Перемены

Владимир Тунгусов
   Школьные перемены, даже большие так быстро заканчивались, что надо сильно напрячься, чтобы вспомнить о том, что же было? Перемены работы и мест жительства, настолько глобальны, что объёма рассказа просто не хватит, а вот перемены в управление страной, вспомнить можно. Это будет личный взгляд, на исторические события, у других людей он может быть другим, они имеют на это право.


    Так уж вышло, что я родился ещё при Сталине, мне было почти 5 лет, когда он умер. В день его похорон гудели заводские гудки, мы жили на рабочей окраине, гудки гудели и раньше, перед началом рабочего дня. Гудящих предприятий было три, Мелькомбинат, Карандашная фабрика и п/я 111, который называли в народе, - «Радиозавод». На моём родном заводе действительно делали громкоговорители, начиная с огромных диффузоров из толстой формованной бумаги.  До компактных громкоговорителей, с корпусами из гнутой фанеры, стальной передней панелью, и щелью для движка реостата громкости.


    Лично я различал все гудки, по их звуку, - глухой гудок – Мелькомбината, звонкий и громкий – Радиозавода, надрывный осипший Карандашной фабрики. Кроме гудков на день похорон Сталина, на каждом доме вывесили красные флаги, обшитые чёрной каймой, что свидетельствовало о трауре. К Сталину, люди относились по-разному, но все соблюдали официоз, то есть, боялись и любили одновременно. Это, кажется, что бояться стало нечего, больше всего люди боялись, что на смену Сталину придут люди не самые лучшие.


    Так оно и вышло, уже встречая новый 1954 год, лично я рассказывал стишок - о товарище Берия, который вышел из доверия, а товарищ Маленков, надавал ему пинков. Пинки, оказались со смертельным исходом, следующие товарищеские пинки, были, гораздо слабея, от них ни кто не умер, но пинать стали чаше. Мастерски играл в политический футбол Никита Сергеевич Хрущёв, он  пинал Маленкова, Булганина, Жукова и целую антипартийную группу.


    Хрущёв не побоялся пинать даже покойного Сталина, которого он выпнул из мавзолея, не говоря уже о Будённом, которого он отправил ближе к лошадям. Когда на верху, стало пинать некого, он стал пинать, -  учёных, литераторов, художников. Когда в своей стране пинать стало некого, он стал пинать, - китайцев, югославов, албанцев, венгров и показал, во что обута его пинающая нога, всему миру. Хрущёв пинался до тех пор, пока его самого не пнул, его соратник Брежнев.


   Когда пнули Никиту, я уже работал на заводе, все решили, что будет лучше без него, никто не обсуждал это событие, было бы просто смешно быть за Хрущёва, так же как и за Брежнева. Все положительные начинания Никиты продолжали осуществляться, а отрицательные тихо забыты.


   После Хрущёва, никто уже не мог поверить в непогрешимость партии, и её лидеров, я не знаю, хорошо это или плохо, но уже ни кто не хотел верить в вождей. Лично для меня коммунистическая идея, сразу потеряла своё значение, как только я сам стал рабочим. Говорить о том, что пролетариат, это авангард коммунистического движения, или о том, что в нашей стране его диктатура, было просто глупо. В стране была диктатура бюрократов, состоящая из проходимцев, которые ради своего положения могли примкнуть к любому движению, что, в конце концов, и произошло.


    Мне нравились прежние времена, во-первых, - я был молод и горяч, а во-вторых, - среди начальников было очень много проходимцев, как правило, не очень умных и почти безграмотных людей. Обойти такую не квалифицированную преграду, для меня не составляло труда. Достаточно было словами поставить начальника в тупик, и ты можешь делать всё, что хочешь, из этого ступора выйти глупому человеку было не просто. Тут главным качеством, становилась смелость, если ты не боишься начальства, оно начинает бояться тебя.


   Лично я, не боялся вышестоящих начальников ещё в школе, продолжил на работе, в армии и техникуме и институте. Нельзя сказать, что всё было гладко, попадались упёртые начальники, руководившие по принципу: «Я начальник, ты, - дурак». Таких начальников я покидал, без всякой боязни, и сожаления, оставляя образование, или работу. По одной причине, я был хорошим учащимся и работником, знал о том, что место для меня всегда найдётся, в этой большой стране. Это большое преимущество общества, существовавшего до перестройки.


    Было много работы и плохих работников, заменить которых мне ничего не стоило. Со временем, у меня выработался принцип переходить с работы на другую работу, только с повышением заработной платы. Не всегда я правильно поступал в получении других благ социалистического общества, но на это, наверное, повлияло мое воспитание, я не хотел унижаться, ни перед кем, ни за что. Таких гордецов, не любят, потому, что тот социализм, был обществом униженного достоинства.


    Только в армии, могли с тобой сделать всё, что хочешь, ещё, наверное, в тюрьме, не сидел не знаю. В остальных местах просто запугивали, выгоним из института, не будешь получать высокой зарплаты и прочих благ социального общества. Мало что изменилось в результате перестройки, начальство не сильно поумнело, но ещё больше потеряло совесть. Этому тоже есть причина, с совестью, много не украдёшь, а это стало основной целью высоко стоящих начальников.


   Воровство, перестало быть грехом, оно приобрело новые формы, обоюдного распила государственного бюджета на части, от кого зависит воровская доля раздающего начальника и  получающего. При этом никому за державу не было обидно, а тот герой фильма, которому было обидно за державу, плохо кончил. Такие рассуждения, - если не украду я, украдут другие, становилось внутренним  оправданием каждого ворующего. Началась борьба с коррупцией, её вели в основном коррупционеры, они больше всех разбирались в этих вопросах.


    Воровством, я называю, присвоение средств, без вложения труда, будь то труд физический или умственный. Новые воры нашего времени, считали присвоение средств без уголовного преследования, умственным трудом, а преступную схему действий, почти разработкой экономического проекта. Любой проект должен приносить выгоду всему обществу, очевидно, себя воры считали основной частью общества. 


   Так было, есть и будет, пока каждый человек не будет представлять личность, которая сама определяет своё место в жизни, при любых обстоятельствах. Ещё точнее, когда жизнь человека не зависит, от отношения власти к нему, а скорей наоборот, качество власти зависит от выбравших её людей, но до этого нам ещё далеко. В настоящее время, люди в основном ноют, и выражают недовольство властью, они по-прежнему зависят от неё полностью. Такое положение нравится власти, но не нравится людям. Я не предлагаю свергать власть или как-то бороться с ней, всё равно на смену нынешней власти, придёт в точности такая же, но под другими фамилиями и знамёнами.


    Каждый должен задать себе вопрос, - кто он такой? Что он может, я не говорю об инвалидах, стариках и детях о них надо заботиться, это долг государства и их потомков, но когда люди боятся переработать для того что бы достичь пенсионного возраста, это мрак.  Лично я окончил свою трудовую деятельность в возрасте 68 –ми лет, и продолжал бы работать, если бы позволяло здоровье, а современная молодёжь уже думает о пенсионном обеспечении. Дальновидные лентяи, а возможно уже больные люди?