Сунна и евангелие

Абу Сурайо
СУННА И ЕВАНГЕЛИЕ.
Предисловие ;;;;;;
 
Хвала Аллаху! Поистине вся хвала принадлежит Аллаху Господу миров. Милость и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду, господину всех посланников Господа. А так же мир его семье и всем сподвижникам, и тем, кто следует по их стопам в благочестии до Судного Дня. Я свидетельствую что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и нет у Него сотоварища, так же свидетельствую что Мухаммад Его раб и посланник.
Затем:
 На протяжении столетий вопросы связанные с пониманием той или иной части религиозного учения о Едином Боге, становятся причиной разногласий или согласия последователей конфессий. Один из таких вопросов является положение Евангелия (Инджиль) Иисуса Христа (аль Масих-Иса бин Марьям) мир ему, в Исламе. Разногласие в этом вопросе имеется между христианами и мусульманами. Христиане считают Евангелием содержание книг т.н. «Нового Завета», придавая этому сборнику статус Священного Писания. Мусульмане убеждены что Евангелие (Инджиль) - это откровение которое Иисус Христос получил от Аллаха. Кроме этого, мусульмане, придают Евангелию статус Священного Писания, но оговаривают что, Евангелие полученное Иисусом не дошло до наших дней в первоначальной форме. И на протяжении столетий, у мусульман сформировалось убеждение что изначально, Инджиль был получен Исой бин Марьям (Иисусом Христом) в виде Книги, подобной Таурату и подобной священному Корану.
В данной книге, если на то будет воля Всевышнего, читатель сможет увидеть разъяснения некоторых аспектов данной проблемы. И тем самым получить ответы на вопросы связанные с этой темой.

Глава 1
Что такое Откровение Бога.
В религиозно-богословской трактовке божественное откровение является способом передачи творениям знаний, в которых те нуждаются для познания Аллаха, самих себя и своего предназначения.
В арабском языке это понятие выражают два слова:
;;;  - [waHi]
      ;;;;; - [iHa]
И в словарях они переводятся как «быстрое обозначение» посредством загадочного явления, метафоры, бессмысленного звука, жеста, надписей или письма. Слова покрывают все данные варианты.
Слова ;;; - [waHi] и ;;;;; - [iHa] – (это два разных слова, значения которых несколько отличаются друг от друга. Слово ;;;;; - [iHa] имеет более общий смысл и обозначает не только откровения пророкам, но и внушения тем, кто не является таковым. Поэтому данное слово используется в отношении и пророков, и других людей. А ;;; - [waHi] употребляется только для обозначения Божьего откровения пророкам. Священный Коран тоже использовал слово ;;;;; - [iHa] в отношении и пророков, и других людей, но ;;; - [waHi] применялось исключительно по отношению к пророкам.

О том что откровение - «ВАХЬИ» дарованное пророкам, бывает двух видов.
Кораническое и некораническое откровения Откровение, ниспосланное благородному пророку Мухаммаду ;, было двух видов. Первый из них включал в себя аяты Корана: и слова, и их понимание были от Аллаха. Они были сохранены в Коране навсегда, и с того момента ни малейшая его часть не может измениться и быть изменена. Такое откровение называют кораническим (читаемым). Во второй вид откровения не входили аяты Корана, но тем не менее через него было передано немало велений и принципов. Такое откровение называют некораническим, то есть его не декламируют. В целом через первый вид откровения (то есть священный Коран) были переданы лишь базовые исламские убеждения и наставления. А подробности и дополнительные детали сообщались посредством некоранического откровения, которое было сохранено в форме хадисов (повествований о высказываниях и поступках Пророка;). Через этот вид откровения благородный Пророк ;узнавал смысл того или иного аспекта, который он затем передавал своими словами. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
;;;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;
Мне был дан Коран, а с ним и другие подобные сведения. Под другими сведениями подразумевается некораническое откровение. Как было сказано выше, подробные детали исламских законов передавались через данный вид откровения.
Краткие определения.
— Откровение в формате Писание (аль-Китаб) - это
Откровение Бога в виде текста, которое в обязательном порядке записывалось, заучивалось наизусть, а так же было наделено статусом «Священное Писание», ещё при жизни того или иного пророка, получавшего его.
— Откровение в формате Мудрость (аль-Хикма) - это
Откровение Бога в виде информации, смысл которого преподносился людям посредством слов, действий, молчаливого одобрения, того или иного пророка, получавшего его. И служило разъяснением «Писания», не зависимо от того, когда и какому пророку, «Писание» было ниспослано.


О том что пророки отличаются от простых людей тем что получают откровения одного из этих видов.
Отличие которое необходимо усвоить на данном этапе в том что пророки получали откровение с выше в виде законов и наставлений. Человек не получавший откровений формата «Писание» или «Мудрость» не являлся пророком. 
О том что каждому пророку ниспосылалась аль-Хикма, но не каждый получал аль-Китаб.
В Коране упоминаются некоторые пророки прошлого
В Суре аль-Ан’ам с аята 84 по 86, Аллах упоминает по именам, 18 пророков прошлого, которым было даровано Писание и Мудрость.
( 89 )   Это - те, кому Мы даровали Писание, мудрость и пророчество.

Я говорю: Хотя не все из перечисленных пророков получали откровение в виде Писания, но все они были обучены ему. И каждый из них получал откровение в виде Мудрости. Дарованное же «пророчество» - это наделение их способностями ведать некоторое из сокровенного и предсказывать будущие события, из того что дозволит Аллах.
Имам аль Куртуби сказал о «пророчестве»:
;;;;;;; ;;;; ;;;;;;;; ;; ;;; ;;;; - ;;;; ;;;;;; - ;;; ;;; ;;;; ;;;; ;;;;;;
«Пророчество» означает пророков со времен Иосифа - мир ему -до времени Иисуса мир ему.
Так же в Коране сказано:
Сура 45 аль Джасия
16.  Прежде Мы даровали сынам Исраила Писание, Мудрость и пророчество, наделили их благами и возвысили над обитателями миров.
16. ;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;;;
Здесь как и в другом рассматриваемом аяте упоминаются три дарованные вещи: Писание, Мудрость, пророчество.
Хотя в ниже приведённом тафсире, ат-Табари разъясняет что дарованное Писание это- Тора и Евангелие, с чем мы не можем согласиться полностью, то определение слову «Мудрость» даётся верное.
Тафсир ат Табари:
;;;; ;;;;; ;;;; ) ;;;;;;;; ;;;;;;;; (;; ;;;; ) ;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; (;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;; );;;;;;;;; ( ;;;; ;;;;; ;;;;;;;, ;;;;;; ;;;;;; ;;;; ;; ;;;;; ;; ;;;;;;;*  );;;;;;;;;;;;;; (;;;;: ;;;;;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;

*(Мудрость) то есть понимание Писания, и знание суннатов, которые не были ниспосланы в Писании.
  Имам аль-Куртуби в своём тафсире к этому аяту:
;;;; ;;;;;: ;;;; ;;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;;; ;;;; ;;;;;;; . ;;;;;; ;;;;;;; ; ;;;;; : ;;;;; ;; ;;;;;; .**
**Всевышний сказал: Прежде Мы даровали сынам Исраила Писание, то есть Таурат. И Мудрость: Понимание Писания.

Имам аль-Багави пишет в своём тафсире к этому аяту:
);;;; ;;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;;; (;;;;;;;
(Прежде Мы даровали сынам Исраила Писание) Таурат.
Имам Тантави пишет:
 ;;;;;;; ;;;;;;;:
;;;;;;;- ;; ;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;.
Под Писанием подразумевается: Таурат, или то что включает Таурат, Евангелие и Забур.

Отличие аль-Китаб от аль-Хикмы.
Глава :
Необходимость знания правил толкования Писания Аллаха.
Для того чтобы установить истину в рассматриваемом вопросе о статусе Инджиля, необходимо пройти правильным путём толкования аятов Корана. Ведь именно в Коране пришло окончательное повествование о жизни Исы бин Марьям, о его пророческой миссии к бану Исраиль. И поэтому самым надёжным способом в вопросе - что такое Инджиль, является рассмотрение всех вопросов в первую очередь через призму Корана и Сунны.  Дабы избежать ошибок в понимании смыслов аятов Корана на эту тему, необходимо руководствоваться строгими правилами толкования.
Правила тафсира.
Богословы установили определенные правила, которых следует придерживаться при толковании писания Аллаха. Толкователь аятов, прежде всего, должен обратиться к самому Корану, поскольку изложенное сжато в одном месте растолковано в другом, а рассказанное вкратце в одном месте подробно изложено в другом.
Когда толкователь исчерпает этот метод, он должен обратиться к Сунне.
Толкование, дошедшее в Сунне, принимается безоговорочно, если оно восходит до пророка, (да благословит его Аллах и приветствует) Имам аш-Шафии говорил: «Любое суждение посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), высказывал на основе того, что он понял в Коране» 

Однако толкователь должен уметь отличать достоверные и хорошие хадисы от слабых и выдуманных, потому что при толковании слов Аллаха можно опираться только на достоверные и хорошие сообщения.
Если толкователь не находит ответа в хадисах или получает неполный ответ, то он обращается к высказываниям сподвижников, которые лучше всех понимали смысл откровений, знали обстоятельства ниспослания аятов и были свидетелями того, как посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), разъяснял Коран и претворял в жизнь его заповеди.
Толкования некоторых аятов, упомянутые в высказываниях сподвижников и их последователей, иногда опираются на предания людей писания, то есть иудеев и христиан. На такие предания часто опирался Абдуллах б. Аббас, «первосвященник мусульманской общины». Среди последователей сподвижников знаниями о предыдущих священных писаниях обладал Кааб б. Мати аль-Химьяри, больше известный как Кааб аль-Ахбар. Известным знатоком иудейского предания и южно-аравийских хроник был выходец из Йемена Вахб б. Мунаббих.
Надежные источники тафсира.
Комментаторы Священного Корана, в своём усердии в разъяснении смысла аятов и сур, должны прибегать к помощи:
1. Корана.
2. Сообщений о словах и поступках Пророка ;,
3. Высказываний сподвижников,
4. Слов последователей сподвижников.
5. Лексикона арабского языка.
6. Здравого смысла.
Эти источники толкования Корана являются надёжными, достоверными и заслуживающими доверия.
Существует так же источник не заслуживающий доверия, который использовали в своих трудах некоторые комментаторы. О чём будет сказано далее.

«Исраилият» - еврейские предания.
Известный исследователь и комментатор Ибн Касир говорил, что существуют три разновидности таких повествований, и к каждой из них следует относиться по-своему:
 1. Еврейские предания, верность которых подтверждается достоверными источниками. Например, утопление фараона, соревнование пророка Мусы (мир ему) с колдунами, его восхождение на гору Синай и т. п. являются заслуживающими доверия фактами, поскольку они подтверждены Кораном и хадисами.
 2. Еврейские предания, ложность которых доказана из достоверных источников. Например, история о том, что пророк Сулейман (мир ему) стал в конце жизни вероотступником (да убережет нас Аллах от таких представлений). Это предание является ложным, поскольку Коран ясно опроверг его. То же самое можно сказать о лживом предании в отношении прелюбодеяния пророка Дауда (мир ему) с женой своего генерала Урии.382 3. Еврейские предания, в отношении которых достоверные источники не говорят ни об их верности, ни о ложности. Пророк ; сказал об этом так:
;; ;;;;;;; ;;; ;;;;;;;
«Не говорите, что они верны, но и не говорите, что они ложны». Разрешается говорить о существовании таких преданий, но на них нельзя основывать религиозные принципы, и нельзя говорить о том, что они верны или ложны. Цитирование их тоже не приносит пользы.

Глава 3
Что такое Сунна?
 Передаётся что Пророк ; сказал: «Пусть я не увижу, чтобы кто-нибудь из вас, когда придет к нему одно из моих повелений или запрещений скажет, развалившись в кресле: «Мы не признаем это (Есть книга Аллаха, а Сунну мы не признаем). Что мы найдем в книге Аллаха, за тем и следуем»»
В «Сунане» Абу Дауда передаётся что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Имейте ввиду, Мне дана Книга и вместе с Книгой еще подобное ей (т.е. Сунна)»

В «Сунане» Абу Дауда передаётся что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Из вас есть такой, что развалившись в кресле, отвергает мои хадисы и полагает, что Аллах запрещает только через Книгу. Имейте ввиду хадисы, в которых я вас увещеваю, приказываю или запрещаю, имеют такую же законодательную силу, как и Коран»
 
Слова учёных.
 Хассан ибн ‘Атыя сказал: “Ангел Джибриль ниспосылался к пророку (мир ему и благословение Аллаха) с Сунной и обучал его ей так же, как и Корану”. 

Имам аш-Шафи’и (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Аллах упомянул «Писание», и это есть Коран, и упомянул «мудрость», по поводу которого я слышал от знатоков Корана, что они сказали: «Мудрость – это Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). И Аллах об этом более сведущий! Ведь Сунна была упомянута сразу после упоминания Священного Корана, а также Всевышний Аллах сообщил, что оказал Свою милость людям тем, что обучил их Писанию и мудрости. Поэтому можно сказать, что под мудростью подразумевается только Сунна, так как именно она связана с Книгой Аллаха. Кроме того, Всевышний повелел подчиняться пророку (мир ему и благословение Аллаха), обязал людей следовать его приказу. Как мы упомянули выше, говоря о связи веры в посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с верой во Всевышнего, обязательное повеление может исходить только из Священного Корана, а затем из Сунны, и Аллах об этом более сведущий. Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха) разъясняет то, чего желает от нас Господь, является доводом как для частных, так и общих положений. Затем Всевышний Аллах связал мудрость со Своим Писанием, упомянув её сразу после упоминания Корана. Такого достоинства удостоен только посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» 

Исма’иль ибн ‘Убайдуллах говорил: “Нам необходимо оберегать и принимать то, что пришло от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь Всевышний Аллах сказал: «Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам!»(аль-Хашар 59: 7).

 Ибн аль-Къаййим говорил: “Известно, что все слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) о религии являются откровением от Аллаха, а все откровения являются Напоминанием (Зикр), ниспосланное Аллахом. Всевышний Аллах сказал: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость» (ан-Нисаъ, 4:113). Писание – это Коран, а мудрость – это Сунна! А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему!»  И он сообщил о том, что Сунна была дарована ему так же, как и Коран. И Аллах Всевышний сообщил, что Он взял на Себя полномочие охранять то, что Он ниспослал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы это было доводом против рабов до Судного дня”. 
Ат-Табари (да одарит его Аллах своей милостью) по поводу аята «обучает их Писанию и мудрости» (2.Аль-Бакара: 151) сказал: «Имеется в виду: обучает их Книге Аллаха, которая была ниспослана пророку (мир ему и благословение Аллаха), разъясняет им смыслы Корана и комментирует его. Что касается второго слова, то мудрость – это Сунна, путь, который установил Всевышний для верующих, Его разъяснение религии устами посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»
Комментарии.
 Становиться очевидно какое важное место занимает Сунна в религии. Аллах ниспослал Своему Посланнику не только Писание-Коран, но так же и «разъяснение» в виде Сунны. И мы видим, как сподвижники всю свою жизнь посвятили неуклонному следованию Сунне, ее сбережению и точной фиксации. И мы видим, что Сунна и Коран неразрывны.
Связь между словом «Мудрость» и понятием Сунна
После того как установлено что:
Сунна является откровение по смыслу а Коран является откровением как по смыслу так и по форме.
Следует обратить внимание на то что Сунна в Коране, чаще всего, упоминается с использованием слова «аль-хикма» (Мудрость).

 (В Коране приводится мольба пророка Ибрахима (мир ему) за эту общину): «Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтёт им Твои аяты, научит их Писанию и Мудрости, и очистит их». (2.Аль-Бакара: 129).

тафсир ибн Касир :
Всевышний сказал: (научит их Писанию) то есть: Корану (и Мудрости,) то есть: Сунне.

;;;;; ;;;;; : ( ;;;;;;; ;;;;;; ) ;;;; : ;;;;;; ( ;;;;;;; ) ;;;; : ;;;;; ;
Тафсир Куртуби:
Всевышний сказал: научит их Писанию и Мудрости, Писанию- (то есть) Коран, Мудрости-знания религии. И учёные толкователи (сказали): И пониманию, которое и есть обычай и свет от Всемогущего Аллаха.
Сказал Малик, и передал Ибн Вахб , а так же Ибн Зайд и. Катада сказали: Мудрость –(это)
Сунна и утверждение законов.



;;;; ;;;;; : ;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;; ; ;;;;;; ;; ;;;;;;; ; ;;;;;; ;;;; ;; ;;;; ;;;; ;; ;;;; ;;;;; ; ;;;; ;;;; ; ;;;;; ;;; ;;; ;;; ; ;;;;; ;;; ;;; . ;;;; ;;;;; : ;;;;;; ;;;;; ;;;;; ;;;;;;;.

В другом аяте Всевышний Аллах сказал: «Таким же образом Мы ниспослали вам Посланника из вашей среды, который читает вам наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и Мудрости…».
(2.Аль-Бакара: 151).
Тафсир ибн Касир:
Аллах сказал: ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; научит их Писанию – (то есть) Корану. ;;;;;;;;;;;;;;  и мудрости –(то есть) Сунне. Так считали: аль-Хасан, Катада, Мукатиль ибн Хаййан, Абу Малик и др.
(Тафсир ибн Касир)

Также Аллах сказал: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и Мудрости».
(3.Аль-Имран: 164)
Тафсир Куртуби:

 ;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;  - ;;;; ;; ;;;;;  –
…и обучает их Писанию и мудрости- разъяснение в суре Бакара (129 аят).

Тафсир Ибн Касир:
 ( ;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;) ;;;; : ;;;;;; ;;;;;;
…и обучает их Писанию и Мудрости: Корану и Сунне.
 
Тафсир Саади.
Он обучал людей мудрости, и под ней подразумеваются пророческая Сунна, являющаяся откровением наряду со Священным Кораном, умение расставлять вещи по своим местам и постигать таинства мусульманского шариата».
Также Аллах сказал:
«Аллах ниспослал тебе Писание и Мудрость».
(4.Ан-Ниса:113).
В другом аяте Всевышний Аллах сказал:
«И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и Мудрости».
(33.Аль-Ахзаб: 34).
Тафсир Куртуби:
: ( ;;;;;;;; ) ;;;;;; . ( ;;;;;;; ) ;;;;;
… :(аятов Аллаха) Корана (и Мудрости) Сунны.

Тафсир Саади.
Под аятами в этом откровении подразумевается Священный Коран, а под мудростью - хадисы посланника Аллаха, раскрывающие тайны последнего Небесного Писания.

Также Аллах сказал: «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости…».
(62.Аль-Джумуа: 2)
Тафсир ат-Табари:

;;;;;: ( ;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ) ;;;;: ;;;;;;; ;;;; ;;;;; ;;; ;;; ;; ;;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;; ;;;;
( ;;;;;;;;;;;;; ) ;;;; ;;;;;;;: ;;;;;. ;;;;; ;;;; ;;;; ;; ;;; ;;; ;;; ;;;;;;;
 (Тафсир ат-Табари)
Кроме него сказали:
Аль-Хасан и Катада упомянули в комментариях этих аятов: «Писание – это Коран, а мудрость – это Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» 

Всевышний Аллах сказал:
(151) Как Я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости, обучает вас тому, чего вы не знали. (Сура Бакара.151)

Чаще всего Сунна пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), в Коране упоминается словом Мудрость.
Аллах, Субханаху ва Таъаля сказал:
 
129. ;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;
129. Господи наш! И воздвигни среди них посланника из них, который прочтет им Твои знамения, и научит их Писанию и Мудрости, и очистит их, ведь Ты, поистине - великий, мудрый!" Сура 2. Аль-Бакара
(Мольба пророка Ибрахима, за потомство)

Так же:
151. ;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;; ;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;
151.  А еще я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас [от скверны], обучает Писанию и Мудрости, а также тому, чего вы до этого не знали.
Сура 2. Аль-Бакара
(О Мухаммаде солляЛлohу алейhи ва-с-салям, Коране и Сунне.)

Так же:
2.;;;; ;;;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;
2. Он - Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и Мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении.
 Сура 62. аль-Джумуа
(О Мухаммаде солляЛлohу алейhи ва-с-салям, Коране и Сунне.)
Так же:
164. ;;;;;; ;;;;; ;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;
164. Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и Мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
 Сура 3. «Семейство Имрана». (О Мухаммаде солляЛлohу алейhи ва-с-салям, Коране и Сунне.)

Так же:

113. ;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;; ;;;; ;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;
113. Если бы не милосердие и милость Аллаха к тебе, то группа из них вознамерилась бы ввести тебя в заблуждение, однако они вводят в заблуждение только самих себя и ничем не вредят тебе. Аллах ниспослал тебе Писание и Мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!
 Сура 4. Ниса
(О Мухаммаде солляЛлohу алейhи ва-с-салям, Коране и Сунне.)

Как было написано в предыдущей главе, все авторитетные толкователи Корана, такие как аль- Куртуби, Ибн Касир, ат-Табари и др. единогласны в том что, упоминаемое в данных аятах Писание, является Священный Коран, а упоминаемая Мудрость- это Сунна Пророка, (мир ему и благословение Аллаха).

 
Упоминание Мудрости в Коране
Но слово «Мудрость» упоминается так же и в других местах священного Корана. В контексте дарования её другим пророкам, и так же упоминается на ряду с «даруемым», «ниспосланным» Писанием.

О том что Мудрость является откровением Аллаха, которую Он ниспосылает Своим пророкам.

;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;;
Тафсир (об Исе) аятов о Писании и Мудрости, дарованных Исе ибн Марьям а. с.
Аллах Субханаху ва Таъаля сказал:
;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;
"…и обучит его Писанию и Мудрости, Таурату и Инджилю..."
Сура Аль Имран аят 48

ат-Табари;  (839, — 923)  в своём тафсире приводит мнение, Катада ибн Диама, и мнение ибн Джурайджа, где слово «аль-Хикма» объясняется как «сунна».

 -7081 ;;;;; ;;; ;;;; ;;;;; ;;;; ;;;; ;;;;; ;;;;; ;; ;;;;;:

» ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; «; ;;;: ;;;;;; ;;;;;.
 -7082 ;;;;; ;;;;;; ;;;; ;;;;; ;;;;; ;;;; ;;;;; ;;; ;;;; ;; ;;; ;;;;; ;; ;;;;; ;; ;;;;; ;; ;;;;»: ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;; «; ;;;»: ;;;;;; «;;;;; =" ;;;;;;;; ;;;;;;;; "; ;;;: ;;; ;;;; ;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;.
 -7083 ;;;;; ;;;;;; ;;;; ;;;;; ;;;;;; ;;;; ;;;;; ;;;;; ;; ;;; ;;;;»: ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; «; ;;;: ;;;;;; ;;;;;.
Упомянутые в этом тафсире Катада (681,- 736) и Ибн Джурайдж (699, - 767) сравнивают Мудрость с «сунной». То есть они считали, что «мудрость» упомянутая в этом аяте, является «сунной» пророка Исы, мир ему. По крайней мере, это могло быть одним из их мнений. Если взять во внимание связь между словами «мудрость» и «сунна» в отношении аятов о пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха), то становиться очевидным что «Мудрость» это стабильный вид откровения Аллаха, которое Он ниспосылает, дарует, обучает Своим пророкам, мир им. Но данная мысль не получила развитие в тафсирах учёных последующих поколений. В последствии они ограничивались толкованием слова «мудрость» в контексте аятов о Исе а.с. как «понимание религии».
Например авторитетные муфассиры аль Куртуби, ибн Касир приводят те мнения которые в последствии стали более популярны. И в основе нынешнего понимания статуса Инджиль, среди мусульман, бытует именно это мнение.
Далее представлены примеры подобного толкования.
Имам аль Куртуби (1214, — 1273) в своём тафсире ссылается на одно из мнений ибн Джурайджа* (699, — 767):
;;;; ;;;;; : ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;; ;;; ;;;; : ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;; . ;;;; : ;; ;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;; ;;;; ;;;; ;;;; ;;;;;; .
Всевышний сказал: «…и научит его писанию и мудрости, Торе и Евангелию», сказал ибн Джурайдж: «Писанию, значит грамоте и письму», и сказал: «Книга отличная от Таурата, Евангелие (которому) Аллах обучил Ису, мир ему»
Имам Ибн Касир (1301, — 1373) в своём тафсире пишет:
;;;; ;;;;; - ;;;;; ;; ;;;; ;;;;; ;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;; ;;;;;; - ;; ;;;; ;;;;; ( ;;;;;; ;;;;;;; ) ;;;;;; ;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;; . ;;;;;;; ;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;; ;; ;;;; ;;;;;;
 Писанию и Мудрости.
-После того, как Аллах сообщил о том, что ангелы обрадовали Марьям сыном Исой (мир ему) Аллах сообщил, что обучит (;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;) Писанию и мудрости. Очевидно, что под «писанием» подразумевается грамота. Смысл «мудрости» мы уже разъяснили в комментарии к суре «Корова» .
);;;;;;;; ;;;;;;;; ( ;;;;;;;; : ;; ;;;;;; ;;;; ;;;;; ;;;; ;;; ;;;; ;; ;;;;; . ;;;;;;;; : ;;;; ;;;;; ;;;; ;;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;; ; ;;; ;;; ] ;;;; [ ;;;; ;;;;;; ; ;;;; ;;; ;;;; .
 );;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;(
- Таурату (Торе) и Инджилю (Евангелию).
Аллах обучит его Таурату и Инджилу. Таурату - Писанию, которое было ниспослано Мусе сыну Имрана (мир ему) и Инджилю (Евангелию) — которое, Аллах ниспослал Исе сыну Марьям (мир им обоим) Иса знал наизусть и то и другое.
Выше приведённые примеры, являются основными источниками для нынешнего понимания статуса Инджиля.
Прочитаем аят ещё раз.
;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;
"...и обучит его Писанию и Мудрости, Таурату и Инджилю" Сура Аль Имран аят 48
Если взять во внимание другие аяты где приходит сочетание слов «Писание и Мудрость» в контексте ниспослания их Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) то очевидным становиться то что толкование находится в самом аяте. То есть одна часть аята разъясняется другой частью. Муфассиры удовлетворились мнением ранних толкователей о том что, в этом аяте Аллах сообщает Марьям (мир ей) что Он, Субханаху ва Таъаля «...обучит его» т.е. Ису (мир ему) четырём вещам:
1. Писанию
2. Мудрости
3. Таурату
4. Инджилю,
 Но никто из толкователей не приводит довод из Корана и Сунны в пользу такого понимания. Каждый из толкователей ссылается на мнение предыдущего, или мнение того учёного на которого ссылался предыдущий толкователь. И одним из самых ранних мнений может считаться мнение ибн Джурайджа. Он говорил, что в этом аяте:
«Писание и мудрость- это грамота и письмо, Инджиль- Книга, отличная от Торы, которой Аллах обучил Ису (мир ему)»
 Надо ещё раз обратить внимание на то что, если в Коране сочетание слов Писание и Мудрость приходит в контексте упоминания пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), то муфассиры обращаются за разъяснением этих аятов к другим аятам или хадисам. И с уверенностью указывают на Коран и Сунну.
Но как было сказано - разъяснение в самом аяте.
В этом аяте Аллах сообщает Марьям (мир ей) что Он, Субханаху ва Таъаля «...обучит его» т.е. Ису (мир ему) не четырём, а двум вещам:
1. Писанию- которое было известно, как Таурат
2. Мудрости- которое известно, как Инджиль.
"...и обучит его Писанию и Мудрости, (то есть) Таурату и Инджилю"
Таким образом все аяты где упоминаются словосочетания «Писание и Мудрость» в контексте дарования или ниспослания Исе (мир ему) вполне могут пониматься таким образом.
А Аллах знает лучше.
Следующий довод:
Ответ на вопрос - Чем является Писание «Ахли Китаб»?
Толкователи Корана не углубляются в разъяснение или определение того чем же является на самом деле Писание «людей Писания». Бросается в глаза что аяты связанные с Исой (мир ему) или Инджилем снабжены небольшим по объему и глубине комментариями.  И это даёт повод некоторым невежественных востоковедам выдвигать мнение что Библия является тем самым Писанием ахли Китаб, о котором Аллах говорит в Коране. Хотя никто из ранних и поздних муфассиров не высказывал подобное мнение. Это может быть связано с тем что большую часть своего времени наши учёные тратят на постижение и исследования в области исламских наук. Приоритет отдаётся изучению Корана и Сунны. А что же может дать им исследования первоисточников предыдущих общин, в то время как нет доверия к бытующим манускриптам иудеев и христиан. Нет убеждённости в надёжности сохранения и передачи информации, отсюда и претензии к их достоверности. В то время как мы имеем более надёжную традицию сохранения информации дошедшей до нас от пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), через его сподвижников. Боязнь упустить самое важное, не даёт возможности отвлечься на менее важные аспекты религии.
И для того чтобы выяснить что же является «Писанием» для иудеев и христиан, необходимо разобрать ряд вопросов.
Кто такие люди Писания?
О том что иудеи и христиане являются общиной одного Писания.
Как известно, в Священном Коране иудеи и христиане часто упоминаются как «ахли Китаб» (Люди Писания). Хотя они отмежевались друг от друга, ещё в давние времена, тем не менее они до сих пор пользуются фактически одним и тем же Писанием. Разница лишь в том что писание христиан (Библия) включает в себя так называемый «Новый Завет» . А то что предшествует «Новому Завету», христиане называют «Ветхий Завет».
«Новый Завет» состоит из 27 книг, написанных на древнегреческом (койне) языке.
То есть, Писание иудеев (ТАНАХ)* находится в составе Писания христиан (Библии).
У одной из христианских сект, во главе с неким Маркионом, во II веке была инициирована попытка полностью отказаться от Писания иудеев. Община христиан отвергла его идеи, и «отлучила» от Церкви его и его последователей. Тем самым подтверждая, что целостность Священного Писания христиан зависит от наличия в её составе, Священного Писания иудеев.
Кроме этого следует обратить внимание на то что в словосочетании «ахли Китаб», арабское слово- Китаб (Писание, Книга), приходит в единственном числе. И каждая из упомянутых общин имеют только одно Писание на двоих, разница лишь объёме. Иудеи не признают лишь Евангелие Исы (мир ему), потому и не добавляют писания христиан в состав своего священного Писания.  К тому же, Всевышний в Коране не называет их как «ахли Китабайн» то есть «Люди двух небесных Писаний» или как «ахли кутуб» то есть «Люди небесных писаний», но всегда они именуются «ахли Китаб» то есть «люди Писания»
Вывод: Община иудеев и христиан руководствуется одним и тем же Писанием. Разница в объёме объясняется тем что христиане пополнили содержание действующего в тот период Писания иудеев, описанием учения и жизни Иисуса Христа то есть его «сунной», деяний его учеников и самопровозглашенного апостола Павла. А разница в учениях, следствие различного толкования этого Писания.

О том что Писанием ахли Китаб упоминаемое в Коране, не может является т.н. «Библия»
О том что Пятикнижие* в частности и ТаНаХ в целом не являются Тауратом дарованный Мусе а. с..
Господь ниспослал Мусе Таурат, записанный на скрижалях, о чем говорится в Коране: «Мы написали для него на скрижалях назидание о всякой вещи и разъяснение всего сущего» 
   Ибн Аббас сказал: «Речь идет о скрижалях с Тауратом».
А в хадисе о споре между Адамом и Мусой, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тогда Адам ответил ему: «О Муса, Аллах избрал тебя и почтил тем, что заговорил с тобой, и написал для тебя Таурат Своей Рукой…»
«А вот что говорится в Коране: «Мы написали для него на скрижалях назидание обо всякой вещи и разъяснение всего сущего: “Держи их крепко и вели твоему народу следовать наилучшему из этого”» (7:145).
Таким образом мы и получаем ответ на вопрос, о какой Торе говорится в Коране? О Торе объемом в две каменные скрижали, на которых уместились все письмена Божии! Как видим, налицо полное совпадение свидетельства Моисея (мир ему) в Торе со Словом Аллаха в Коране! И там и тут четкое разделение слов Аллаха и сунны пророка, который будет «держать», т. е. следить за соблюдением слов Аллаха и научать народ.
Все остальное, что не было записано на скрижалях каменных, суть не письмена Божии, не Тора Бога, а письмена Его пророка (сунна), учившего народ, а также письмена позднейших комментаторов (тафсир) к ним. Место, где Моисей цитирует слова Бога, обращенные персонально к нему – аналог хадисов аль-кудси.»
Следует сказать так же и о «свитках» Мусы а.с. которые упомянуты в Коране дважды.
36. «Разве ему не поведали о том, что было в свитках Мусы и Ибрахима который выполнил повеления Аллаха полностью?» Сура 53: Аяты 36-37.
18. «Воистину, это записано в первых свитках –            19. свитках Ибрахима и Мусы.» Сура 87: аяты 18-19.
Полное содержание этих свитков известно одному Аллаху. Но они могли содержать, то что можно было бы назвать достоверной сунной пророков Ибрахима и Мусы, мир им обоим. А так же откровением Аллаха сопоставимой хадисам «кудси». И фиксация откровения могла вестись ещё при жизни пророка Мусы мир ему, и войти в состав Таурата. Но все что было включено позже в состав Писания бану Исраиль, не может считаться Тауратом.
А Аллах знает лучше.

Тафсир аятов о Писании, дарованном Мусе а. с.
О том что Писание которое получил Муса а. с. является Таурат.
Господь ниспослал Мусе Таурат, записанный на скрижалях, о чем говорится в Коране: «Мы написали для него на скрижалях назидание о всякой вещи и разъяснение всего сущего» (сура 7 "Ограды", аят 145). Ибн Аббас сказал: «Речь идет о скрижалях с Тауратом». 
«Мы ниспослали Таурат, в котором содержится верное руководство и свет. (сура 5 "Трапеза", аят 44). 
«Мы даровали Мусе Писание в качестве наглядного наставления для людей, верного руководства и милости» (сура 28 «Рассказ», аят 43)
Катада сказал, что Яхья ибн Салам сказал:
;; ;;; ;;;; - ;;;; ;;;;;;;
Это первое Писание- имеется ввиду Тора.
А в хадисе о споре между Адамом и Мусой, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тогда Адам ответил ему: «О Муса, Аллах избрал тебя и почтил тем, что заговорил с тобой, и написал для тебя Таурат Своей Рукой…»
 Таурат — величайшее из писаний сынов Исраила, в котором изложена основа шариата. А всё что не является Тауратом, но присутствует в составе их священного писания, выполняет функцию толкования и разъяснения Таурата. Этим могут быть как и изречения и описание действий пророка Мусы а.с., так и изречения и описания действий последующих пророков бану Исраиль. Всё что кроме этого, является комментариями толкователей, текст которых возведён в статус «священного» и включён в состав священного писания иудеев и христиан. В исламской традиции подобная практика исключена. Как видно, и по прошествии более 14 столетий, Речь Аллаха содержится отдельно в составе Корана от слов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые сохранены в свою очередь в сборниках хадисов, и отдельно от слов толкователей.
В Коране сказано: "Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это - от Аллаха», - чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!" (2:79)
О том что т. н. «Новый Завет» не является Инджилем дарованный Исе а. с.
(Необходимо пересмотреть содержание данного раздела, ибо повторение предисловия не красит содержание)
Проблема идентификации Евангелия.
Существует некоторая проблема в данном вопросе.
Христиане считают Евангелие это само по себе «благая весть» о том что спасение возможно через веру в Иисуса Христа в понимании учения церкви и тд.
Мусульмане считают, что Евангелие это одно из Священных Писаний, Книга Аллаха которую Он ниспослал Иисусу. Но в последствии последователи Иисуса не смогли сохранить эту книгу, и она дошла до наших дней искажённой.
 

Список литературы
Muhammad Taqi Uthmani.Translated by Dr. Mohammad Swaleh Siddiqui. (1976 (1396 г. х.)). ";;;; ;;;;;;"An Approach to the Quranic Scienes. Karachi: Darul Isha’at,.
А. В. Полосин, Али-заде А.А. (2008). Ислам не такой! А какой? 40 ответов критикам Корана и Сунны. Москва: Ансар.
Али-заде, А. (2007.). Исламский энциклопедический словарь. Москва.: "Ансар".
Ас-Суйути. (б.д.). «Совершенство в коранических науках. Учение о толковании Корана».
Ибн Касир. (б.д.). «Тафсир аль-Кур’ан аль-Азым»,.
Кашмири, А. Ш. (1357 г. х.). Богатство Творца. . Каир: "Матбах Хиджази".
Муртазин М. Ф., Кулиев Э. Р. ( 2011). Корановедение: учебное пособие. Москва: Издательство Московского исламского университета,.

(книга не завершена)