Рецензия на стихотворение С. Гандлевского

Владимир Романович Шведюк
Современность. Способны ли сегодня люди видеть красоту, яркость, насыщенность окружающего мира, радоваться прожитым моментам, видеть прекрасное в обыденном без призмы алкоголя, табака, наркотиков, вредных привычек? Или всё давно потеряно?

Эти вопросы хоть и злободневны, но не так часто поднимаются в литературных произведениях авторами. Одним современных творцов, в чьём творчестве обсуждение этой проблемы нашло своё место – Сергей Маркович Годлевский. Для критического анализа обратимся к авторскому произведению «Этот праздник…», которое привлекло моё внимание необычным художественным подходом автора.

Основная идея произведения – демонстрация «праздника», на котором группа ещё вчерашних школьников, предположительно прочувствовавших безнаказанность и беззаботность своего совершеннолетия, употребляют алкоголь, курят табак, «балагурят», да и в целом наслаждаются жизнью от своего времяпрепровождения, от того, что «хорошо, но чересчур». На фоне этого «праздника» в противовес показывается и противоположная сторона красивой жизни, где можно слушать музыку природы, пенье птиц, любоваться картинам, эскизы которых рисует тихая сумеречная городская среда. В конце произведения автор, когда гости уже разошлись, а главный «балагур» спит, символично подытоживает, что с утра у него начнётся новый праздник.  Возникает ощущение, будто сейчас стихотворение начнётся сначала, по кругу.

Отдельного внимание заслуживает четвёртая строфа, в которой более ярко раскрывается смысл произведения. Способность наслаждаться природой, «вишнёвым светом», «шумом старых лип» гаснет у людей, которые предпочли «опиться водкой, шумом, табаком». Предположительно, что потеряв такую возможность, люди упустили значительную часть человеческого счастья.

С точки зрения художественной составляющей, произведение богато на средства выразительности. Отталкиваясь от стилистики, можно предположить, что автор вдохновлялся творчеством Александра Блока. В целом произведение характеризуется, как большое умолчание, выражающееся в превратности авторских высказываний, дающее возможность читателю домысливать, размышлять над идеей произведения. Во второй строфе используется олицетворение: «пела долгая пластинка». Употребление нарицательного термина «золотая молодёжь» в первой строфе можно охарактеризовать, как перифраз. В пятой строфе можно увидеть антитезу «табаком пропахли розы», где происходит контрастное сопоставление прекрасного, изящного грузинского цветка и смолою одурманивающего голову табака. Метафора «вымостили мостовую зеркалами без оправ» в пятой строфе богата с точки зрения художественности, поскольку выражает простое, казалось бы, явление природы – дождь, через необычный довольно красочный образ. Часто в стихотворении встречаются эпитеты («вишнёвый свет», «застольных гам» и т.д.).

Произведение написано автором с учётом всех канонов силлабо-тонического стихосложения. Явных сбоев и неблагозвучных моментов обнаружено мною не было. В качестве стихотворного размера автор выбрал четырёхстопный хорей.

В произведении преобладают сильные, оригинальные рифмы. Происходит явное смешение мужской и женской рифмы. Однако присущи и некоторые упущения, которые, на мой взгляд, стоит упомянуть: в пятой строфе рифма «розы – грозы» является исчерпывающей (банальной), нередко встречаются глагольные рифмы, являющиеся потому бедными, в шестой строфе замечена ассонансная рифма «зябко – хозяйка».

Несмотря на перечисленные допущения, искусство Сергея Марковича Годлевского выполняет свою основную функцию – дать возможность читателю сопоставить или наоборот противопоставить себя героям произведения, почувствовать красоту ощущениями разных людей, истинную сущность которой читатели смогут понять, знакомясь с подобного рода произведениями.