Безумие относительно

Иватович Константин
2018-й год порадовал поклонников творчества Рэя Брэдбери. // Рецензия на фильм 451* по фаренгейту

Для многих представителей русскоязычной аудитории фильм стал воплощением подлинной истории, изложенной Брэдбери. Некоторые же выказывают гримассу, когда впервые понимают, что главный герой фильма - афроамериканец. Лично я думаю, что сам Брэдбери обрадовался бы подобному факту, ведь его фантастика была не просто социальной или насущной, злободневной. Она также рвала шаблоны, приводила самого автора к неожиданным заключениям и финалам сюжета, мыслям, что запомнились многим его читателям: «все зависит от того, кто кого в какую клетку запер», вот что бы я ответил злостным хейтерам этого фильма. Они уже сами стали воплощением сюжета, тем обществом, описанным на страницах романа: «в книге был белый чувак, какой африканец?!» Разве творчество Брэдбери не воплощало верх гуманизма и борьбу против социальной несправедливости?

Иногда действительно неясно, кто из людей читает просто книги, а кто их чувствует на самом деле, общается с автором через строки, делает шаг, и переступает в его измерение, готовый с открытым сердцем увидеть все и услышать, что говорит собеседник, вложивший душу в тысячи слов.

Не думаю, что могло быть иначе и с фильмом, ведь для любителей творчества Брэдбери - это вполне нормально, во всяком случае, если они хотя бы читали «...Высоко в Небеса» или альтернативное название «День, когда Негры покинули Землю». В свое время это был взрывающий мозг текст для американцев, обличающий расизм, высмеивающий его, ведь человеческая глупость не имеет ни рассы, ни пола, ни возраста. Как, впрочем, и границ в своих проявлениях.

Наше время все больше напоминает сюжет книги Брэдбери. Общество тонет в массе электронной информации и новых технологий, которые все больше становятся лишь инструментом в руках компаний, оллигархов и политиков для извлечения наибольшей выгоды со своей паствы. Мы уже научились быть «нормальными», модными, позитивными и «современными». И общество потребления все больше навязывает, новоявившимся в этот мир, стиль этой гедонистской жизни, где места для личности все меньше, собственной мысли, а тренды, популярные темы и так называемые «лидеры мнений» в социальных сетях и СМИ диктуют то, что лучше продается. И действительно, как и в сюжете - альтернативная общественность все больше подвергается остракизму, удавка сжимается все сильнее. Западный капитализм уже сожрал и не подавился поколением хиппи, без сомнений, изменивший мир до неузнаваемости. Вам стоит ознакомиться с сюжетом книги «Ложа Чернокнижников» (Роберт Ирвин), чтобы узнать о тонкостях того времени, когда целое поколение объявило протест системы потребления, но в итоге, большинство ее участников вновь стали ее частью, хотя помнят о том времени, вызывающим чувство ностальгии о утраченной свободе. Современная альтернативная молодежь должна быть на чеку. Ведь только она способна быть той движущей силой, что может поддержать изменения мира в лучшую сторону.

И в какой бы стране вы не жили, вы наверняка слышали о том и много раз: «что главное в жизни» и сама система не дремлет, отовсюду мы слышим: деньги, успех, секс. Вся экономика превратилась в «успешную» и «стабильную» лишь благодаря лжи о том, что общество должно больше потреблять, без какой либо ориентированности на количество доступных ресурсов, бессовестно украденных у будущих поколений землян. И что будет, когда ресурсы закончатся и придет неминуемый кризис, а новое поколение, приученное лишь праздно потреблять, не производя ни единой мысли, решения, с атрофированным критическим мышлением, жившим по лекалу: «учись/работай/сдохни», - будет делать?

В фильме есть множество интригующих сцен, которые, сказать «передать лучше», было бы невозможно. А сама атмосфера погружает зрителя в неонуар, столь востребованный в данное время. Мы не получили практически ничего действительно нового с 20-го века, кроме воплощения идей, сюжетов и технологий, описанных в 20 веке. Конечно, сюжет немного обновлен, в духе времени и новых знаний о технологиях, но это не мешает ему передать мысли автора и сценариста, что впрочем не сильно отличается от сюжета самой книги.

Меня огорчило лишь то немое молчание толпы в экранизированных по книге городах, ведущее свою жизнь в соответствии с тем, что им диктуют голоэкраны, пока «правосудие» вновь повергает мир во тьму, многие из нас почему то предпочитает молчать, пока история человечества вновь повторяет свои ошибки, и горечь от того, что эти ошибки и есть мы. Не те, кто каждый раз думает: что, если не я? или, - а что, если? не японские библиотекари из 80-х, борящиеся с репрессиями и цензурой с оружием в руках, не хиппи, с цветами на ладонях (вместо оружия), останавливающие войны массовым голоданием и мирными протестами и не те многие миллионы других (кого всегда называли, называют и будут называть меньшинством), что не побоялись идти против невежества общества и менять историю.

И весь этот фильм, книга, сама атмосфера и мысли, что приходят во время чтения или просмотра, как и в самом сюжете, вызывают еще больше сомнений о насущном. Не стоим ли мы на пороге чего то подобного? Так или иначе, практически каждая страна сейчас ведет собственную информационную политику и убеждает своих граждан, что желает им счастья. Украинская власть называет пропагандой «врага» все, что вызовет сомнения у народа в ее праведной политике. В России, Китае, США и множестве других стран очень похожая ситуация. И с выходом фильма, думаю многие вспомнили мысли из книги, при первом, повторном или сотом прочтении, оглянуться вокруг с сомнениями о том, не просто ли это фантастика, - может уже сейчас это дух нашего времени?