129

Виталий Воропаев
 ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ СТОРОН В ПРОЦЕССЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
Непосредственно при террористическом акте участвуют несколько сторон, а именно заложники, группа людей или единичные представители на которых непосредственно направлен террористический акт насилий, сами террористы, те индивидуумы, которые непосредственно предъявляют определенные требования властям, властные органы - кому непосредственно предъявляются определенные требования, посредники – это те индивидуумы, которые, непосредственно являются связующими звеньями в происходящих переговорах террористов и властных органов, а также террористов и заложников.
В данном случае психологи отмечают следующие контактные формы:
1. Террористы – заложники.
Цель и действия террористов, как правило, становятся ясными заложникам с самого начала, а именно путем угрозы жизни и здоровью заложников террористы добиваются выполнения определенных требований от властных органов. В этом случае, как правило, террористов интересует, прежде всего, от заложников беспрекословное подчинение, которого они добиваются, запугиванием данных заложников или даже проведением показательного уничтожения одного или нескольких из них. Таким образом, действия террористов в взаимоотношениях террористы – заложники являются, как правило, стандартными и, особо не отличаются в различных террористических актах, наиболее интересными являются действия и поведение именно заложников.
С объективной точки зрения ясно, что заложники не могут испытывать таких чувств, как доверие или даже симпатии к террористам, но психологи отмечают о присутствии на практике, так называемого, стокгольмского синдрома, когда заложники испытывали, именно позитивные чувства к террористам, они могли, например, предупреждать террористов о присутствии спецназовца, в отдельных случаях даже закрывать террориста своим телом от пули спецназовца.
Данные действия являются совершенно не понятными чисто с логической точки зрения, и для изучения данного феномена психологи в настоящее время работают, прежде всего, с фактическим материалом.
В процессе исследования установлено, что так называемый стокгольмским синдром возникает, прежде всего, в ситуации довольно длительного общения террориста с заложниками, это может быть несколько суток, в ситуации предельно стрессовой, как для террористов, так и для заложников.
И то, что террористы не уничтожили конкретного заложника, когда непосредственно они уже хотели это сделать воспринимается, как ни странно другими заложниками, как акт фактического милосердия и возникает довольно странный для логического восприятия эффект позитивного восприятия заложниками данных террористов.
Заложники воспринимают проблемы террористов, которые непосредственно толкнули их на данные террористические действия, как вполне понятные и адекватные, в то же время действия властей воспринимаются, как негативные.
2. Террористы – властные структуры.
В результате террористического акта для террористов, конечно же, наиважнейшим фактором воздействия являются, прежде всего, властные органы.
Захват заложников в данном случае имеет место только, как средство достижения своих целей.
В то же время психологи отмечают такой факт, что именно заложники могут стать непосредственно проводниками общения террористов с властными органами.
Отмечены факты, что заложники в результате психологического воздействия, получившего названия, как стокгольмский синдром не только проникаются идеями и правотой террористов, но и принимают активное участие в достижении поставленных целей перед властными органами, например, освобождении конкретных заключенных или выполнении определенных требований.
В свою очередь, в настоящее время, нет четкого алгоритма действия властных органов в ситуации террористических действий, с одной стороны, как показала практика, любая договоренность с террористами со стороны властных органов, как правило, порождает новые террористические акты в будущем, так как рождает у потенциальных террористов убежденность, что с ними будут всегда властные структуры вести переговоры и их претензии всегда будут выполняться.
В качестве примера можно привести переговоры премьер - министра РФ Черномырдина с террористом Басаевым, и то, что следующие террористические акты после таких переговоров не последовали себя ждать.
С другой стороны властным органам всегда приходится учитывать морально-этический аспект, как при нежелании вести переговоры с конкретными террористами, всегда могут пострадать конкретные люди, и в этом случае приходится очень тонко чувствовать грань ответственности властными органами.
В качестве примера можно привести действия властных органов при захвате террористами Норд – Оста.
С одной стороны переговоры с террористами были, с другой стороны для властных органов данные переговоры были, прежде всего, отвлекающим маневром, который имел, прежде всего, целью конечной ликвидации террористов.
Необходимо сказать, что все же ситуация с Норд – Остом не может считаться идеальной в плане действия властных органов, так как в результате ее, все же пострадали конкретные люди, но в тоже время власть не пошла на слепое подчинение воле террористов и это тоже заслуживает внимание.
3. Властные органы- заложники.
Как правило, властным органам приходится решать, прежде всего, морально – этические аспекты в отношении заложников, а именно как, непосредственно пытаясь не идти на слепое подчинение воли террористов и одновременно спасти как можно большое количество людей.
Наиболее эффективными действиями в этом отношении является предложение отдельных представителей властных органов непосредственно себя взамен отдельных групп заложников, прежде всего детей и женщин. Как правило, террористы могут охотно идти на такого уровня обмен, в качестве примера можно указать действия детского врача Рошаля, когда при событиях в Норд – Осте он предложил себя в качестве заложника.
Таким образом, для властных органов, прежде всего, необходимо именно выполнение условия сохранения жизни людей.
4. Посредники – террористы.
В качестве посредников общения с террористами, властные органы, как правило, могут привлекать людей, кому непосредственно могут доверять террористы, это могут быть в первую очередь родственники данных террористов.
Психологи отмечают что как правило эффект от такого рода воздействия родственников на данных террористов всегда практически нулевой, как правило люди которые решились на террористические действия находятся в психологическом отношении вне зоны воздействия факторов социума и поэтому, непосредственно воздействие такого рода посредников не оказывает никакого эффекта на данных террористов.







 ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ СОПУТСТВУЮЩИХ СОСТОЯНИЙ ЗАЛОЖНИКОВ – ПАНИКИ И АПАТИИ
В психологическом плане определенный интерес представляет собой именно неконтролируемый фактор взаимоотношений террористов и заложников, а именно когда заложники охвачены паникой.
 Паника (гр. «panikon» от имени древнегреческого бога Пана, который, по поверьям древних греков, был причиной массового ужаса). Д. В. Ольшанский определяет панику как один из наиболее заметных видов поведения толпы и одновременно это особое эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита, либо чрезмерного избытка информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, проявляющееся в стихийных импульсивных действиях. Люди в состоянии паники могут вести себя двояким образом: паникеры – это те, кто сеет панику; алармисты – те, кто склонен к панике. На основе паники как эмоционально-поведенческого состояния возникают панические толпы со специфическим поведением.
 Анализ этапов паники выявил очень интересную закономерность. Паническое поведение отличается от нормального практически полным неучастием когнитивных элементов психики. В паническом состоянии, возникающем в толпе, этапы конкретных действий чередуются с этапами всплеска эмоций.

1. Внезапный шокирующий стимул, например, взрыв, огонь, выстрел;
2. Этап действий – прерывание ранее совершаемых действий: на миг все застыли;
3. Этап эмоций – потрясение, замешательство, крик, плач;
4. Этап действий – лихорадочный, бессистемный поиск выхода из ситуации, основанный на прошлом опыте; например, все бегут к двери;
5. Этап эмоций – повышение чувства страха из-за невозможности найти выход из ситуации, взаимное заражение страхом друг друга;
6. Этап действий – индивидуальные действия каждого по спасению. Императив поведения «Спасайся, кто может». Усиление эгоистического поведения, когда сильные давят слабых;
7. Этап эмоций – возникновение состояния обреченности из-за невозможности индивидуального спасения;
8. Этап действий – появление лидера и организация группового спасения;
9. Этап эмоций – появление надежды на спасение;
10. Этап действий – организованный групповой выход из стрессовой ситуации;
11. Этап эмоций. Последствия панического состояния проявляются, как правило, вначале в виде тревоги, возбудимости, готовности к агрессии, затем наступает усталость, оцепенение.

Если страх не подавлен, то возникает состояние ужаса. Ужас – это аффект, высшая степень эмоционального напряжения, доходящая до совершенно иррациональных реакций. Психологически от ужаса нет никакого спасения. Этот аффект совершенно парализует рассудок и отключает способность человека к рациональному мышлению. Испуг – страх – ужас: так выглядит цепочка нагнетающихся отрицательных переживаний. Максимальный ужас – это страх «в квадрате». Третий этап паники – усиление интенсивности страха по известным психологическим механизмам «циркулярной реакции» и «эмоционального кружения». Страх и ужас одних людей передается другим, отражается в их психике, что еще более усиливает страх первых. Усиливающийся страх стремительно снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает у людей ощущение обреченности. Люди, охваченные паникой, совершают неадекватные действия, которые обычно представляются им спасительными. Четвертый этап – массовое паническое бегство. Безоглядное бегство, как правило, апофеоз паники.
Как правило, террористы всеми доступными средствами пытаются погасить возникшую панику, это в принципе понятно, так как в противном случае непосредственно цели данных террористов никогда не будут достигнуты, так как манипуляция может быть только живыми заложниками.
Как не странно совершенно жесткие действия со стороны террористов могут очень быстро погасить панику толпы.
Для обывателя, который оказался в роли заложника панические действия наступают только при фактически наличия воображения о возможных негативных действия, прежде всего для него лично, но если данный обыватель реально видит что человека, охваченного паникой уничтожают в первую очередь террористы, то как правило, это оказывает воздействие на сведение паники на минимальный уровень.
В современных психологических исследованиях установлено, что возникновение паники как правило ведет к ответным агрессивным воздействиям со стороны террористов в отношении заложников, и психологи в своих исследованиях как правило рекомендуют в целях личной безопасности делать все возможно чтобы только не вызвать агрессивных действий террористов, направленных прежде всего на уничтожение заложников.
Психологи отмечают, что чувство самосохранение относится к наиболее сильным психологическим чувствам личности, и поэтому если заложник видит что его реальное паническое состояние может представлять угрозу для его непосредственного выживания, то как правило, заложник в этой ситуации успокаивается и начинает себя вести в соответствии с нежеланием вызвать агрессию террористов.
Поведение заложников в тоже время может быть противоположным чувству паники и страху, а именно сопровождать чувством апатии, данное состояние также является негативным как не странно для террористов.
Именно в этом состоянии для заложников не имеет ценности собственная жизнь, и они могут повести себя неадекватно, что может спутать планы террористов.
Поэтому террористы, как правило, не стараются, чтобы меры устрашения или запугивания заложников превышали определенный порог невосприимчивости потенциальной жертвы, т.е. когда для заложника уже собственная жизнь не будет представлять определенной ценности, это может быть в случае, когда заложник находится в практической уверенности что его все равно убьют и поэтому нет смысла особо цепляться за жизнь.
Состояние апатии заложников для террористов также представлять проблему в плане их личной безопасности, когда в состоянии определенного аффекта данный заложник может совершить нападение на террориста.
Необходимо сказать и психологи отмечают это, террористы в настоящее время как правило обладают определенной психологической обстановкой и как правило знают как вести себя с заложниками чтобы с одной стороны не вызвать паники или быстро погасить возникшую панику, а с другой стороны не вызвать состояние ступора и апатии у своих заложников, которые также могут иметь негативных фактор для самих террористов.
Для того чтобы не вызвать апатии и ступора у заложников террористы как правило должны действовать с заложниками без излишней суровости.
Таким образом можно сказать что современные исследования в области поведенческого фактора сторон террористического акта, позволяют выработать определенный алгоритм действий, позволяющий заложникам минимизировать негативный эффект от действия террористического акта.
Это следующие действия.
1. Сохранять благоразумие, всегда помнить, что эти события также имеют конец.
2. Сделать все возможное, чтобы не вызвать агрессивных действий со стороны террористов.
И в этом случае ряд психологов в определенной долей критики относятся такой рекомендации как не смотреть в глаза террористам, ряд исследований говорит о том, что такие действия воспринимаются террористами именно как отказ в общении, а это непосредственно может вызвать дополнительную агрессию со стороны террористов.
Таким образом для того чтобы не вызвать агрессии со стороны террористов нет необходимости не смотреть прямо в глаза, конечно же необходимо идти на максимальный контакт с ними.
3 Стараться не поддаваться воздействию так называемого стокгольмского синдрома, всегда помнить о том, что террористы это, прежде всего преступники, которые для достижения своих целей могут пожертвовать жизнями других людей и поэтому не в коей мере нет необходимости мешать или препятствовать действию спецназа в отношении террористов.
4 Необходимо быть в постоянной готовности оказать посильные действия помощи властным органов, конечно же, не подвергая собственную жизнь опасности и жизни других людей.
Это может быть путем передачи информации о местоположении террористов, о месте заложенных взрывных устройств и т.д.
5. Проявлять к других заложникам определенную предупредительность и оказывать повсеместную помощь, особенно если это женщины и дети.



Социологи отмечают, что поскольку среди населения существует достаточно размытый образ терроризма, следует более детально информировать население о терорологии. Вести специализированные лекции в школах, ВУЗах, на рабочем месте, популяризировать методички среди населения. В основе терроризма лежит страх. Только объединившись против этого врага с весьма «размытым» для людей лицом мы сможем победить.
Терроризм не уходит из современной жизни, а наоборот завоевывает все большее жизненное пространство. Только принимая меры по информированности населения о правильности действий в результате террористического акта властные органы могут фактически добиться минимизации негативных последствий террористического акта.
Необходимо, прежде всего, помнить, что террористы как правило, являются психологически грамотными в плане своего поведения в терростичеком акте, поэтому именно информирование граждан является первоочередной задачей в вопросе минимизации негативных последствий террористического акта.
На современном этапе наиважнейший вопрос является не только исследования такого явления как терроризм, но и также информирование населения о правилах поведения в процессе террористического акта, социологи отмечают, что поскольку мы живем в информационном мире, то средства борьбы с негативными вызовами современности
, а терроризм как раз является таким вызовом должны быть, прежде всего, информационными, только так можно свести с минимумы террористические проявления.