Литература еще не умерла, но похороны уже идут

Нина Тур
               
Проблема  эта не так безобидна, как может показаться. Ну, пишут все кому не лень. И раньше писали  стихи в альбомы, дневники для себя и воспоминания для  внуков.
Но это оставалось в семейных архивах. Вспомним, как Иннокентий Анненский, директор Царскосельского лицея, всю жизнь не издавал свои стихи, считая их недостаточно зрелыми для обнародования.
Еще пример. Автобиографический роман У.С.Моэма рассказывает о литературной поденщице, авторе бесчисленных повестушек, писанных с единственной целью прокормить себя и ребенка. Они дешевые, их раскупают, но  сама писательница, умная, но задавленная бедностью, говорит о себе без обольщения: «Я  пользуюсь большим успехом у судомоек.»
Не так ли говорит о себе и  умная Устинова? «Пишу  свои дурацкие детективы»
НО! Ее доходы не сопоставимы с ее бедной английской коллегой, ее бесконечно приглашают
на встречи в верхах, на ТВ, она даже имеет там свою программу, она считается столпом современной литературы.
Это еще не вся проблема.
Как только отменили худсоветы ( да и кому в них нынче сидеть?), как только исчезла за ненадобностью лит. критика ( да и кому ее профессионально писать?), как только началась эпоха издания книг за свой счет — повалили кучи макулатуры. Все это было и в Англии, но там литература насчитывает на 700 лет больше, чем отечественная, стало быть, и литературный вкус развивали дольше. И писатель, и читатель понимает, для кого что писано.
Наши графоманы, отважно издающие свои опусы, искренне верят, что они развивают, а не хоронят литературу. По примеру советского  СП, организуют свои бесчисленные  союзы и союзики, занимают в них места председателей, заместителей председателей и  секретарей заместителей председателей, проводят свои самодельные конкурсы, где восседают в жюри.
В этом потоке тонет всё — и хорошее, и плохое. Но поскольку плохого, то есть бесталанного всегда больше, чем талантливого — результаты нетрудно предугадать.
Это сильно портит вкус читателя. Он берет книгу, где непонятно, то ли автор сам ее издал - издательств ныне немерено — то ли прошла она хотя бы минимальный отбор. Он ее читает и опять не понимает, хорошо тут или плохо: ведь в аннотации указано, что автор — член какого-нибудь союза или даже председатель чего-нибудь, да еще занял  место в некоем конкурсе.  Хороший вкус воспитывается  только на лучших образцах, а где же их взять, когда все заполонено поделками, которые хвалят критики, а редакторы выбирают материал для своих журналов, руководствуясь не вкусом и опытом ( бывает, что   глаз замыливается на чтении бесконечной серятины), а всякими другими соображениями.