На осколке времени 5 часть

Надежда Камянчук
Глава ДЕТИ ПОБЕДЫ
Уже несколько лет прошло, а ПОБЕДА ощущается во всём! Это чувство носится в воздухе! Оно везде: в разговорах, в песнях, в трофейных немецких  открытках, в офицерской форме дяди Коти. Веет ПОБЕДОЙ даже от треугольных писем, написанных Михаилом Власовичем.
 - Без вести пропал! - вздыхает тётя Люба и бесконечно, без всякого результата, ходит по инстанциям, в надежде получать пособие хотя бы на Колю, который родился уже после ухода мужа на фронт.
- Вот если бы пришла похоронка, тогда бы и разговор был другой, а так – не положено. Может быть, он в плену?
Похоронки не было, пособий не будет, а тётя Люба страшно болеет.
После четырёх родов у неё постоянно рвутся на ногах вены. Она сидит, опустив ноги в таз, и я с ужасом вижу в нём кровь. Её так много, что я боюсь, что тётя умрёт на моих глазах, но она перебинтовывает ногу и берётся за домашние дела.
    Зарабатывает деньги для нашей семьи только моя юная мама. Я вижу её мало – чаще она на работе, на мотоциклетном заводе. 
     Мы живём бедно, как и все вокруг нас, но мы, дети, чувствуем себя счастливыми. В пропитании нас выручает картошка, которую мы едим с большим удовольствием. Ну, а одежда мне перепадает от сестёр, мне даже нравится щеголять в их платьишках. Что касается обуви, то ботинки мне мама купила новые, пахнущие кожей. Они коричневые и поскрипывают при ходьбе, но их надо беречь и чаще я бегаю босиком. Да и к чему обувь летом, когда земля так и пышет жаром?!
     Сегодня взрослые решили - завтра мы с Галей едем в деревню.  Дедушка и Коля уехали раньше, а мы вдвоём с сестрёнкой поедем завтра. Она уже большая – ей двенадцатый год, а мне шестой. Всего-то и дела – проехать сколько-то километров до свёртка дороги, попросить водителя остановить машину и выйти на тропинку, которая ведёт на хутор Калиновку. Коля обещал нам делать стрелки-указатели из веточек, чтобы мы ненароком не сбились с тропинки.
   Но всё получилось иначе. Свёрток, ведущий к деревне, мы прозевали, и наш «таксомотор», так назывался грузовик с лавками для пассажиров, крытый сверху брезентом, остановился в далёкой неизвестной деревне Ляпуново. Осознав происшедшее, моя сестрёнка приняла нужное решение, и вот мы, две мелкие девчонки, шагаем по дороге, идущей к горизонту, и поём бодрые песни. Впереди двадцать километров пути, но мы не унываем,  Я верю - ничего худого не произойдёт, ведь у меня такая взрослая сестра...
     Уже позднее,когда мы стали взрослыми, она рассказала, что очень боялась заблудиться. Да и волки водились в тех глухих местах. И неизвестно, что было бы,случись тогда гроза. Но думается, что всё равно дошли бы!
    День - замечательный! Светит солнце, ветерок играет зелёными листочками, причёсывает ковыли вдоль дороги,разгоняет по небу лёгкие пёрышки - облака... А впереди целое лето! А впереди - целая жизнь!
    Наконец мы доходим до свёртка. Нет обещанных стрелок на дороге, лишь заросшая травой тропинка среди леса да шумящие вершины. Только к вечеру мы услышали лай собак. Помню, как упала на лавку да и уснула сразу. Но ведь дошли! И осталась в моей памяти эта дорога, которую мы преодолели.
Перелески да просёлки,
Да черёмухи кусты,
То берёзоньки, то ёлки,
Деревянные мосты...
То дорогой, то тропинкой
Всё вперёд да всё пешком,
Я иду с сестрой Галинкой,
Опираюсь батожком:
Наша бабушка наверно
Ждёт-печалится давно -
Мы заехали неверно
В незнакомое село,
А теперь идём обратно
По дорогам, по долам,
Но вдвоём шагать приятно
И совсем не скучно нам:

Мне - шестой, сестре - двенадцать,
Но готовые вполне
И в дороге разобраться,
И во всей большой стране,
Где от края и до края
И лесов полно, и рек, -
Мы другой страны не знаем,
Где так волен человек! -
Голосим с сестрёнкой песни
Из известного кино,
С песней всё же интересней,
Веселее с нею, но
Солнце катится по небу
Как телега за бугор,
Вот съедим кусочек хлеба
И появится задор...

Так шагали и шагали,
И услышали вдали,
Как коровы замычали
Там, где травы-ковыли:
Вот она – деревня наша
Из пятнадцати домов,
Будет стол, и будет каша –
Будет старый дедов кров.

А позднее вспоминали,
Как сумели мы пройти
Из такой дремучей дали
Даже  больше двадцати
Километров, в малом детстве,
Но к чему нужны слова,
Коли памятью в наследство
Та зелёная трава
И широкая дорога,
Что уводит в небеса,
Где встречают у порога
Дорогие голоса!