже денег.
-Забирай!
А обидно-то как.

Мне вдруг вспомнился мой давний секрет за Ницей. Спешно проводив подружку домой, побежала к заветному местечку.

Обошла знакомый булыжник, палочкой поковыряла вокруг него, нашла бугорок и старательно принялась выкапывать лопаткой землю. Ямка-то была неглубокая, трудиться долго не пришлось. Не обнаружив на месте розовой ленты, подумала:

-Вот хитрюшки! Ленточку взяли, а взамен ничего не дали…

Разочаровавшись, на всякий случай лопаткой пошурудила в углублении и неожиданно что-то блеснуло в песке…
-Наверно, стёклышко,-решила про себя.

Вместе с комьями земли в ладошку попало что-то маленькое и округленькое. Очистив от земляного мусора, обнаружила колечко с зелёным глазком.  Внимательно изучила его со всех сторон, следуя заветам бабушки: "Когда находишь вещи сихиртя, никогда нельзя брать ржавое или поломанное. Если они дали от чистого сердца, то это должно быть целым. Конечно, оно может быть грязноватым, в земле, но обязательно целое."

Вроде без изъянов. Верю, что от всего сердца подарили!

-Благодарю вас, мои маленькие сыртики!

Я радостно помчалась к бабушке показать найденное сокровище.
 
 Картина повертела, повертела и сказала:

-Да, внученька, это подарок сихиртя тебе. Бережно храни его и он станет для тебя верным другом.

И действительно, многие годы это скромное колечко служило мне верой и правдой.