О чём сериал Садовое кольцо

Елена Гвозденко
На первом канале идёт премьерный показ сериала «Садовое кольцо», продюсер Валерий Тодоровский, режиссёр Алексей Смирнов, сценарист Анна Козлова. Участие Тодоровского - гарантия, что фильм будет выбиваться из череды плоскостных, примитивных сериалов. Анна Козлова – известный прозаик, чье творчество динамично, провокационно и даже скандально. В 2017 году её роман получил престижную литературную премию «Национальный бестселлер». И в фильме не стесняются секса, нецензурной лексики, откровенной агрессии. Но воспринимается очень гармонично, не как спекулятивные приёмы, а как своеобразный фон, атмосфера контраста.
Это дебютная работа Алексея Смирнова, сына Андрея Смирнова.

Первая серия несколько затянута, это, скорее, ознакомительное действо. Своеобразная презентация героев в, привычной для них, обстановке роскоши. Кажется, это очередной фильм из цикла «богатые тоже плачут», если бы не игра талантливых артистов. А состав, действительно, звёздный! Для внимательного зрителя интрига начинается вовсе не в финале серии, когда пропадает сын главных героев, а в мизансценах, репликах, взглядах, «мелочах», которые ускользают от поверхностного восприятия. Неспешность первой серии – своеобразная заявка на то, что сериал не для беглого просмотра, он содержателен, многослоен, глубок.

Главная героиня Вера (Мария Миронова) замужем за бизнесменом Андреем (Анатолий Белый). Андрею помогает вести дела сестра Веры, Анна (Евгения Брик). Коррупционные схемы, риски, преследования – далеко не полный перечень триггеров сюжета. У Веры свой кризисный центр для богатых дамочек, психотерапия выдуманных проблем. И эта надуманность, иллюзорность незаметно становится основной идеей фильма.

Слишком динамичное развитие сюжета, событийность создают ощущение сюрреальности, насмешки.  Но герои очень естественны, может потому, что наша реальность и есть гротеск?

Фильм интересен и композиционно. При цельности сюжета возникает странное чувство независимости сцен.

В одном из интервью Мария Миронова сказала, что не любит бега времени, в кино ей интересен длинный кадр, чтобы увидеть глаза человека и понять, зачем мы здесь. В фильме много возможностей «увидеть глаза человека», много вопросов «зачем».  Выстроенные диалоги – предположения: «а что, если бы», как способ достучаться до давно забытой души. И трусость при попытке заглянуть внутрь себя, страх обнаружить степень кошмара. Зачем, если можно довольствоваться «идеальным вариантом жизни»?

Героиня Мироновой немного «не от мира сего», этакая параллель с князем Мышкиным, живущим в роскоши. Атмосфера грязи для контраста, для подчёркивания «юродивости». Но «юродивость» здесь не синоним чистоты, а как способ убежать в свою «чистенькую» иллюзию.

Хочется, чтобы сериал не разочаровал финалом, хотя он уже предсказуем.