Меч Фрейра

Наталья Листикова
            Но асы не только обретали великие сокровища, иногда они теряли их, как произошло это в случае с Фрейром.
      Фрейр и Фрейя – близнецы, дети вана Ньёрда, который был отдан в заложники асам после перемирия. Сам Ньёрд – повелитель стихий: ветра и воды. Много богатств в его владениях, которые называются Ноатун – «Корабельный двор». Здесь хранятся сокровища, которые приносит к ногам Ньёрда море.
     Также богаты и его дети, имена которых значат «Господин» и Госпожа», потому что прекрасны и могучи дети Ньёрда.
     Фрейр – бог лета, от него зависит урожай на полях и в садах.
Отец подарил когда-то Фрейру волшебный меч, лучше  которого нет в мире. Это великое сокровище, от него зависит благополучие асов. Пока меч у Фрейра, никто не сможет их одолеть.
     А прекрасная Фрейя – богиня любви. Не захотела она отстать от брата и сама добыла себе великое сокровище – ожерелье Брисингамен, краше которого не было ни в одном из миров. Никто не мог отказать в просьбе тому, кто им владел. За этим сокровищем спустилась богиня в подземные чертоги карликов Брисингов. Ходили слухи, что купила она это ожерелье ценой своей любви. Но кто знает, правда ли это? Конечно, Фрейя легкомысленна, и многие из асов удостаивались её благосклонности. Но карлики, это уж слишком! Может быть, Фрейя просто околдовала этих старых горбунов? Ведь Фрейя великая волшебница. Ей ничего не стоит превратиться в любое животное, чтобы незаметно проникнуть в самые потаённые места. Никто, как она, не умеет колдовать, и многие прибегают к её помощи, особенно влюбленные, которым она покровительствует.
      Но, как бы там ни было, сама Фрейя несчастна. Она полюбила таинственного аса Ода, которого называли вечным путешественником. Он часто отлучался из дома на своем корабле, оставляя Фрейю с маленькими дочками Хносс и Герсеми, что значит – «Драгоценность» и «Сокровище». А после её похода к карликам за ожерельем, отправился в  странствия и сгинул где-то в дальних краях. Говорят, что не простил он Фрейе её легкомыслия.
       Но мудрая Фригг подозревала, что под личиной таинственного Ода скрывался сам Один, великий чародей и женолюб. Ведь не случайно появлялся Од в Асгарде всегда во время странствий Одина и исчезал к его возвращению.
       Фрейя очень переживала разлуку с Одом, и никому из асов не удавалось утешить её, разве только иногда проказнику Локи. Но потом она впадала в ещё большую печаль. Она горько плакала по мужу, и её слезы превращались в золотые камешки. Золота у Фрейи было так много, что она совсем не ценила его, разве может оно заменить любимого?
         И вот однажды Фрейя велела запрячь свою легкую колесницу из чистого золота. Не кони везли эту колесницу, её несли по небу большие крылатые кошки. Шерсть их блестела, словно золотая. Огромные глаза светились, как изумруды. Обычно кошки, сложив крылья, лежали у входа во дворец и громким урчанием предупреждали хозяйку о приходе гостей.
      Села Фрейя на колесницу и полетела по небу искать Ода, но нигде не увидела следов  мужа. Казалось, что навсегда покинул Од этот мир.
     Она так долго отсутствовала, что её брат Фрейр заволновался. Он захотел хоть мельком взглянуть, куда она подевалась, и отправился в башню Одина, которого в то время также не было в Асгарде. С золотого трона верховного владыки можно было увидеть всё, что происходило во всех девяти мирах.
    Никто кроме Одина не смел садиться на этот трон. Но Фрейр нарушил запрет. А сев на трон, не мог отвести глаз от того, что открылось ему. Он увидел все земли и всех, кто их населяет. Увидел и Фрейю на её золотой колеснице, запряженной крылатыми кошками, пролетающих над горами Ётунхейма. А ещё увидел в стране великанов прекрасную девушку, равной которой он не встречал и среди асинь. И такая любовь пронзила его сердце, что всё на свете готов был он отдать за эту девушку.День и ночь стал мечтать  мечтать Фрейр о далекой красавице-великанше. Печалью наполнилось его сердце, потому что знал он, что добром не получит он дочь злейших врагов асов и ванов – жестоких ётунов.
   От отца своего Ньёрда узнал Фрейр, что та, кого он полюбил – Герд, дочь великана  Гюмира.
    «Забудь Герд, – сказал ему отец, – Герд – дочь наших врагов. Ты ван по рождению, ты не можешь даже приблизиться к Ётунхейму. Да великаны и не отдадут тебе девушку».
   «Но Герд может полюбить меня, если мне удастся встретиться с ней!»
   «Не ищи с ней встречи, – сказал мудрый Ньёрд, – любовь Герд принесёт тебе беду».
    «Но почему? – возразил Фрейр, – какую беду принесёт мне Герд?»
     «А что тебе дорого больше всего на свете? – спросил тогда Ньёрд».
     «Герд», – не раздумывая, ответил Фрейр.
     «А после Герд?» – допытывался отец.
       «Мой меч!» – воскликнул Фрейр.
      «И ты готов отдать за девушку свой меч?» – изумился Ньёрд. – А чем ты будешь сражаться, когда придут последние дни, и будет решаться судьба миров?»
       «Без Герд для меня нет счастья», – сказал Фрейр.
     И с этой мыслью пришёл он к другу, хитроумному Скирниру. Излил ему своё сердце и попросил о помощи.
    «Отправься в Ётунхейм и уговори Герд встретиться со мной. Отдай ей золото и драгоценности. Может быть, сжалится она надо мной и согласится стать моей?»
    Обрадовался хитрый малый. Давно уже хотел он выманить у Фрейра его волшебный меч, но всё не представлялось случая.
     «А какую награду получу я за сватовство?» – спросил он.
    «Мне ничего не жалко отдать за Герд. Хочешь, я отдам тебе мой волшебный корабль? Или своего волшебного вепря Гуллин-Бурсти? Ты можешь сесть на него, и он вмиг донесёт тебя до жилища Гюмира».
     «А по дороге меня сожрут свирепые волки, или того хуже, людоеды тролли? А если живым доберусь до жилища Гюмира, жестокий ётун снесёт мне голову? –  усмехнулся хитрый парень. – Вот если ты подаришь мне свой волшебный меч – другое дело. Тогда я добуду тебе невесту. Можешь не сомневаться».
     Тяжело вздохнул Фрейр, но раздумывать не стал. «Герд» – всё мое счастье, – только и  сказал он.

    Хитрый Скирнир выполнил своё обещание. Был у него отличный скакун, который легко нёс его через реки и горы. А волшебный меч на поясе сиял так ярко, что его свет распугивал всю нечисть. Добравшись до Ётунхейма, он подстерёг Герд, когда она одна вышла из своего жилища.
    «Я пришёл к тебе от самого Фрейра, прекрасная девушка, – сказал Скирнир, показывая богатые дары. – Ты покорила его сердце, и он не желает для себя иной невесты. Он ищет встречи с тобой».
    Но гордая Герд отказалась. «Пусть ищет невест в других краях!»
     Но от Скирнира не так-то легко было отделаться:
     «Не спорь со мной, Герд, – сказал он зловещим шёпотом и достал сверкающий меч. – Если ты не захочешь просто встретиться с моим господином, я заколдую тебя  на этом волшебном мече. Я превращу тебя в безобразную старуху, тогда даже самый последний великан не захочет взять тебя в жены».
     Может быть, Герд отказывалась вначале из-за девичьего упрямства, обиженная, что Фрейр сам не пришёл, а прислал слугу. А может, действительно, испугалась угроз Скирнира, но, во всяком случае, она согласилась на свиданье.
    Увидев Фрейра, высокого и статного, Герд сразу же без памяти влюбилась в него.
     Они были прекрасной парой – Фрейр и Герд. Их брак был самым счастливым в Асгарде.
       Фрейр никогда не жалел о том, что сватовство стоило ему волшебного меча.
А Герд была благодарна Скирниру, что он таким необычным образом сосватал ей мужа.