Сколько стоит бабушка?

Выходец Из Арройо
И дедушка, разумеется.

Продолжение темы. Начало тут: http://www.proza.ru/2018/06/19/1071

Поговорим о том, что не увидеть сразу, что не такое, каким кажется на первый взгляд?

Сразу учтём, речь пойдёт о пенсиях и лишении нас срока дожития до неё.

Со дня объявления о неизбежности этой «реформы» довелось изучить много мнений маститых и мало кому известных участников обсуждения в открытых источниках.

Нашёлся аспект, который почему-то не рассматривался. А мы попробуем. Ладно?

Итак… Некоторым везёт! Им достаются бабушки-дедушки с добрым нравом, талантом наставника и крепким здоровьем.

Есть ли статистика, из которой можно было бы увидеть, много ли в нашей стране таких везучих? Не встречал. А вы?

Наверняка мы из личного опыта сделаем вывод, что мало. О семьях, в которых старшее поколение – не нарадуешься, многие слыхали, кое-кто таких даже видел не в телевизоре, а среди знакомых, но в целом по стране…

Тут сомнения. Сохранивших к выходу на пенсию душевное и физическое здоровье, в самом деле, мало. Кто помнит, что такое ГТО? Вспомните, почему для предпенсионного возраста была особая ступень.

Напомнить? V ступень: «Бодрость и здоровье». Категории: мужчины 40–60 лет, женщины 35–55 лет. Разумеется, дело не в том, что всем, сдавшим нормативы возрастной ступени «Бодрость и здоровье», полагалось вручение золотого значка ГТО.

Просуществовала программа ГТО в нашей стране с 1931 до 1993 года. Возродилась по указу президента РФ № 172 в 2014 году.

Надо ли объяснять, почему до пятой ступени адекватным возможностям считали название четвёртой ступени – «Физическое совершенство»? Категории: мужчины 19–28 и 29–39 лет, женщины 19–28 и 29–34 лет.

С 2014 года категории (мужчины и женщины) 50 - 59 лет – это участники восхождения на IX ступень, X – 60-69 лет и XI (последняя) ступень  – 70 лет и старше. Система регулируется «Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО».

Интересует, поздоровели мы массово и во всех возрастных категориях за время отсутствия ГТО в нашей общественной жизни, или наше скоропостижное укрепление здоровья – миф.

Пока интуиция подсказывает, что здоровье сохраняют, кто побогаче. Их «вклад» в статистическую копилку снижает фанаберия, но…

Они, если подпортили себе здоровье, могут оплатить не только медицину, но и средства поддержания здоровья на уровне, если захотят.

Неимущие могут рассчитывать только на «экономкласс» услуг, систем здравоохранения и оздоровления. Или не рассчитывать вообще. Вовремя догадаться, что лучше бы здоровье себе своими руками не портить, доступно не всем.

Итак, рассмотрим варианты.

Первый: дедушки-бабушки есть, относительно здоровы и в своём уме. Пока.

Получив право выйти на пенсию, такие старики могут решить, работать ли им на чужих ещё или хватит уж, пора поработать на своих.

И оценить, удастся ли заработать вне семьи столько, что вклад в семейный бюджет окажется весомым, а физическое отсутствие дома в рабочее время будет оправдано.

Сохранить работоспособность при отодвигании возраста выхода на пенсию – проблема. Что падало, то и будет падать, фарш обратно в окорочка не проворачивается.

Заметим, миф о том, что стариков везде не захотят отпускать на заслуженный отдых – чушь. Где-то не захотят, где мощный старец ещё и молодой смене фору даст. Но сколько таких?

Правительство (инициатор «реформы») на эту тему молчит, как убитое.

А если ты должен найти новое место работы? Тут тоже только невнятное бормотание министров, что запретят дискриминировать. То есть чушь №2.

В итоге: «ценный» пожилой кадр сможет свободно выбрать, «гореть» ли ему и дальше на работе или принести пользу внукам в качестве бабушки или дедушки, если будет иметь такое право.

В семейную копилку будет капать только пенсия, но родной воспитатель и наставник – это теплее. И бесплатный. Если ещё и педталантом не обделён, то совсем хорошо.

Если дедобабушкиной зарплаты хватит на найм квалифицированных нянь для внуков-правнуков, то это хотя бы не путь к семейному кризису. Хотя ясно, свой всегда ближе чужого.

Риски: выпадание стариков из профсреды добавляет шанс влопаться в интеллектуальную деградацию. Факт: тренированный ум тупеет медленнее, чем вялый. И дело это индивидуальное.

Итак, кому как повезёт при уходе с работы в семью – непредсказуемо. И широко обобщать для обоснования отодвигания сроков выхода на пенсию тут нечего.

Демагоги могут попытаться, даже уже попытались. Но это же просто буржуйско-чиновничий трёп, а не оглашение истин, мы понимаем. Не так ли?

Предсказуем эффект лишения права выбора (задержаться ещё на десяток лет вне семьи на работах или исполнить предназначение бабушки-дедушки, принимая важное участие в воспитание внуков и правнуков).

Другие варианты хуже. Второй: есть у стариков хорошая работа, нет угрозы её потери в допенсионный период, а таланта для забот о воспитании и обучении внуков нет. Ну, не всем дано, так бывает.

Тут всё просто: помоги детям деньгами, они наймут нянь, бонн, репетиторов… Кого захотят, того и наймут, используя дотации старцев, если своих денег окажется маловато. Ущерб сохранению семейных ценностей из-за перепоручения важнейших для сохранения уклада дел наёмникам будет, но хотя бы будет ограничен. Не сиротство при живых родителях? Уже не так плохо, как могло быть.

Убогий вариант: хорошей работы нет, и не предвидится, даже на прокорм самого себя старик едва может заработать, а то и не может. То есть, не помогай родня, быстро вымрет.

И дома с внуками его нет, и на работе он, как полураб – баланду съел, тряпьём прикрылся, а в остальном – за гранью.

Вариант, когда старик с жиру бесится, а от родни бегает, не рассматривается.

Последний вариант – версия разрухи. До пенсии дотянуть можно только перебиваясь с плохой работы на очень плохую, таланта нет, а то и вовсе с младшей роднёй горшки побиты.

Это край – одинокая нищая старость, отупение (деменция), десоциализация, обиды на всех и, если повезёт, быстрое угасание. При невезении… Страшнее прозябания в нищем приюте для одиноких стариков финал придумать сложно.

Варианты: старики с плохим характером добились охлаждения родственных отношений и получают беду по заслугам, несчастье отняло родню, и пожилой человек остался один, судьба раскидала по просторам родины так, что без усердия в одно место и не соберёшься.

Есть и другие варианты, но эти три кажутся основными. В первом случае ничего не поделаешь. Во втором социализация ещё возможна в кругу коллег, соседей и в общественной жизни, если на всё это ещё хватает здоровья.

Последний (съехаться под одну крышу) – уже денег стоит и ломки привычек (тоже дело не простое!), но хотя бы осуществимо.

Подводим черту.

Отодвигание срока выхода на пенсию миражом показывает деньги для бюджета. Это не про людей, а про деньги, про обострение эксплуатации в отношениях с нанимателями, про рост безработицы и угнетение наёмников.

Для губительного воздействия на институт бабушек-дедушек в семьях медведевская реформа хороша, для укрепления традиций и преемственности в семьях – пагуба.

Для разрушения семей отодвигание срока выхода на пенсию подходит. Для сохранения… Судите сами.

Последнее: медведевский кабинет этот эффект просчитал? Или как обычно?

Конкретное предложение с опорой на прошловековый юмор: советский «Знак качества» каждому министру и самому премьеру на лацкан с приговором носить пожизненно.

Суть дела: знак был похож на человеческую фигурку, широко разводившую руки.

Шутили, что «Знак качества» означает «Лучше не можем».

Если возня в министерствах с пенсионными реформами привела к тому результату, который мы знаем в виде реформы сроков выхода на пенсию, то Медведев и его кабинет заслужили именно юмористическую версию «Знака качества». И пинок под зад в отставку. Всенародный.

Так сколько стоит бабушка или дедушка? Они бесценны. Даже не стократ дороже, чем прибавка 1000 в месяц, а бесценны – и захочешь, а не купишь.
 
Разумеется, только для тех, кому повезло. Или не только? Что скажете?