Зарисовки по жизни. Как я стал ученым

Алексей Горшков
В 1980 году я добровольно покинул ГКЭС, громко хлопнув дверью. К такому Поступку меня подвиг конфликт с «любимой» КПСС. В те «славные», «добрые» времена советской власти, вся власть принадлежала не народным советам, а номенклатурным коммунистам. «Родная партия» установила тотальный контроль за жизнью граждан страны, бесцеремонно влезая даже в частную жизнь гражданина. С таким положением вещей приходилось жить, но не каждый гражданин был способен смириться с этим. Вот таким свободолюбивым и непокорным был и я. Так случилось, что Партком ГКЭС стал выворачивать мою личную жизнь наизнанку, я не стерпел такого унижения и высказался весьма нелицеприятно по поводу такой порочной практики. Конечно же, большинство членов Парткома разделяло мой гнев и сочувствовало мне, однако они выполняли свой «партийный долг» и строго наказали меня. Наказание заключалось в том, что меня лишили загранкомандировок на продолжительное время (практика показывала, что это длилось от 3 до 5 лет). Я не стерпел такого унижения и не стал постыдно отсиживаться в «карантине», а просто разорвал свой трудовой контракт с ГКЭС.
Передо мной встал вопрос: Чему посвятить себя? С какого «чистого листа» заново начать свою профессиональную карьеру? И тут во мне во весь голос заговорило моё творческое «Я», присущее мне от природы.  И я решил заняться наукой и написать, и защитить диссертацию по экономике. Для этого были все предпосылки: отличное образование (Московский Энергетический Институт, Всесоюзная Академия Внешней Торговли, Высшие Курсы Иностранных Языков), и большой практический опыт работы и знания в той области, которая должна была стать объектом моих научных изысканий. Если коротко, то это АЭС. А если более конкретно, то мой научный интерес относился к «Соглашению между странами СЭВ о международной специализации и кооперировании производства и взаимных поставках оборудования для АЭС на период 1981-1990 годов». В рамках этого соглашения каждая страна специализировалась на производстве определенных видов оборудования для АЭС (24 энерго-блока). Всего выпускалось более 140 наименований оборудования, около 50% из них изготовлял и поставлял СССР.  Это Соглашения должно было являть для Запада яркий пример эффективного Международного Разделения Труда  (МРТ) между странами СЭВ в условиях «Плановой Экономики» («конкурирующей» с рыночной экономикой Запада). Как «старожил» СЭВ, я прекрасно знал цену «эффективности МРТ в СЭВ». Я уже говорил, что СЭВ был политическим проектом, а не экономическим. И вот тут, когда я порвал с ГКЭС и освободил себя от принуждения «держать рот на замке» по вопросам эффективности социалистической плановой  экономки и её внешней торговле, я и определился с выбором моего дальнейшего жизненного пути.  Я никогда не строил никаких карьерных планов в профессиональной работе, и уж тем более, в личной жизни (а какие мне поступали заманчивые предложения «золотой жизни» от потенциальных номенклатурных папаш потенциальных невест!), я всегда занимался тем, и обращал внимание лишь на то, что мне было по душе. (И всем советую: если хотите наслаждаться жизнью, то занимайтесь тем, что вам по душе! Я всегда следовал этому своему жизненному принципу, и не на секунду не сожалею ни о чём...)
Итак, меня, как инженера-энергетика, как экономиста. и как профессионала по работе в области строительства АЭС и по работе в СЭВ, крайне увлёк вопрос: «А насколько эффективна для «народного хозяйства» (была такая терминология) внешнеэкономическая деятельность страны? Ответ на это вопрос в те времена давала методика «Коньюнкурного института» МВТ, которая «доказывала, что для народного хозяйства внешняя торговля эффективна, если цены внешнеторговых контрактов превышают оптовые цены страны не менее чем на 30%. Весьма сомнительный критерий эффективности, который порождает сомнения....
Вот так, определившись со своими дальнейшими творческими планами, я стал старшим научным сотрудником (СНС) института Госплана ССР по топливно-энергетическим проблемам (ВНИИКТЭП).
Моё первое впечатление от научной деятельности этого Института было ошеломляющим! Здесь занимались чем угодно, только не наукой: игрой в шахматы, игрой в кросс-слова, сексом в рабочее время... Ну а кая ещё может быть «прикладная наука» в плановой экономике? Приведу лишь один пример «научных инноваций» этого Института. Госплан поставил перед Институтом задачу: дать научные предложения по экономии топлива. Вы можете себе представить, что Госплан не имел ни малейшего представления, как в условиях плановой экономики, можно экономить энергоресурсы? И вот тут ВНИИКТЭП, в лице некой ученой мадам со степенью кэн,  выдал потрясающие «научные рекомендации». Да это же проще простого! Надо отказаться от производства авто «Жигулей» и «Волга» и выпускать лишь «Запорожцы» с малым объёмом потребления бензина! И «ученые» даже не поленились подсчитать, какую колоссальную экономию бензина получит страна на этой инновации!... Вот так, нас чуть не пересадили на экономные «Запорожцы»...
Признаюсь, что эта «сладкая жизнь» овладела, на какое-то время, и мной.... Вскоре, я стал «чемпионом» Института по шахматам и  игре в кросс-слова...  Слава Богу, что я вовремя остановился! Я поступил в Аспирантуру Института и начал работать над диссертацией.
Через 3 года (Аспирантура) я написал диссертацию и сдал все необходимые экзамены по «кандидатскому минимуму». Чтобы вы знали- без «кандидатского минимума» (а значит без Аспирантуры) соискателя на ученую степень в те славные времена просто не допускали до защиты диссертации (сколь бы гениальной она не была...)
 А что же это такое «Кандидатский минимум?» Это было круто! Надо было сдать экзамен по специальности (в моём случае - «Экономика Энергетики»); экзамен по знанию любого иностранного языка (вы можете себе представить, что без знания китайского, вьетнамского, венгерского языка, или любого другого иностранного языка, у вас не было ни каких шансов стать Кандидатом экономических наук?» Но самым главным кандидатским экзаменом был экзамен по знанию «маркисткой социалистической экономики»! Вы имеете представление, что это такое? Скорее всего — не имеете. Вот и я в то время не имел ни малейшего разумного представления об этом. Ну как возможно было «научно обосновать» Главный Экономический Закон Социализма, закрепленный Конституцией СССР? В соответствии с основным экономическим законом социализма Конституция СССР провозглашала: «Высшая цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей». Степень обеспечения благосостояния народа зависит от достигнутого уровня развития производства, производительной силы труда и совершенствования производственных отношений». Признаюсь, что я не смог разобраться в премудростях «социалистической экономики»  а потому, еле-еле, получил «Тройку» на этом самом сложном для меня экзамене, и по окончании Аспирантуры получил право на защиту диссертации.
Моя научная диссертация «Эффективность экономического сотрудничества стран СЭВ в области атомного машиностроения» (1983) вызвала весьма противоречивые оценки в научном мире.  Мой научный экономический анали привёл к выводу, что структура МРТ в рамках «Атомного Соглашения» столь не эффективна, что СССР теряет на этом почти 1 миллиард рублей. В те времена это была гигантская сумма! С чем её можно было сравнить? Вот с чем: с невыпуском 200 000 авто «Волга» или с потерей 6 млн кв. метров не построенного жилья... Впечатляет?   В своей диссертации я не только оценил потери Союза от неразумного распределения МРТ, но дал рекомендации по совершенствованию структуры экспорта и ипорта атомного энергетического оборудования, что могло бы принести экономический эффект «народному хозяйству» СССР, превышающий 800 млн рублей.
 Но вот, когда была предзащита моей диссертации в моём Институте, то умные и завистливые снс и мнс без ученной степени сочли мою диссертацию «недостойной ученой степени» Тем не менее, мой научный руководитель Степан Помазанов, дэн, представил мою диссертацию на рассмотрение ученого совета Института Мировой Социалистической Системы АН СССР. И Ученый Совет в составе 17 докторов экономических наук единогласно проголосовал 17-тью белыми шарами в мою пользу, признав тем самым, что я заслужил ученое знание Кандидата Экономических наук.
Но это было только началом моей творческой профессиональной карьеры.