Квашеная капуста

Станислав Винокурофф
    По тонкому, резиновому шлангу зонда, текла жидкость  желудочного сока и медленно, пожалуй чересчур даже медленно, капала в стеклянную, стерильную баночку для анализов. Ощущение инородного тела в желудке, в виде не то свинцового, не то металлического набалдашника  зонда для забора желудочного сока на  анализы,  создавало некий дискомфорт и в гортани. Время, раннее утро. Минутная стрелка медленно словно нехотя, подбирается к семи часам утра. Как и эти "ленивые" стрелки часов, всё вокруг замедлило свой ход. Это осенняя природа, это медленно плывущие, низкие облака и медленно падающий первый  снег. Также медленно, через "поле", потянулись цепочкой мои товарищи, курсанты. Было видно, что народ ещё не до конца проснувшись, отстояв на утреннем построении положенное количество времени , выслушав громогласные наставления начальника курса Сергея Петровича Солкина и  успев прозябнуть на утреннем холодке, теперь шёл через "поле" в столовую при гостинице "Дружба". Отсюда, со второго этажа здания медсанчасти они  выглядели, как нахохлившиеся от холода воробьи, которые кутались в выданные на складе шинели военного образца темно-синего цвета в  тщетных попытках найти хоть немного тепла. Носить "дээски" начальство разрешит потом, да и то свои, так как на складе таковых от государства не было.

   А я стоял в тепле, в больничном халате и  держал в руках баночку в которую по резиновому шлангу стекал, капал мой желудочный сок. Шланг этот с набалдашником я проглотил полчаса назад. Я стоял у окна и с грустью наблюдал за курсантами.
Время медленно, мучительно медленно тянулось и эта чёртова баночка никак не хотела наполняться, хотя бы даже наполовину. Я с грустью чертыхнулся: - "Вот я дурак! Надо было сказать, что голова болит и не стоял бы сейчас здесь!"

   А началось всё это так.
 
   Два дня назад, я умудрился проспать утреннее построение, завтрак и первую пару, физкультуру. Это было практически в первый и уж точно в последний раз, когда я просыпал что-то. Я сознательно пишу "в последний" , хотя у нас, у авиаторов, слово "последний" не в чести и мы заменяем его на слово "крайний". Видимо последующие события, которые я опишу здесь очень здорово повлияли на моё дальнейшее видение дисциплины. И по сей день я стараюсь никуда не опаздывать, ценить чужое и своё время и делать всё загодя.
Мой крепкий, юношеский сон прервал громкий стук в дверь моей комнаты. Я ошалело вскочил, не понимая спросонья, что происходит и вообще где я и кто я! Также ошалело открыл дверь и увидел на пороге старшину нашей группы Серёгу Шавырина. Родом из Обнинска, отслуживший в армии, Серёга был в общем-то неплохой человек, но уж слишком инициативный, за что частенько попадал во всякие истории. Серёга с порога выпалил:
- "Ну ты попал, Стас!" и зашёл в комнату. Пройдя в комнату, он уселся на стул возле кровати и наконец поздоровался:
 - "Стас, привет".
 Я закрыл дверь за Серёгой и повернувшись к нему обалдело спросил:
- "Привет. В смысле попал и куда?"
- "В общем приходила комиссия, которая следит за посещаемостью занятий и записала тебя"- многозначительно ответил Серёга и хитро сощурив свои васильково-голубые глаза, посмотрел на меня.

   Вот тебе раз! В кои веки старался никуда не опаздывать и не пропускать  занятия! А тут проспал! В первый раз в жизни я проспал! Наконец моё сонное сознание прояснилось и я окончательно проснулся. Я стоял и смотрел на Серёгу, он сидел и смотрел на меня. 
-" Серёга, и что делать? Как быть?"- спросил я и неприятный холодок ощутился в моём не завтракавшем ещё желудке.
Я целиком полагался на Серёгу, ведь он как-никак отслужил в армии и уж у него-то точно есть какой-никакой житейский опыт. А Серёге, как старшине группы надо было отчитаться в деканате, почему один курсант из всей группы отсутствовал на занятиях по физкультуре. Ведь учебному руководству, да и Серёге надо было иметь хорошую статистику по посещаемости. За физкультуру я не боялся, с Владимиром Николаевичем Кодратовым, преподователем физкультуры, у меня сложились хорошие отношения. Но вот если деканат заинтересовался моей скромной персоной, то дела наверное плохи. Откуда же мне было знать, вчерашнему школьнику, что в жизни случаются и более важные по своей значимости события, чем пропуск одной пары занятий.

   -"Может в медсанчасть мне пойти?" - робко спросил я у Серёги.
-"Да, да! Точно! Сходи в санчасть. Придумай что-нибудь типа голова болит, была температура, немного кашлял. Они тебе таблетки какие-нибудь выпишут и отпустят. Тебе нужна только справка, что сегодня ты у них был." - радостно поддержал Серёга. На том и порешили. Серёга убежал на занятия, а я стал собираться в медсанчасть.

   Хм…С таким поворотом дел я ещё не сталкивался. Я ещё никому и никогда не врал. Не было повода врать и воспитан был родителями так. А сегодня, через несколько минут мне предстояло впервые глобально  соврать, чтобы выкрутиться из сложившейся ситуации и выйти сухим из воды.  Я шёл к медсанчасти и каждый шаг приближал меня ко лжи и от этого мне было не очень хорошо на душе. Меня грызли муки совести. Но в жизни так уж устроено, что мы всегда делаем выбор между двумя нашими я. Один всегда будет говорить, шептать, убеждать, что надо сделать, совершить действие. А второй будет противиться первому и всячески отговаривать не совершать глупостей. Вот за такими мыслями и в борьбе противоречий я подошёл к медсанчасти. Я так толком не определился, что же я должен придумать, какие симптомы описать. Ссылаться на головную боль и температуру не особо хотелось, я боялся, что меня на пару недель упекут в стационар при медсанчасти. Эх была не была! Я медленно поднялся на высокое крыльцо и зайдя внутрь свернул налево в коридор. В этом крыле на первом этаже, в кабинете принимала  Елена Александровна Галицына, врач нашего курса. Елена Александровна была очень эффектной и очень красивой женщиной, блондинкой. Как я вспоминаю она была очень темпераментной женщиной и многих не опытных юнцов наподобие меня, это вводило в некий ступор. Не каждый день нам приходилось видеть рядом с собой, да  и общаться с такой красивой и знойной женщиной, с мечтой поэта.

   Возле её кабинета с именной табличкой, никого не было. Я робко постучался в дверь, приоткрыл дверь и просунул голову.
-"Здравствуйте, Елена Александровна! Можно?"
-"Ааа, Виноградов! Подожди минуточку, я вызову. Посиди в коридоре" - ответила Елена Александровна, повернув голову и увидя меня. Она быстрым и резким движением что-то писала в медицинской книжке. В общем была ещё занята.
Закрыв дверь и обернувшись я увидел ещё одного курсанта, подошедшего за мной и присевшего  на скамейке. Как оказалось, парень из курса диспетчеров тоже пропустил пару и вот пришёл за спасительной справкой, как и я. Мы  присели рядом и разговорились. О чем мы с ним говорили? Да просто сидели и обсуждали, что сказать Елене Александровне, какие симптомы мол у нас есть или были. Нам было важно, чтобы нас осмотрели, послушали лёгкие, заглянули в рот, осмотрели язык и выписали какие-то таблетки. И самое главное , дали  справку, что мы были на приёме у врача!
-"Ты что скажешь ей?" - спросил я.
-"Да скажу, что голова болит и вчера была высокая температура". - ответил парень.
-"Да ну! Тебя же сразу в стационар положат! Надо что-то другое придумать".- парировал я и всё больше начал склоняться к тому, что наверное скажу, что живот болит. Ведь поди проверь живот, да и с  температурой вроде этот симптом не связан никак. В общем мы не пришли к единому мнению и каждый остался при своём. И тут открылась дверь кабинета и в проёме  появилась голова Елены Александровны:
-"Виноградов, заходи!"

   Предварительно сняв верхнюю одежду и сложив её на скамейке, я подмигнул новому знакомому и зашёл в кабинет. Зайдя я робко подошёл к столу Елены Александровны и сел на стул.
-"Ну здравствуй , Виноградов! На что жалуемся?" - без обиняков спросила в лоб Елена Александровна.
Как я писал выше, она была очень красивой и эффектной женщиной и от её присутствия совсем рядом со мной и от запаха её духов я впал в некий ступор.
-"Ммм.. Эээ... Живот болит...и я Винокуров.. "-прошептал я глядя на неё, как кролик на удава. Надо сказать, что мою фамилию Винокуров очень часто путали и вторая фамилия Виноградов прочно укрепилась за мной и я потом  перестал обращать на это внимание.

   О боже! Что потом началось! Эти два моих первых слова про живот произвели эффект разорвавшейся бомбы! Глаза у Елены Александровны округлились и дальнейшие события разворачивались столь стремительно, что я и предположить не мог в какой переплёт я попаду.

   Через пару минут я оказался на кушетке. Елена Александровна велела мне раздеться до пояса. Помню, как я стесняясь разделся и весь пунцовый от волнения и стыда улёгся на кушетку. Ведь мне было всего лишь семнадцать лет и мне ещё не приходилось вот так вот раздеваться перед красивой женщиной. Елена Александровна присела рядом на кушетку  и начала щупать мой живот. От всего этого у меня перехватило дыхание,  бросило в пот и я ещё больше покрылся пунцовой краской стыда.
-"Так, Виноградов! Что ты ел?!" - строго спросила Елена Александровна прощупывая мой живот. Этот вопрос был столь неожиданным для меня, ведь я даже не предусмотрел, что я должен был ответить на такого рода вопрос. Да я вообще не предполагал, что будут такие вопросы!
-"Эээ...Винокуров... Эээ.. Капусту ел! Квашеную! Вчера в гостях!" - выпалил я, неожиданно даже для себя самого. Теперь, по прошествии многих лет, я думаю, что выпалил первую попавшуюся мысль, лишь бы Елена Александровна перестала щупать мой сначала мягкий, но уже напрягшийся живот.
-" Лежи! Не вставай! "-скомандовала Елена Александровна, встала и прошла к своему столу, взяла в руки трубку телефона и начала куда-то набирать. Как оказалось звонила она председателю ВЛЭК Васицкому.
-"Алло! Ростислав Александрович? Это Елена Александровна. Ростислав Александрович, тут пришёл курсант Виноградов. Жалуется на боли в животе! Говорит вчера в гостях ел квашеную капусту! Да! Что делать?! Хорошо!" - состоялся темпераментный разговор Елены Александровны с невидимым собеседником. Я лежал на кушетке и весь превратился в слух и лихорадочно соображал, что делать?! Признаться, что пошутил пока не поздно или нет?! А вдруг отчислят?! Мысль об отчислении была невыносимой!
-"Елена Александровна... Эээ..."- промычал я и начал вставать. Елена Александровна резко подошла к кушетке и столь же резко уложила меня обратно.
-"Лежать, Виноградов!" - скомандовала она и пошла к двери. Она позвала следующего пациента  и вот она картина маслом! Входит мой недавний знакомый паренёк, глазеет полными ужаса и страха глазами на меня и проходит мимо к столу. Дело с парнем закончилось тем, что он, как и говорил, пожаловался на головную боль и вчерашнюю якобы температуру. Елена Александровна осмотрела его, измерила температуру, давление, выписала таблетки и самое главное: выписала ему справку! Проходя мимо он подмигнул мне и был таков! Занавес!

   Пока я лежал и судорожно соображал что делать, открылась дверь и быстрым, энергичным шагом зашёл импозантный, гладко  выбритый мужчина в белом медицинском халате. Поздоровавшись с Еленой Александровной, он присел на кушетке и начал тоже прощупывать мой живот. И тут я к великому своему ужасу увидел на его халате небольшую табличку с фамилией. Это был председатель ВЛЭК!Васицкий Ростислав Александрович собственной персоной!
-"Так.. Тут болит? Нет? А здесь? Тоже нет? А тут? Немного ? Что ел? Квашеную капусту? Понял! В стационар!" - таков был вердикт председателя ВЛЭК, чему я не посмел противиться и я "загремел" на две недели в стационар! Дело запахло жареным и мне стало совсем не до справки.

   Дни в стационаре тянулись неимоверно долго. Забор анализов, приём специалистами-врачами, какие-то уколы, всё это расстянулось на долгие две недели. В библиотеку я ещё не успел записаться, поэтому у меня не было книг, которые помогли бы мне скоротать время. В холле стоял телевизор, который выключали в десять вечера. Вот и все развлечения. Да ещё байки соседей по палате.  И  в общем вся эта больничная атмосфера не придавала оптимизма. Про меня пошёл слух, что вот мол есть такой курсант из Якутии , который съел за раз трехлитровую банку квашеной капусты. Прекрасно помню, как зашёл в кабинет диагностики, где мне должны были сделать процедуру ФГДС и врач услышав мою фамилию выдал: - "Ааа, так это ты трехлитровую банку квашеной капусты съел?! Что же ты?! У вас в Якутии капуста не растёт?!"

   Также помню, как я боялся, что в результате сданных моих анализов и различных процедур, у меня найдут какую-то болезнь желудка и меня немедленно спишут. А ведь стать пилотом, это Мечта моего детства и Смысл всей моей жизни! Поздно вечером я сидел один в коридоре и тихонько плакал. Мне было очень горько, что из-за всей этой истории меня могут отчислить по состоянию здоровья и моей Мечте не суждено будет сбыться. Я был очень напуган и глубоко сожалел, что решился на этот обман. Моё воображение рисовало мне разные картины того, как я возвращаюсь домой, к родителям. Возвращаюсь так и не достигнув своей цели, своей Мечты! И некому было меня поддержать,
-"Эй, чего ты тут расселся! А ну-ка марш в палату!" - грозный окрик заставил меня вздрогнуть от неожиданности. Я обернулся и увидел старушку, санитарку. Она поставила ведро, прислонила швабру с тряпкой к стене и подошла ко мне.
-"Эва! А чегой ты тут? Плачешь? "- заглянув мне в глаза, всплеснула она руками. И то ли от желания выговориться, поделиться своей проблемой и снять тяжесть с души и сердца, но я рассказал ей всю правду.
-"Ничего. Будешь ты летчиком. Не бойся. Но впредь тебе урок, милок!"- выслушав меня, успокоила старушка. Я попросил её никому не рассказывать и получив от неё твёрдое обещание молчать о нашем разговоре, вернулся в свою палату.

   Меня спустя две недели выписали с диагнозом: здоров. Но свою ежегодную, головную боль я себе заработал. Мало того, что я наглотался этих зондов для забора желудочного сока на анализы, но на  протяжении трех лет, на каждой годовой медкомиссии, на ВЛЭК, мне делали ФГДС. На четвёртом курсе я взмолился Елене Александровне мол может хватит каждый год меня истязать?
- "Ничего Виноградов! В следующий раз будешь придумывать что-нибудь поумнее!" - ответила Елена Александровна, но впрочем в крайний год учёбы отменила эту пытку посредством ФГДС.

   С тех пор утекло много воды, прошло много времени, четверть века уже. Но я до сих пор иногда вспоминаю тот самый случай произошедший со мной и который научил меня двум важным вещам: не опаздывать и не врать. Долгое время я не мог не то, что есть, а и смотреть на квашеную капусту, но годы берут своё и теперь, когда я ем квашеную капусту, то я всегда вспоминаю тот курьезный случай из своей курсантской жизни. Я вспоминаю Серёгу Шавырина, Елену Александровну, врачей и старушку-санитарку. И пускай по молодости лет и малого жизненного опыта я старался всегда говорить правду и за это получал некоторые неприятности, то и сейчас, умудренный жизненным опытом и сложившись, как личность, я стараюсь быть честным человеком. И в первую очередь перед самим собой.

21.06.2018 г.
Чукотка. Анадырь. п. Угольные копи.