В редакцию "Российской газеты"
от читателя Успенского Б.Е. с
отзывом на статью "Споры вокруг
Византии" от 7 февраля 2008 года.
С большим интересом просмотрел телевизионный фильм "Гибель империи. Византийский урок", который был показан недавно с текстовым сопровождением к нему архимандрита Тихона. Прочитал после этого Вашу подборку отзывов "за" и" против", а также прослушал дискуссию после вторичного просмотра этого фильма 9-го февраля. Весь этот материал оставил в душе очень сильные впечатления, которые можно было бы разделить на несколько пунктов, и которые буквально вынуждают, хоть как-то отреагировать на это. А реагировать есть на что! Попробую по порядку.
1. Глубокий и низкий поклон архимандриту Тихону за то, что он поставил этот фильм и затронул такой вопрос, который буквально у каждого русского человека в крови. Мы до сих пор не понимали, а теперь, наверняка, поймём ответ на вопрос: "Кто мы?" Да, мы продолжатели дела и жизни Византии, хотя её давно нет, но она незримо в нашей крови существует. Она закончила своё существование в 1453 году, когда уже существовало Русское Великое княжество, а в Москве с 1328 года находился митрополит, который подчинялся Константинопольскому патриарху. И недаром тогда уже говорили, что Москва-третий Рим, имея ввиду, что после брака Ивана-III с греческой царевной Зоей Палеолог/наречённой после брака Софьей Фоминичной/Москва на самом деле явилась наследницей Второго Рима, т.е. исчезнувшей Византийской империи. Отец Зои Палеолог-Фома являлся родным братом Константина II Драгаса, погибшего в бою с турками при штурме Константинополя 29 мая 1453 года. С 1480 года после великого стояния на Угре, явившимся отменой татаро-монгольского ига, стало и великое Русское государство, а внук Ивана III, Иван Грозный стал первым русским царём и продолжателем династии византийских императоров или царей. Интересно мнение на то время старца Филофея, которое он написал в своём послании царскому дьяку в 1524 году, что "греческое царство разорилось/имеется в виду нападение турок/и не созиждется, потому что греки предали православную греческую веру в латинство; что если стены, и столпы, и палаты великого древнего Рима не пленены, зато души их от дьявола были пленены; что вместо Римской и Константинопольской церкви ныне в богоспасаемом граде Москве православная церковь, едина во всей Вселенной, паче солнца светится; что московский государь теперь во всей поднебесной единый христианам царь и браздодержатель святых Божиих престолов святой Вселенской церкви. Все христианские царства пришли к концу, и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это - Российское царство; ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать. Христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит. Следует царствующему сохранять это с великой осторожностью и с обращением к Богу, не надеяться на золото и на преходящее богатство, но уповать на всё дающего Бога". Когда Зоя Палеолог дала согласие на брак с Великим князем Московским, папа Сикст-4, надеявшийся на сотрудничество с Зоей без пяти минут "королевы русской" дал ей деньги, свиту и обоз. Однако надеждам его была не судьба осуществиться, так как она, являясь православной и довольно образованной женщиной того времени, не могла предать своей веры и внесла весомый вклад в развитие культуры и образованности Российского государства, как сама так и приглашёнными ею греками, которые очень уважались среди русских своим православием. Не потому ли с тех пор идёт незримая борьба като лической церкви с православной и очень желала подчинить "варварскую" страну своей воле и своей вере? Одним из таких греков был известнейший Максим Грек, который много дал для укрепления православной церкви и в то же время яростно выступал против астрологии, сновидений, ворожбы, которые стали проникать на русскую землю из Европы. В это же время он изображает и идеал доброго правителя на основе Священного Писания и порицая пороки, свойственные государям: властолюбие, слабоволие, сребролюбие, и делает, между прочим, намёк на тех, которые могут ему за это отомстить, призывая не воевать с соседями, а жить в мире. За это его впоследствии отправили в монастырь. Он прожил в России 38 лет и из них 31 год в монастырском заточении. Как бы то ни было, а это были православные традиции, которые провозглашались в Византийской империи и которые были искоренены латинской религией.
2. Влияние греческой культуры на русскую культуру было очень велико и именно поэтому в православии всегда был в почёте греческий и латинские языки на которых были написаны Священные книги. Греческому языку обучались не только в духовных училищах, семинариях и академиях, но и обычных школах и даже в военных и военно-морских училищах. Вспомните Конституцию, написанную адмиралом Ушаковым Ф.Ф. освобождённой Греции от турецкого насилия на греческом языке. Ещё тогда греки, болгары, сербы считались братскими народами, ранее входящими в Византийскую империю и не потому ли Россия вступила в войну на стороне болгарского народа против Османской империи и её ига. В этом году мы отметим с братским болгарским народом славную 120 годовщину её освобождения от власти турок. Русский царь являлся тогда защитником православия и только он мог защитить православных, что он всегда и делал, хотя католическая Европа, являясь источником зла и насилия не только для православных, но и других инакомыслящих, много раз пыталась покорить православную Россию, объявляя многочисленные крестовые походы уже против неё, как против "неверных" и не объявляя лозунг за спасение" Гроба Господня", как это было в 8-ми крестовых походах, которые подорвали экономику и могущество Византийской империи. Не потому ли Русский царь вёл войну на Кавказе, защищая православные Грузию и Армению от турок и воинствующего ислама. А ведь и Грузия и Армения входили в состав Византийской империи и их славные предки иногда возглавляли эту империю, становясь императорами. Крестовые походы на Россию были постоянно: Тевтонский орден, потерпевший поражение на Чудском озере от Александра Невского, северная война против шведов и Полтавская битва против Карла 12-го, поход Наполеона в 1812 году, Крымская война 1854-55 годов в Севастополе, первая мировая война 1914 года, нашествие гитлеровских войск в 1941 году, но мы не сможем вспомнить с вами ни одной войны, где бы Россия выступала, как агрессор. Всегда и везде России при ходилось выступать, как освободительнице не только себя, но и покорённых Западом слабых народов. Это подтвердили славные победы царя Петра, Потёмкина, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Сенявина, Скобелева под управлением своих царей - императоров. Постоянно после падения Византии Запад пытался или войной или обманом покорить Россию и это ей не удалось даже при коммунистах, которые провозгласив атеизм, кровно чувствовали, что они защищают и против кого борятся. Ещё никому не пришлось в мире испытать счастья "свободы" от Европы. Пример новый - Югославия.
3. Счастье "свободы", которое несут католические европейские государства, оборачиваются страшными лишениями и смертями коренным населениям, куда они приходили. Открыв Америку, почти полностью истреблены индейцы и выгнаны со своих земель в резервации, а их богатства отняты для власть имущих и папы, уничтожена народность майя и разграблены сокровища государства и вывезены в Португалию и Испанию из Южной Америки. Порабощены народы Африки и многие тысячи негров вывезены на плантации Америки, когда не стало хватать дешёвой рабочей силы. Захвачена Индия и тысячами гибли сипаи, борющиеся за свободу её против британского владычества, захвачена Австралия и многие аборигены были уничтожены, а страна стала колонией, как и Новая Зеландия. Захвачены Индонезия, Бирма, Вьетнам, Пакистан, Китай и так далее и везде кровь и смерть. Жажда наживы, жажда повелевать, жажда убийств слабых и беззащитных, жажда насилия всегда были скрытой политикой Европы, которая жирела и богатела за счёт ограбленных ею народов и стран. Всех их и не перечис- лишь, но нигде мы не сможем найти такую страну, которая рада бы была порабощению и приходу на её землю колонизаторов. Везде народ старался бороться против них, но они терпели поражение или в результате слабости, или немногочисленности, или простого доверия, или просто жестокого обмана со стороны колонизатора, но каждый раз народ содрогался от их кровожадности, жестокости, насилия и отсутствия человеколюбия.
4. В современном мире многое изменилось, и изменилась тактика по работителей - жаждущей дальнейшей крови Европы и теперь уже и США, как основного государства, которые придумали новый лозунг для этого, как "национальные интересы". Смешно! Где находится Америка и где находится Ирак? Кто кому угрожает? Так же и Иран. Так и по всему миру. Невольно вспоминается басня И.А.Крылова "Волк и ягнёнок" и фраза: "Ты виноват, что хочется мне кушать" подходить к сегодняшней политике Запада и Америки, но только ухищрения стали другими. Возвращаясь к фильму, можно полностью согласиться с Наталией Нарочницкой, которая душой и кровью почувствовала ту угрозу, которая грозит современной России на уроке Византии и которая является продолжателем дела и жизни Византии, а вот Вайль ничего грозящего не увидел, а жаль. Нарочницкая, как мать, поняла грозящую катастрофу и гибель всей цивилизации, которую уже очень трудно остановить, так как она победоносно шествует по земному шару. Что принесла нам западная "цивилизация" за это время, которое началось с перестройки и как мне кажется с начавшегося оболванивания советского народа их ценностями: свобода, демократия, наркотики, убийства, развал векового народного уклада, разрушения семьи, терроризм, бандитизм и так далее. Что же мы приобрели /я имею в виду народ, а не элиту/? Ничего, за что хотелось бы побороться! Разрушены промышленность, сельское хозяйство, морской транспорт, морское рыболовство, вооружённые силы, наука, медицина, образование и так далее, о чём с трибуны говорит наш президент и его соратники. Именно Запад потихоньку запустил вирус распада страны, богатея безмерно на нашем несчастье без войны и вроде бы и насилия. А государство наше послушно выполняет их советы и вывозить золото и валютные резервы к ним же, да так, что они сами удивляются, что не на- до за этим ездить. Как мне построить дом, если я деньги вывезу к соседу в другую область? Мне придётся просить его, чтоб он мне их прислал или ехать самому. А он скажет, что сейчас он не может дать и что мне тогда делать? Так и с государством. Кто нам отдаст свалившиеся деньги с неба сразу и в нужном количестве? Бред! Ещё никогда российское государство не держало своих активов в заграничных банках. Представьте это Петру или Екатерине. Как они бы строили флот и вооружали армию, дороги, города, культуру и искусство и вели бы свои освободительные войны? Просили бы деньги у шведского короля или у турок? Так что тут не до смеха, когда архимандрит говорит, что в такой стране народ уже жить не хочет и это в Византии, но ведь то же самое творится и у нас. Конечно, Вайль живёт прекрасно и он не знает, как выживает сегодня русская деревня, как она вымирает и как выживает, спиваясь без работы, народ. Ему легче. Он "свобо- ден",так как имеет деньги. А что такое свобода? Её никогда не было и не будет, пока существует общество, так как без выполнения правил общежития жить невозможно, а это уже принуждение. В государстве /а это общество/ пока оно существует, никогда не будет свободы, так как государство - это аппарат насилия. Нет на свете ни одного государства, которое было бы свободным. В любом государстве есть законы, Конституция, а это уже не свобода. Свобода - это блеф, придуманный Западом. Свобода ведёт к беззаконию, а беззаконие - это варварство, кровь, насилие сильного над слабым. Имеешь деньги и ты свободен, но свободен от выполнения законов, а это уже бандитизм, так как можешь купить закон. Вот почему народ и не хочет жить, так как закон действует только в отношении слабого, но никогда в отношении денежного. Вайль ещё к тому же верить в свободную прессу! Глупость страшнейшая! Её никогда не было и нет! Пример, сегодняшние выборы в стране. Попробуйте опубликовать что-нибудь этакое против олигархов, можете поплатиться жизнью. Так же, как и напечатать этот отзыв, который наверняка назовут "бред". Суть, конечно, не в этом, а в том, что архимандрит слишком прав и, когда писатель Ерофеев из кожи лезет, защищая западную свободу, начинаешь сомневаться в его русскости и в его осведомлённости. Видно ему слишком хорошо живётся, но ведь так как он, не живёт каждый русский человек. Вот ведь в чём проблема!
5. Фильм назван Вайлем антироссийским. Этим он очень здорово помог Западу, да вот только не все так думают, как он, а настоящих русских очень здорово волнует такая аналогия, тем более уж больно она похожа на нашу жизнь и на то, что у нас творится и такое мнение является "троянским конём" в нашей культуре и государственности. Перефразируя выражение В.И.Ленина "Государство тогда чего -нибудь стоит, когда оно "крепкое, развивается, заботится о своём народе, может его защитить, не ворует и не позволяет воровать всем без исключения и имеет веру непоколебимую в свою страну и в свой народ. Такое государство непобедимо! А при чины гибели Византийской империи в отсутствии такой веры и потому она распалась. Наша вера пошатнулась и у нас ещё есть возможность спасти нашу страну, но хватит ли такого понимания у сегодняшней власти и у народа? Вот в чём вопрос! Падёт ли под влиянием Европы третий Рим? Если падёт, то не будет России, а будет колония рабов, работающих и обогащающих католическую веру, так как с православием будет покончено раз и навсегда. Это и будет конец Российской Византии! А распад уже начался отсоединением от России его союзных когда-то республик. Даже братских по крови народов, откуда есть и пошла русская земля, украинцев и белорусов, территория некогда российской империи сжимается, как "шагреневая кожа", да только не по нашему желанию, а в угоду всё тем же "благодетелям" с Запада, мечтающим расколоть и оставшееся на удельные княжества богатейших губернаторов, владельцев краёв и республик, миллиардеров-олигархов, уже имеющих армии охраны своих владений. Все они молятся "золотому тельцу" и продадут землю отцов по причине, указанной К.Марксом в работе "Капитал". В своём докладе на Госсовете президент заявил, что надо работать на Россию, на её народ и мне кажется, что он тоже почувствовал, что грядёт катастрофа падения Российской Византии. Не поздно ли? Вот о чём беспокоится архимандрит Тихон, являясь по сути настоящим патриотом земли русской и он, как русский монах Пересвет, вышел опять перед вражеским войском за землю русскую, чувствуя, что за ним русский народ, а за его счастье и умереть не страшно. Появление этого фильма, как Знамение Божье с напоминанием: "Оглянитесь, еще не поздно! Урок Византии вспомните и не верьте сладким посулам Запада, а будьте верны вере отцов, дедов и прадедов наших, верящих только самому Богу и только ему. Почему ещё и цела пока, оставшаяся в одиночестве, Россия.
С уважением
Б.Успенский
9 октября 2009 года.