Васильки

Коста Мария
Васильки

В детстве мы с подругами любили гулять по деревенским окрестностям, собирать полевые цветы, плести из них венки, а потом устраивали на речке купания, обязательно с брызгами и  визгами. Наш задорный смех разносился по всей округе, и был слышен даже в отдалённых уголках села, так по крайней мере говорили местные. Возможно они на этот счёт слегка привирали или же просто шутили, подтрунивая над нами и ещё сильнее раззадоривая. Что им прекрасно удавалось, и, надо признать, нисколько нашего девичьего самолюбия не ущемляло. Кому, скажите, не понравится особое внимание и добрые шутки соседей. Даже наоборот, наша девичья "банда" была дружной, душевной, излишне впечатлительной и шумной. Катька, Тоська, Варька, Стешка и я, как называли меня частенько мои любимые подруженьки просто и коротко Мась. Временами моё имя удлиняли до Масюся, Масюня или же Масяня, но Мась было произносить короче, и потому чаще всего в употреблении. Называли мы друг дружку и уменьшительно ласкательными именами и всяческими забавными производными от них. Не буду вдаваться в подробности, это было между нами, а не на серьёзной публике, но возможно в рассказе моём где-то и проскользнёт по привычке та или иная неформальная форма имён подруг, так что не удивляйтесь.

Знали мы друг друга ещё с дошкольных времён, но по-настоящему сдружились именно в классе. По воле случая нас с самого первого класса определили в одну октябрятскую звёздочку. Так мы с тех самых пор и не расставались. Делали вместе уроки, гуляли, ходили в гости, и как и принято было в те времена, совершали всякие добрые дела. А результаты заносили в особую таблицу. И когда наша дружная команда занимала первое место по сбору макулатуры или какому-то творческому школьному проекту, мы всегда устраивали самые настоящие празднества. Чаще всего эти вечеринки мы проводили у меня, так же как и всяческие репетиции. А бабушка моя, Анастасия Григорьевна, царствие ей небесное, в то время часто подбрасывала нам всевозможные идеи, а так же кормила нас вкусно и от души. Кстати, именно она научила нас всех прекрасно готовить, щедро делясь старинными рецептами, помогая постигать тонкости. Мы узнали не только что и с чем лучше всего сочетается, и в каких пропорциях используется, но и назначения и применения пряностей и всевозможных трав. Так же она просветила нас на счёт родовых обрядов, которые передавались в нашей семье из поколение в поколение. Обучала какие травки собирать, в какое время, в каком виде, и что каждая из них лечит, как правильно и на какие праздники нужно гадать. Как толковать сновидения. В общем, с ней нам никогда не было скучно.

Когда мы подросли, в лето нашего шестнадцатилетия, она сказала, что пришло время всерьёз  погадать на суженного. Так в один из летних праздников бабушка моя напутствовала нашу девичью компанию, что сегодня важная и единственная подходящая ночь в году, когда до заката нужно обязательно в поле набрать тех цветов, которые каждой из нас более всего по душе и сплести из них особенный ритуальный венок. В подобных мероприятиях летом мы участвовали постоянно, потому нисколько не удивились. Но в этот раз обязательным условием было, чтобы они все оказались строго одного вида, не должно было в венке присутствовать никаких других цветов.

- Травы, злаки разные быть могут, но сами цветы - один вид, не более того, без каких-либо примесей! - сказала она строгим голосом.

Мы никогда с ней не спорили. Кивнули и побежали на поле. Один вид так один вид, разве это проблема? Но когда мы оказались на месте, то поняли, как сильно ошибались. Потому что определиться оказалось непростым занятием, и когда почти перед самым закатом мы оказались на цветущем во всём своём многообразии поле, то крепко задумались, какие именно цветы каждой из нас будет по душе собирать. Остановить свой выбор на чём-то одном оказалось не так уж и просто, учитывая одно немаловажное условие.

Бабушка так же предупредила нас, что венок у каждой должен быть индивидуальным, то есть обязательно разным, без повторений. И если одна выберет мак, то другая его в своём венке уже использовать не сможет. Тут то мы и начали наперебой кричать: Я буду собирать это, а я то! Нет, это мои цветы, я всегда их больше вашего любила, найди себе свои, я первая застолбила. Да тебе никогда не нравились они, это ты назло, чтобы мне насолить! И всё в таком духе!"

Впервые за всё время нашей крепкой девичьей дружбы мы чуть не разодрались, признаться. Еле успокоились. Отдышались. Благо время поджимало. И нужно было срочно проблему решать. Косы не успели друг дружке повыдёргивать. Решили действовать сообща и по очереди определяться. А чтобы было всё по справедливости. Нашли в поле пять былинок, четыре из них сделали одинаковой длины, а одну длиннее обычного, и стали по очереди тянуть. Кто первый отличную от других травинку выберет, тому из многообразия и выбирать.

Первой удача улыбнулась хитрой Катюхе. Она аж взвизгнула от удовольствия, вскинула ладошки вверх и начала прыгать вокруг себя, будто пыталась достать с неба одно из облаков, продолжая при этом радостно вопить. Мы стояли рядом, кто закусив нижнюю губу, кто скривив недовольную гримасу, кто переминаясь с ноги на ногу от неуверенности и жалости к себе. Одна я не стала сентиментальничать, одёрнула её за подол платья, и попросила не тратить драгоценного времени на излишние эмоции, указывая пальцем в сторону раскрасневшегося на линии горизонта солнца.

- У нас ещё будет время обсудить и выбор, и удачливость в том числе, а сейчас нужно подумать и о других. - строго сказала ей я.

Она попыталась успокоиться, и не скрывая победоносной улыбки на своём тщеславном лице, гордо заявила, что её выбор пал на маки. Кто то из нас ахнул, кто-то фыркнул, кто-то процедил сквозь зубы: Я так и знала! Одна я ничего не сказала. А Катька тут же принялась собирать любимые цветы на колышущемся от ветра поле.

Мы же поспешили продолжить лотерею, так как времени в наличии у нас оставалось всё меньше. Следующей, к кому фортуна повернулась лицом, оказалась Тоська. Не долго думая, видимо учитывая опыт предыдущей подруги, она спокойно и уверенно заявила, что принимается собирать Колокольчики. Мы втроём, войдя в азарт, лишь кивнули ей в ответ. И принялись тянуть былинки заново.

- Ну что девчонки, на троих?! - заявила Варюха, и зажала концы травинок плотно в своём маленьком кулачке. Мы перекрестились, выдохнули и потянули тросточки жребия на себя. Оказалось, что самая длинная так и осталась в руке Вареничка.

- Повезло тебе, Варюнь! - сказала я без доли зависти. И всё же внутри меня начинало рости беспокойство. Красивые цветы разбирали на глазах. Что же достанется мне?! А если мне ничего из оставшегося не понравится, что я буду делать тогда. Так я думала внутри, внешне же старалась сохранять спокойствие и добродушие. Варюньчик выбрала Ромашки, и тут же принялась их собирать. Я слегка выдохнула. Ромашек не было в моих планах, а потому я молниеносно прониклась к подруге уважением и благосклонное расположение легко читалось на моём довольном лице. Я потрепала её одобрительно по плечу. И повернулась к оставшейся возле меня Стешке.

- Степаш, ну чего, остались ты да я, да мы с тобой! - засмеялась я слегка нервным смехом.

Степанида предоставила право выбора мне первой, но я отказалась, ведь так было нечестно. Раз уж мы решили вручить себя в руки случая, то нужно было крутить колесо фортуны до самого конца. Я зажала две травинки в ладони так крепко, будто хотела выжать из них свежий сок, и выпить его за завтраком. Мгновение, и длинная былинка в руке у Степашки.

Всё внутри меня опустилось. И я с замиранием сердца ждала выбора подруги, будто ожидала в зале суда обвинительного приговора. Стешка посмотрела на меня с лёгкой улыбкой и быстро проговорила: Я буду собирать Иван-чай, и ты времени не теряй!

Через пару секунд подруга исчезла из моего поля зрения. Тогда я повернулась в обратную сторону, посмотрела на поле, зафиксировала каждый силуэт, в руках у каждой из них были уже увесистые охапки цветов. Посмотрела на солнце в зените, потом себе под ноги, и стала собирать васильки.

Через минут пятнадцать мы собрались вместе у кромки поля, уселись поудобнее и начали связывать цветы вместе, переплетая их стебельки особым образом, так чтобы в итоге у нас получились красивые головные украшения. Венки получились на славу, видные, нарядные, добротные, яркие, лучше чем когда либо. Тогда мы поспешили домой к бабуле, чтобы похвастать результатами выполненного задания. Там в тени сада она обещалась открыть нам еще один немаловажный секрет.

Прибыв в распоряжение бабушки, и показав свои творения, мы были рады получить  и её одобрительный взгляд, и улыбку, и слова поощрения. Но больше всего нам не терпелось узнать, что же всё это означает. Состязание закончилось. Теперь мы могли наслаждаться временем, проводимым вместе. Но не тут то было...

- Так что же это означает, бабушка? - спросила я, не скрывая неподдельного любопытства.

- Это ещё не всё, мои дорогие, запаситесь терпением. Теперь последний и немаловажный штрих, а затем мы сможем провести обряд! -  почти шёпотом произнесла бабуля, поднося указательный палец к устам. Будто боялась, что её кто-нибудь кроме нас услышит.

Мы собрались вокруг неё как новорождённые цыплятки возле мамы-квочки. Открыли рты и внимали каждому её слову, внимательно попутно следя за её жестами и мимикой, боясь упустить нечто важное.

Бабуля развернула подол фартука, внутри вместительного кармана находился букет различных трав, которые она собрала из нашего сада.

- Теперь вам опять предстоит выбирать сердцем! - сказала бабушка с налётом некоторой таинственности.

Она достала пять шёлковых платков, попросила завязать на лице, чтобы сквозь них не просвечивал свет и мы не могли различать предметы перед собой, объяснила как важно не подглядывать, и вручила в руки каждой по маленькому травяному пучку, со словами: Можете использовать обоняние, осязание, пробовать на вкус, но главное не подсматривайте! От этого зависит результат, и ваше дальнейшее семейное счастье!

- Ищите нужное не глазами, а сердцем! - повторила бабушка, а по удаляющимся шагам мы поняли, что остались с пучками трав наедине.

- Наверное она не хочет сбивать нас с толку?! - подумала я. И принялась обнюхивать травы. Среди них я тут же обнаружила и мяту, и розмарин, и эстрагон, и лаванду, и тимьян, и шалфей, и базилик, и кинзу, и душицу, и майоран, и много различных других, что росли в нашем огороде в большом количестве в летний период. Что-что, а травам и различной зелени места в сердце, как и саду, бабушка отводила огромное. Летом она использовала их свежими и в кушаньях, и в отварах, на зиму же засушивала.

Когда мы сняли повязки, то оказалось, что Катюха выбрала розмарин, Тосенька - лаванду, Варюша - мяту, Степашечка - тимьян, а я на удивление, сама не знаю почему, эстрагон. Я до последнего не могла определиться, что же мне больше по душе, сомневалась, металась. Бабушка прививала мне любовь ко всем растениям с детства, и каждое из них мне было интересно и дорого по-своему. Так что определиться оказалось не так-то просто. И всё же выбор был сделан.

Мы удивлённо осматривали травы в руках каждой из нас, но более всего нас поразил тот факт, что и травы, не только цветы в венках, оказались у каждой особые, и в своём выборе ни одна из нас с другой не совпала. Мы с нетерпением ждали возвращения бабушки. Через минуту она показалась в саду с весомым подносом в руках. Я кинулась ей помогать, расставляя на столе чашки, раскладывая возле них фамильные серебряные чайные ложечки. Мы уселись вокруг круглого и большого стола. Мы любили собираться за ним как всей семьёй, так и вместе с приходящими в наш дом гостями. Самовар уже закипел. Бабушка поспешила разлить душистую заварку по чашкам. А я была на подхвате, доливала крутой кипяток.

Мы все вопрошающе смотрели на бабушку, в ожидании начала её рассказа. Но она от чего-то не спешила. Расставляла спокойно по кругу креманки, и уже было хотела отвинтить крышку от банки с вишнёвым вареньем, как тут я не выдержала и всполошившись зашумела: "Бабушка, давай это сделаю я, а ты поскорее начинай результаты объявлять!"

Бабушка улыбнулась и уселась поудобнее за столом. Посмотрела на нас и сказала просто до обыкновения: Выбрали? Умницы! А теперь воткните эти травы в ваши венки. После того как мы попьём чай, нужно будет отправиться на реку, захватите с собой тёплые кофты и свечи.

На улице уже давно стемнело, и стало довольно свежо, под ухом у нас стали жужжать комары. Бабушка попросила меня зажечь свечи. На садовом столе у нас всегда стоял старинный бронзовый подсвечник. Мы любили поздние посиделки с чаем в саду, тогда бабушка рассказывала всякие истории, которых в её арсенале было великое множество, удивительно, но они никогда не повторялись. Надо признаться, что подобное удовольствие доставалось мне многими комариными укусами, но я была готова и на эту жертву.

Выпив чаю, захватив кофты и свечи, а так же венки, мы всей большой компанией во главе с бабушкой отправились на реку. Так она показала, как цеплять к венкам свечи, и что шептать во время обряда. Отпустив их по воде мы начали петь. И пели так же всю дорогу до дома обратно. Бабушка в тот вечер больше ничего нам насчёт этих обрядов не объяснила. Только сказала положить по травке и по одному цветочку под подушку, что якобы ночью нам приснится особенный сон, в котором мы и увидим каждая своего суженного. и ещё разные подсказки, по которым сможем его в последствии безошибочно узнать.

Мы пожали плечами, но спорить не стали. Сон, так сон. Я легла спать сразу как пришла, тем более день был насыщенным и я очень устала. Утром проснулась с первыми петухами и сразу же вскочила с кровати. Бабушка предупреждала, что не следует сразу после пробуждения глаза открывать и с кровати слезать. Что стоит ещё полежать и подумать, вспоминая всяческие мелкие детали из сна. Что якобы в них таятся какие-то важные подсказки. Но я об этом напутствии, конечно же, забыла. Я привыкла к раннему пробуждению, к тому что первым делом нужно пойти в сад, к умывальнику, и умыться прохладной водой. Так я поступила и этим самым утром. Так что к тому моменту, как я полностью оделась, умылась и села завтракать, посмотрев на внимательно изучающую меня бабушку, я и поняла о сотворённой досадной ошибке, которую исправить не представлялось возможным.

- Да что ж такое, - бросила я в сердцах, шлёпнув себя хлёстко ладонью по лбу.

- Что такое? Жених не понравился? - спросила как ни в чём не бывало бабушка.

- Я про всё твои наказы совершенно забыла! Я выпрыгнула из кровати, как обычно. И не могу вспомнить ни единой детали из ночных грёз! - продолжила я с грустью в голосе.

- Ну что же теперь поделаешь! - продолжила бабушка таким же спокойным тоном и слегка улыбнулась.

- Что же теперь получается я так и не узнаю ничего про своего суженного и все усилия были напрасны? - не унималась я.

- Ну почему же, может и вспомнишь ещё, только гораздо позже! Важные сны повторяются, в определённые даты, при нужном стечении обстоятельств - ответила она, подмигивая и отхлёбывая горячий чай из фарфорового блюдечка.

Но я почему-то была уверена, что с моей дырявой памятью я точно ничего и никогда не сумею выудить.

Через некоторое время в дверь постучали, это мои подруги одна за другой просачивались сквозь входную дверь. По их довольным лицам было заметно, что им не терпится нам с бабулей о чём-то важным поделиться. И тут они наперебой стали докладывать подробности своих необычайных, сказочно-прекрасных снов, в которых их целую ночь сопровождали прекрасные принцы.

Одна я помалкивала и молча ела сырники, время от времени макая их в густую домашнюю сметану и грустно вздыхая.

Когда все закончили свои доклады, то вдруг одновременно посмотрели на меня с некоторым ожиданием. Я не знала что им ответить, просто помотала головой из стороны в сторону и развела неуверенно руками. И отвернулась, пытаясь скрыть мокрые от слёз глаза.

- Она не запомнила сон! - вдруг сдала меня бабушка.

Я сжала кулаки и заклокотала внутренне. Как же так, ведь просила её не говорить.

И тут со всех сторон посыпались вопли и причитания вперемешку с лёгким сожалением, вздохами и ахами, и обратилось эти охи в итоге откровенно неприкрытой жалостью. Именно такой реакции я и боялась больше всего, не выдержала напряжения и убежала на улицу, заливаясь горячими как кипяток слезами.

Продолжать находиться среди удачливых и смышлёных подруг мне показалось невыносимым. Тогда я отправилась на реку, села на берегу и стала силиться, чтобы вспомнить мельчайшие отголоски, хотя бы редкие обрывки воспоминаний, отдалённо связывающие меня с моим возможным и таким далёким будущим. Но в голову кроме: Неудачница! Неумёха! Глупая! - ничего не лезло. Ни образов, ни видений, никаких других умных или же волшебных слов из моих ночных, развеянных утренней зарёй и пением петуха, снов. Абсолютно пустая голова и ноющее от обиды сердце.

Прошёл не один год с того самого дня. Мы повзрослели, окончили не только школу, но и другие учебные заведения, в которых каждая из нас получила свою собственную профессию. Но мы так же, как и раньше, оставались верны нашей дружбе: Катюха, Тоська, Вареник, Стешка и я - Мась.

Продолжение следует...

Costa Maria


Рассказ "Васильки" из серии "Палисадник".