Переплыть Чулышман

Денис Соболев 2
Изначально такой мысли в моей голове не было. Ее просто не могло там возникнуть, ибо о Чулышмане я слышал к тому моменту столько страшных баек от сплавщиков, что... Но обо всем по порядку.
Решение ехать на Чулышман за хариусом мы приняли давно, еще зимой, сидя на зимней стоянке за чаем. Тогда Миша столько всего рассказывал об этой реке, что мне не во все верилось. Говорил о том, как разбивались там лодки сплавщиков со всех концов света, как Чулышман вздувался после дождей в горах и сносил все на своем пути, наполняя Телецкое озеро. В эту поездку мы поехали с женой и нашими хорошими знакомыми. Добрались до Улагана, перегрузили вещи из РАВчика в Таблетку и отправились в путь. Дорога заняла около 2 часов. Сначала мы просто поднимались в гору, а затем петляли по тайге. Улаганская тайга как парк, я уже писал об этом, чистая и прозрачная.
Все вокруг покрыто густым ковром разнотравья, воздух благоухает. Запах просто не передать словами. Полуденный зной и легкий ветерок с гор как контрастный душ, бодрит тело и веселит дух))) Всюду слышен неумолчный стрекот кузнечиков и вертолетный звук перелетающих с места на место кобылок. А где-то над головой парит зоркий дозорный - коршун, время от времени издающий пронзительный клекот.
И вот пришел август, лучший для ловли хариуса месяц, и мы поехали. Поехали мы с моим другом на большом внедорожнике, ибо Миша предупредил - дорога на Чулышман сложная.
До Улагана долетели как обычно. Переночевали, собрались и поехали. Я удивился, когда увидел, как Миша привязывает к багажнику на крыше лодку.
-На всякий случай,- как обычно многословно объяснил Миша и уселся в машину.
"Надо так надо", - подумал я. И мы поехали. Через Балыктуюль, мимо Пазырыка и дальше. Дорога с каждым километром становилась все менее пригодной для движения, но наш внедорожник бодро хрустел камешками, поднимая за кормой столб пыли. Мы останавливались дважды. Первый раз - на краю огромного обрыва. Там, внизу, яркой изумрудной зеленью играло небольшое овальное озерцо.
 Вдоволь налюбовавшись, мы тронулись дальше. Джип перевалился на ухабах, поскрипывая пружинами. Миша что-то рассказывал моему другу, я особенно не прислушивался. Я смотрел по сторонам. Вокруг - тайга. Суслики шныряют по травянистым пригоркам, забавно вставая столбиками. Как только видят коршуна, тут же шныряют в норы с невообразимой скоростью.
И вот мы приехали на Кату-Ярык. Здесь наша вторая остановка перед спуском. Кату-Ярык просто придавил меня своими масштабами. Стоя на краю километрового обрыва, я чувствовал себя песчинкой. Вон то белое пятнышко внизу - крыша базы отдыха. Высота обрыва- километр. На той стороне - такие же отвесные скалы. Чулышман течет в каньоне длиной 200 км. Из озера Джолуколь в Телецкое.
Сам перевал Кату-Ярык - очень извилистый спуск, прорезанный прямо в теле скалы. Максимальный уклон - 30 градусов. Высота - километр, длина - 3,5. Непростой маршрут даже для нашего аппарата. И вот спуск. Я сел на окно, одной рукой держась за ручку над окном. В другой у меня фотоаппарат. Я очень хотел запечатлеть спуск на видео!
 
 
Мой друг ругался на меня и призывал сесть внутрь авто. Миша философски молчал. Он очень спокойно относился к сумасшедшему поведению других. ОН просто признавал за каждым право убиться так, как ему хочется.
А мы тем временем катимся вниз. Первый поворот, второй. Рулевой шипит сквозь зубы и давит на тормоз. Но тяжеленный джип неудержимо тянет вниз, и он набирает скорость. А впереди очень крутой поворот. Но мой друг справляется с ситуацией. В салоне пахнет горелыми колодками, но ехать надо, и мы катимся, катимся....
И вот мы внизу. Отъехали от спуска, остановились, вышли. Задрав головы, смотрим на перевал. Блин, а как же назад??? Ну ничего, справимся. Осмотрели машину. Тормозные диски просто посинели от перегрева. Мы постояли, подождали, пока они остынут. Но долго стоять тоже не стоит - нужно найти место для ночевки на берегу и обустроить лагерь до темноты. Дорога идет вдоль Чулышмана, повторяя его повороты, в сторону Телецкого озера. До него от перевала около 80 км.
 
Сам Чулышман прекрасен. Ярко-зеленая изумрудно-прозрачная вода с шапками белоснежных бурунов на перекатах и порогах, оглушительный рев воды (друг друга плохо слышно). И отвесные скалы с обеих сторон. Величие гор здесь ощущается особенно сильно. Но в каньоне визуально много воздуха, и горы не давят на тебя. Но все равно ощущаешь всю мимолетность своего существования.
Отъехав от перевала километров на 20, мы нашли наконец подходящее место на самом берегу. Огромный валун и чистая аккуратная площадка. На ней немного мусора (встретил бы тех, кто бросил - руки бы обломал по самые плечи), который мы быстренько прибрали и начали ставить палатку.
Развели костер. По берегам растет масса...тополей! Здесь их встретить было огромной неожиданностью, я привык к хвойной тайге Улагана. Но здесь - микроклимат и есть даже большой яблоневый сад!
Река кристально прозрачна, виден каждый камешек на дне. А на вкус вода в Чулышмане просто чудесна. Но холодная, до ломоты в зубах. Да, купаться здесь - небольшое удовольствие. Чуть ниже места нашей стоянки - широкий плес и сразу за ним - мощный порог. Река здесь зажата между двумя огромными глыбами гранита и устремляется дальше с диким ревом.
Но вот лагерь поставлен, и я помчался пробовать ловить хариуса. У меня спиннинг с блеснами и второй с местной снастью, сплетней. Сплетня - уникальное изобретение местных рыболовов. На лесу привязывается большой пенопластовый поплавок со свинцовым грузом внутри. Выше него на метр - еще один, но уже без груза. И между поплавками на коротких поводках привязаны мушки и мормышки разных цветов. При забросе тяжелый поплавок вытягивает всю конструкцию в линию, и работая спиннингом, можно облавливать большие участки реки. Но в этот вечер удача ко мне так и не повернулась. И на следующий день я был ей очень за это благодарен, ведь мне пригодился весь ее запас.
Вечер на берегу Чулышмана - это сказка. Река, будто утомившись за день, к ночи начинает шуметь чуть тише, и можно говорить, не срывая голос.
Огромные Улаганские звезды теснятся в разрыве между скал над головой. Ветер гуляет где-то наверху, не долетая до нас. Пахнет травами и немного камнями. Мы наварили еды, плотно поужинали и сейчас пили чай. Молчали. Впитывали величие момента.
Утро началось с умывания в ледяной воде. Температура всего 4 градуса, бодрит!
Я начал было собираться на рыбалку, но Миша сказал:
-Ты ж здесь ничего не поймаешь. Вчера разве не понял?
-Ну и что делать?
Миша молча отвязал лодку, развернул ее и сказал мне:
-Качай.
А сам уселся пить чай. Кому чай, а кому и качай. Я быстренько накачал двухместного "Зодиака", скидал в него снасти и вопросительно уставился на Мишу.
-Садись, чай пей.
-Миш, поплыли, а?
Мой друг в это время критично на нас поглядывал. Наконец он не выдержал:
-Вы с дуба не рухнули, друзья мои? Миша, ну ладно Дэн, он молодой и бестолковый, но ты-то? Ты ж видишь, река бешеная! Куда вы собрались на этой резинке? Тут рафты бьются, река высшей категории.
Миша спокойно отпил чаю, швыркая, куснул конфету и изрек:
-А мы аккуратненько. И это, Денис, насос с собой положи. И будь готов качать.
Я насторожился. Зачем качать? Накачал, аж звенит!
-На улице сколько? Уже под 30 градусов. А вода сколько? +4. Физику учил?
Ну да, ну да. Будь готов! Всегда готов.
Друг попытался еще раз:
-Может лучше на машине ниже переедем и найдем нормальное место?
Миша молча потащил лодку к воде, бросив перед этим в котелок какую-то травку.
Я пожал плечами и отправился за ним. Плыть же пора.
 
Подойдя к воде, я в задумчивости остановился. Чулышман ревел и бесновался чуть ниже нас по течению, метрах в 50. Здесь же Плес был ровным и гладким, только под противоположным берегом виднелась полоса белой пены, там было мелко, и вода разбивалась о камни в мелкую взвесь.
Миша тем временем спустил лодку на воду и ждал меня, сидя в ней.
Я сел в лодку, и Миша провел краткий инструктаж:
-Гребу я, ты держишь насос наготове и делаешь все, что я скажу. Скажу прыгать - прыгаешь. Понял?
-Да понял, поехали.
Знал бы я.
Миша оттолкнулся от берега, развернул лодку и быстрыми гребками погнал ее поперек течения, немного по диагонали. Где-то на середине плеса я почувствовал, как нас подхватило стремительное течение и понесло в порог. Миша закричал:
-Качай, качай!!!
Я судорожно работал руками, качая резиновую лягушку. Борта под нашим весом уже просели почти до воды. Миша бешено греб.
Я бросил взгляд на берег и увидел, как мой друг бежит, выкидывая вперед ноги (а росту в нем 2 метра), зачем-то держа в вытянутой руке котелок с чаем. Он что-то кричал, но из-за рева воды я ничего не слышал, видел только беззвучно открывающийся рот. Вообще картинка эта сохранилась у меня как набор разрозненных фотографий.
И вот мы влетаем в порог.
Миша кричит:
-Ж...у берегиииии!
Наша лодка проскользнула расселину между скалами как тряпка, ни на секунду нигде не задержавшись. А дальше - порог длиной метров 70. Вода кипит белыми бурунами, там и тут торчат острые камни, водяная пыль промочила нас в долю секунды!
Ааааааа! Летим по порогу, полуспущенная лодка полощется на течении. Я держусь одной рукой за борт, другой держу снасти. Оглядываюсь на Мишу. Он собран, но....безмятежен что ли. И даже, похоже, получает удовольствие от происходящего!
Но вот мы пролетели порог, и нас обратным течением потянуло к нашему же берегу. Вот прокатились, блин!
Миша подработал веслами, и мы ткнулись в берег. Я пулей выскочил из лодки и втащил ее на берег вместе с Мишей. Потом я взял спиннинг и пошел ловить рыбу в полной прострации. Миша там временем деловито осмотрел лодку и принялся разжигать костерок.
 Я поймал маленького харьюзка. отпустил его и пошел к костру. К этому моменту у костра появился и мой друг с котелком чая. Удивительно, но он донес его не расплескав.
 
И вдруг из меня будто вынули все кости разом. Я сел на траву и попытался закурить. Сигарета прыгала в зубах, руки не могли чиркнуть зажигалкой. Миша забрал у меня зажигалку и поднес ее к сигарете. Я выкурил ее до фильтра в три затяжки. А потом Миша разлил чай из котелка по кружкам. После пары глотков я повеселел, а потом мне и вовсе захорошело. Мы с другом подозрительно переглянулись и уставились на довольного Мишу.
-Чего смотрите? У нас тут много разных трав растет, есть и тонизирующие - Миша посмеивался, глядя на наши обалдевшие лица.
-Допивайте, и погнали на ту сторону. Ты - указующий перст на моего друга - собирай лагерь и переезжай на километр вниз. А мы туда сплавимся потихоньку. Тут река уже поспокойней.
Я с сомнением глянул на воду. Та же пена, те же камни....
 
Но делать нечего, надо плыть. И мы поплыли. Лодка накачана, и мы вновь устремляемся к другому берегу. И, о чудо, нам это удалось! Правда под самым берегом глубина была метра 3, и вода неслась там со скоростью курьерсокого поезда. Но Миша одним мощным рывком преодолел эту стремнину, и я живо втащил лодку на берег, выскочив из нее на мокрые камни. А дальше - полдня чумовой рыбалки и прогулки по гладким окатышам на берегу своенравного и могучего Чулышмана. Переправа на наш берег прошла по тому же сценарию, и мы причалили точно возле нового стана, к тому моменту уже разбитого нашим другом.
На следующий день мы полезли в гору по отвесной стене, собирать каменное масло. Каменное масло - чудодейственная вещь! Если интересно - погуглите, много интересного узнаете. Сначала мы карабкались по красной осыпи, и в этом не было ничего сложного. Я все детство так гонял по терриконам. Но потом пришлось забираться вверх по отвесной скале. Камни слоились и расщеплялись под пальцами, саперная лопатка мешала, но мы справились. Вжимаясь щекой в скалу, пытаясь просто влипнуть в нее, я жалел о том, что человек-паук -просто герой комиксов.
Но мы добрались примерно до середины скалы и нашли первое масло. Собрав его в сумку, пошли дальше. Так мы перемещались по скале пару часов. Миша двигался впереди, обогнав нас метров на 100. Мы же плелись следом. Набрав нужное количество, мы спустились вниз, и поехали к новому месту стоянки. Так прошли 5 дней, отведенных нами на изучение прекрасной долины Чулышмана. До Телецкого мы не доехали. Но приключений и так хватило с головой...