Мой классный руководитель и моя проклятая застенчи

Виталий Чумаков
Девятый и десятый классы в моей школе стали смешанными с ученицами, что сильно повлияло на моё поведение, поскольку я имел слабую память и картавил на обе буквы. Мне пришлось серьёзно взяться за учёбу и даже бросил ходить в спортивную секцию вольной борьбы в десятом классе, поставив своей целью стать хорошистом.

Мне повезло.Классным руководителем у нас был преподаватель математики Семён Рафаилович  Бланкман. А с математикой дела у меня были особенно неважнецкие и я в шестом классе даже получил переэкзаменовку на осень по алгебре. Семёна Рафаиловича я очень уважал и старался из всех сил подтянуться в этой дисциплине царицы наук.

Однажды сидя с товарищем по парте, по какой-то причине нам стало очень весело и это заметил наш математик. Он пересадил меня на парту ближе к доске к серьёзной девочке-еврейке. Ис этого времени оценки по поведению у меня были только отличные. Никогда раньше я не сидел рядом с девочкой и хотя она мне не нравилась, я был ниже травы, тише воды. Бывший мой коллега по парте, грек-второгодник подкалывал меня: "И когда у вас будут дети?"

Преподаватель математики заметил мои старания по его предмету и всячески поощрял их. Он старался подчеркнуть перед всем классом не стандартный мой подход к решению задачи. Мне было лестно, я краснел и старался полюбить его предмет также. как я любил уроки английского, по которым у меня были всегда отличные оценки. Там моя картавость только помогала мне и я её не стеснялся. когда перед столом учительницы бегло читал тексты на аглицком. словарный запас у меня был выше требуемого. поскольку я дома по своему желанию читал адаптированные книжечки на английском.

Однажды Семён Рафаилович объяснял нам новый материал и поведение его мне показалось необычным. Он даже стал заикаться и был очень сильно удручён. Я тогда подумал, что у него дома случилось большое несчастье, но отменить урок он не мог. Мне было очень жаль моего преподавателя, который привил мне любовь к математике. И фактически определил мою судьбу.

Пришла пора получать аттестат зрелости по окончанию десятого класса в 1956 году. Семён Рафаилович дал мне мой аттестат с вопросом. всё ли там правильно отмечено. Я сразу заметил две ошибки в аттестате. Выпускной экзамен по алгебре я сдал на отлично, а в аттестате стояла четвёрка, зато по украинскому языку появилась пятёрка.Пятёрка по алгебре мне была, конечно, важнее пятёрки по украинской мове, но моя чёртова застенчивость не позволила мне указать на эту ошибку моему классному руководителю.

По причине своей стеснительности я не пошёл и на выпускной вечер: и танцевать не умел, как и общаться в девочками, а выглядеть белой вороной не хотелось.

После школы поехал в  Ленинград для поступления в Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола. Успешно сдал экзамены на штурманский факультет, на котором требовались хорошие знания по математике. И тут я с благодарностью вспомнил своего классного руководителя и математика.Будучи уже курсантом, в отпуске в своём городе утром увидел на другой улице через дорогу постаревшего моего классного руководителя, спешащего в школу.

Я понимал и мне этого хотелось, что нужно подойти к Семёну Раваиловичу, поблагодарить его за моё воспитание, рассказать, где я учусь и кем стану. Но не сделал этого, не смог преодолеть мою проклятую застенчивость-робость перед уважаемым человеком, который дал мне путёвку в жизнь. А ведь понимал, что это порадует старика и принесёт ему внутреннее удовлетворение за успех своего ученика.

Так я окончательно распрощался со школьными годами, которые ушли в Прошлое для меня навсегда. Но светлая память о Семёне  Рафаиловиче, о которой он никогда и не догадывался, также навсегда осталась в моём сердце. Отдаю низкий поклон моему дорогому учителю.

(См. картинки в https://cont.ws/@vita1chuk/984724)


P.S. Пройдут годы и я ещё в гражданской жизни закончу университет (механико-математический факультет) и даже стану к.т.н. с математическим уклоном
Если бы собрались бывшие ученики моего класса, то пришло бы на встречу менее четверти моих одноклассников, остальные смотрели бы на нас с Того Света. Такова жизнь....

А теперь пора улыбаться